Ingris
"Подвиг разведчика" (1947). Военно-приключенческий фильм про советского разведчика, под видом интенданта охотящегося на немецкие штабные планы. Тот самый фильм про славянский шкаф, цитаты вроде как известны ("За НАШУ победу!", а источник - нет, потому решено было посмотреть. Черно-белый, по постановке скорее напоминает спектакль, сплошь декорации и камерные сцены, трюковости-зрелищности минимум, но напряженности достаточно за счет саспенса (зритель в курсе действий обеих сторон) и то и дело грозящего провала. Враги таки не совсем идиоты и встречные меры активно принимают, разведчик ускользает на наглости и хладнокровии. Местами наивно и гротескно, но в целом занимательно.

"Проверка на дорогах" (1971). Военная драма про партизан. А всю жизнь думала по названию, что это какой-то милицейский детектив про ГАИ... нда, школа странного именования фильмов в нашей стране имеет глубокие корни.
Фильм подчеркнуто обыденный - быт партизанского отряда без какой-либо бодрости духа и героизации, прямо-таки полная противоположность "Подвигу разведчика". Кругом беда, зима, голод, безжалостные безликие фашисты и, главное, мирные люди, втянутые в безумие взаимного уничтожения. Могло ли так быть взаправду, веришь ли режиссеру? Да легко. Этот фильм не призван развлекать, но вот лично мне кажется он всё ж неправильным в настойчивом нагнетании мрачности. Основное воплощение человечности - командир партизанского отряда Локотков, идущий в этом наперекор и комиссару, и обстоятельствам; удачная роль Ролана Быкова. Комиссар показан как тупой и бездушный фанатик, раздраженный нехваткой власти - да, и такие вероятно были, но очень уж знакомый шаблон для кинообразов лет последующих. Ну а сам военный эпизод строится вокруг фигуры Лазарева, бывшего красноармейца, бывшего пленного, бывшего полицая, который сдался партизанам и хочет снова стать честным человеком, свои среди своих, ибо заели тоска и совесть; ему устраивают проверки и каждый раз не верят, пока не замеченный товарищами подвиг (положить жизнь за други своя) не ставит точку.
Довольно-таки печальный фильм, без последней сцены в Берлине скатился бы в чернуху, а так вроде сойдет для палитры взглядов.

"Двадцать дней без войны" (1976). Драма про тыл в 1942-м. Опять подчеркнуто обыденный фильм, множество деталей жизни (фронт, поезд, тыл в ташкентскую зиму), кратчайшие фрагменты судеб, обрывки разговоров... В центре - герой Юлия Никулина (который и тащит на себе весь фильм), известный военный корреспондент в отпуске, островок спокойствия и добросердечия в проносящемся хороводе дерганых истерящих лиц, которые то хотят ему исповедоваться, то требуют профессиональной творческой помощи. Истерика мужчин и женщин, шумная и тихая - сквозной мотив фильма, каждые 10-15 минут - обязательно. И даже женщина, с которой он мимолетно сошелся (Гурченко), казавшаяся вторым островком спокойствия и выдержки - туда же. Да, ненавистная война, но - надо ли было с такой подчеркнутой безнадегой? И - ненависть к представителям советской власти, краткий, но через детали показ их как бездушных зажратых сволочей...
По схеме построения отвратности жизни вокруг одного светлого пятна-ГГ, по нетипичному для советских фильмов настроению - очень похоже на фильм предыдущий. Проверила - и правда, режиссер один: А. Герман. Он же снял "Лапшина", "Хрусталева" и "ТББ", что теперь мне громко так подсказывает: а оно тебе надо, смотреть то, что снято в либеральные времена, если сей режиссер под цензурой умудрился натворить попахивающие вещи? Лучше уж Симонова почитать...



@темы: Великая Отечественная, кино, военное