Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:15 

Попаданцы-прогрессоры-воины

Ingris
Алексей Кулаков "Наследник". АИ с попаданцем, Россия 16-го века. Знахарь-экстрасенс с помощью аномальной зоны переносится в тело старшего сына Ивана Грозного Дмитрия. Первенец умер в мальчишеском возрасте, а тут - выздоровел и после перенесенной болезни резко помудрел и наполнился святым духом (как он сам объясняет). Вводит гигиену, книгопечатание, медицинские знания, сказки Пушкина и прочих классиков, лечит наложением рук и приложением смекалки, обучается ратному делу, припоминает историю, практикует рейки и прочее энергуйство - и обучает этому других детей царя. Отдает Марти Стю... Сам царь Иван Васильевич мелькает фоном как приложение к затеям почти святого сына. Слог автора серьезный и более-менее бойкий, настрой патриотичный, эгоцентричный. Продолжение когда-нибудь следует, а вот стоит ли его читать? может быть, если долго "древнерусской фантастики" попадаться не будет...

Галина Гончарова, цикл "Средневековая история" ("Средневековая история", Домашняя работа", "Интриги королевского двора", "Изнанка королевского дворца", "Граф и его графиня"). Фэнтези с попаданкой. Глядя на обложку, ждешь лавстори - ан нет (да мне и так норм). Выпускница медвуза, взращенная в суровом быту военных городков, погибла в аварии и очнулась в теле умирающей от родовой горячки графини Лилиан Иртон. Тело слабое и жирное, замок отдаленный и запущенный, графство крошечное и нищее, мир некий средневековый. Лавстори не получается по причине отсутствия графа - 4 книги из 5 он в длительной зарубежной командировке, а по возвращении не задержался на этом свете. Героиня - сильная женщина, пришла в себя и сразу взялась наводить свои порядки во всё более крупных масштабах, вскрывая заодно всё более крупные заговоры, вокруг нее сплетенные. Собирает вокруг себя ущемленных в правах людей, давая им приют, статус и новые ремесла, приносящие несказанную прибыль, чем завоевывает их преданность. Вводит гигиену, книгопечатание, кружевоплетение, зеркалоделание, новые фасоны, сказки про Шерлока Холмса, медицинские, ювелирные и химические знания, лечит хирургией. Это, в принципе, занимательно.
А, еще отмечу историю королевской семьи - как обернулась счастливая сказка о том, что королевская возлюбленная может стать королевой - для короля, королев, законных детей и бастардов вплоть до изх внуков. Дворцовые интриги в цикле даны интересно и в развитии.
Главный минус - повторяемость. Не столько общих ходов, как текста и сцен. Повторение установочных и характеризующих фраз - постоянно. Доходит до прямого копирования сцен из предыдущих книг слово в слово с перестановкой разве что имен. Главная мысль всего цикла: "Два умных человека всегда могут договориться".
Цикл можно было б уменьшить как минимум на книгу, т.к. 3-4 книги провисают. Ощущение, что автору не хватает словарного запаса, фантазии, литературного мастерства и любви к своим героям. Неплохо, местами - хорошо, в т.ч. финал. С одной стороны, 5-я книга так и не раскрыла отношений графа с графиней - это жаль, слишком долгим было ожидание и оно оказалось обманутым. С другой стороны - и так бывает на свете, почему бы не обойтись без напрашивающегося сказочного финала "и жили они вместе долго и счастливо". Долго, счастливо - но с другим. В этом свете про королевского дознавателя Ганца хотелось бы в первых книгах поподробнее... Но, наверное, автор сама еще не знала, куда ее история заведет.


Борис Орлов, цикл "Робин Гуд с оптическим прицелом" ("Снайпер-попаданец", "Путь к престолу"). Альтернативная история с попаданцем + юмор, Англия времени правления Ричарда Львиное сердце. Обе книги мне понравились, каждая - в своем ключе. В первой больше юмора, точнее, иронии - попаданец не может распознать известную ему упрощенную робингудовскую историю в окружающем его мире, т.к. не так звучит, не такая география, не та расстановка сил и быт, какие он знает по фильмам. Сожалея, что попал в какую-то непонятную страну, что его не закинуло к вольным стрелкам - а сам тем временем совершает всё то, что осталось в легендах о них, сам и являясь прообразом Робина. Попаданец - КМС стрельбы из лука, охотник и диверсант Роман, заброшенный вместе с луком из одного леса в другой молнией, довольно адекватный и предприимчивый товарищ, лезет со своим уставом куда хочет, побеждает и наращивает военную силу - становится наконец политически значимой фигурой и соображает, что он сам и есть РГ.
Вторая книга строится уже скорее как альтернативная история - игра идет против Ричарда Львиное Сердце, за престол Англии. Хотя ирония по-прежнему есть: попаданец и не догадывается, что обычные для человека 20 века поступки и мелочи в веке 12-м говорят окружающим совсем о другом, что он ими претендует на королевское происхождение, что поэтому вокруг него идут политические игры и его пестрое окружение ведет самозванца к трону. Он осознает - но потом, не сразу, и по мере соображения включается в игру. Историческое знание попаданца вообще ничего не стоит, т.к. состоит из штампов масс-культуры, хотя ляпает иногда удачно.
Интересно, что попаданец, хоть и использует передовые для местности-времени навыки, не умнее всех-всех, у него просто другое мышление и понимание происходящего. Эта разница восприятия показывается постоянно - и картинка получается ярче. Немалое место в ей принадлежит умело использованным бытовым деталям того времени - автор явно покопался в справочниках, что делает далеко не каждый "писатель про попаданцев". Будет ли третья книга в цикле - хз, хотелось бы, но, с другой стороны, красивое и логичное завершение в наличии.

Анатолий Дроздов "Кондотьер Богданов". Попаданцы в прошлое России с лавстори и мистикой. Не АИ, просто приключалово. Экипаж самолета ПО-2 пролетает из Великой Отечественной в 13 век под Псков - в этом была рука высших сил, чтобы сбылось пророчество: прилетит железная птица, ведомая Богданом-богатырем, и разгромит ливонцев. Опытный летчик и гарный хлопец Богданов и шебутная пигалица Лисикова то и дело напоминали парочку из советской военной комедии "Крепкий орешек" с аналогичным финалом отношений. На втором плане развиваются любовные линии княжны и сотника, швейцарского наемника и вдовушки, строят козни литвины и Ливонский орден, судит и думу думает мудрый Довмонт, говорят свое слово в боях пулеметы и бомбы самолета, одерживает победу над комсомольским атеизмом православие...
Вроде и читается потихоньку, но как-то всё схематично выписано. Один наемник Конрад проламывается сквозь картон, но его мало. Любопытно, что место действия - Сборск и Плесков (Изборск и Псков), жаль, что они только фон - в центре внимания попаданцы с их эмоциями и выбором (жениться на княжне или летчице? возвращаться или остаться?). Посредственно.

Михаил Рагимов, дилогия "Волхвы сыскной управы" ("Щит", "Меч"). Альтернативная история с попаданцами. Необычная структура: малая часть - про подготовку отряда попаданцев в постсоветское время для заброски в прошлое; треть - про действия попаданцев на Руси и в Европе 10 века; треть - текст книги, написанной в старости одним из попаданцев для потомков; треть - расследование 800 лет спустя, проводимое в альтернативной Руси (языческой и самой мощной стране на планете): взаправду были ли эти попаданцы? Не упомню книги "АИ с попаданцами", где бы столь же на равных выступали эти части - что было и что поэтому стало. К тому же альтернативное "что стало" дотошно проработано терминологически, что таки придает колорит.
Слаженный отряд (из 50 юношей, девушки, одного воеводы + случайной хулиганки), получивший многолетнюю всестороннюю подготовку для заброски, отлично снаряженный и имеющий целью создать новое будущее с сильной Русью без христианства, заброшен в прошлое. Слабым звеном оказались знания по истории - источники оказались не то что неточны - вообще неверны по политическому раскладу; заготовленный план развалился. Пришлось импровизировать на месте - поход с князем Игорем на Византию, на хазар, а потом и на Европу.
Прогрессорство - цель попаданцев, говорится о нем мало и в общем, размах же при малых временных сроках и нулевой местной базе производства удивляет. Может, я неправа, но: сыворотка от чумы на все население Руси от половцев до Новгорода за 2-3 месяца, оружие и доспехи из стали за год - на тысячи человек? не имея до того понятия о сыворотках и домнах? :nea: К середине второй книги ура-патриотизм переходит в "одним махом всех побивахом", повествование в 10 веке от РХ стремится оторваться от судеб персонажей и перейти в масштаб стран и континентов (автор себя осаживает иногда, но потом снова возносится). Финал знаменуется завоеванием ойкумены в 10 веке, гибелью или женитьбой основных персонажей в нем же, решением Князя по итогам расследования в веке 8-м от взятия Царьграда и продвижением волхва=кгбшника по службе. В принципе, автор эпиграфом посвятил дилогию службам госбезопасности любых веков и даже пытался показать эти разновременные и разногосударственные службы по ходу сюжета... ну, как смог.
А лучшее в дилогии с художественной точки зрения - песня Алексея Витакова о князе, за нее спасибо.


Влад Савин, цикл "Морской волк" ("Морской волк", "Поворот оверштаг", есть еще 7 книг...). Альтернативная история с попаданцами, Вторая мировая. Атомная подводная лодка РФ сквозь аномалию перенеслась в 1942 год к берегам Америки и начала свой боевой путь во благо Советского Союза. Патриотизм, прогрессорство и изменение истории в крупных масштабах; просвещение Сталина, передача технологий (вплоть до мирного атома) и разнообразнейшего послезнания прилагаются (завхоз был запасливый... и фанат военной истории 20 века...)
Первая книга более интересна - о команде специального назначения, попавшей в нестандартную ситуацию и решившей помогать родине автономно и анонимно. "Морской волк" - так АПЛ подписывает свои передачи - сперва заслуживает себе репутацию делом, потом входит в состав флота СССР. Действовать решили на Севере, и в двух книгах фактически разгромили флот Германии, заодно обеспечив продолжение хождения караванов из Британии. Познавательно сравнение с реальными событиями (справки даются тут же), любопытно дается взгляд с той стороны - и от своих, и от союзников, и от врага. Вообще, респондентов много, постоянный круг героев есть, но главного героя нет - по количеству отчетов им можно было бы считать капитана АПЛ Лазарева, но вот стиль... Чем дальше, тем художественности становится меньше, перерастая в псевдоисторический отчет о событиях со всё более общим планом. В таком стиле я предпочитаю читать историческую (а не альтисторическую) документалку... ну или хоть без попаданцев - как "Броненосцы победы".
Поэтому продолжение еще в 7 книг читать пока желания нет.

@темы: попаданцы, лавстори, комедийное, книги, альтернативная история, фэнтези

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Слънчево е днес

главная