Ingris
Лев Лайнер "Веселая троица - Вицин, Моргунов, Никулин". Материалы о Трусе, Балбесе и Бывалом, а также о том, как снимались фильмы с этими персонажами, ну и про актеров по очерку. К сожалению, лучший из советских комедийных режиссеров - Гайдай! - мемуаров не оставил, приходится довольствоваться старательными, но посредственными поделками журналистов...
"Успех гайдаевских фильмов в том, что в них нет жестокости и фальшивых нравоучений" (Моргунов) - да, а еще в них находится смешное для разного зрителя, для детей и взрослых, они доступны и интересны всем. Чего нельзя сказать о большинстве фильмов Данелии и Рязанова.
Автор собрал и обработал материал, внеся свое восхищенное видение - все случаи появления Труса-Балбеса-Бывалого на экране. Поделился тем, как один энтузиаст с детства стал создавать - и создал - музей этих трех персонажей. Не стал особо повторять то, что уже было написано Никулиным в его воспоминаниях (хотя это и был легкий путь), старался найти что-то малоизвестное в старых публикациях. Чуть ли не впервые написал большой очерк о Моргунове, стараясь оправдать и облагородить его наглые поступки, которые в лучшем случае можно назвать розыгрышами, по сути же это подлянки и подставы посторонних людей для собственной выгоды и развлечения; шут по жизни, подчас злой, искренне любящий смешить. А вот Вицин - полная противоположность: "проживи незаметно" как жизненная философия, грустный и добродушный, трудолюбивый и ненавязчивый, чуть ироничный йог...

Георгий Данелия "Безбилетный пассажир. Короткометражные истории из жизни кинорежиссера". Первая книга мемуаров советского грузинского режиссера. И хоть он не придерживается строго хронологии - только в акцентировании на фильмах соответствующего периода жизни и творчества - правильнее начинать с этой книги (а не как у меня вышло, со второй), потому как про выбор профессии, учебу, работы 1950-60-х. Воспоминания текут прихотливо, главное в них - хорошие люди, их влияние на жизнь и фильмы (а хорошая сторона находится им чуть ли не в каждом, кроме полных идиотов). Нет прогрызания себе дороги в искусство, нет надрыва - все складывается благодаря обилию родственных-дружеских-рабочих связей, благодаря какому-то добродушно-спокойному отношению к жизни. Что мне особенно нравится - объяснения, почему что-то в фильмах Данелии именно так, как оно есть - где-то замысел, где-то цензура, где-то такой-то вот случай... Например, почему так часто хоть ненадолго был в них Леонов? Потому что "был камертоном, задавал тон стилистике - добрый, смешной и грустный". Да, пожалуй, доброе-грустное и почти несмешное ощущение от мелодрам-"лирических комедий" Данелии, местами стыдное за людей, но обычно более-менее терпимое.

Эльдар Рязанов "Неподведенные итоги". Мемуары либерального советско-российского режиссера. Написанные на склоне лет, они отражают именно либералистическое мировоззрение, и автор сам недоумевает, как он мог в молодости быть искренним прокоммунистическим энтузиастом. Но юность глупа, потому простительно, а потом он всё понял и стал сатириком и подпольным диссидентом, восхищающимся человеческими и гражданскими качествами Ахеджаковой и Басилашвили...
"7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года я считаю трагической датой в жизни нашего Отечества. Надеюсь, в этот день повсюду в России будут вывешиваться траурные знамена. Ибо в этот день наша Родина свернула с общечеловеческого, цивилизованного пути и направилась под водительством коммунистической партии в исторический тупик."
Не, Рязанов в своей книге вполне раскрывается как талантливый и интересный человек, другое дело, что его идейная позиция не по мне, пусть он и болеет по-своему душой за родину. И то, что в его фильмах меня коробит, для него в них чуть ли не самое главное, это не огрубелость чувств и вкуса, это так и задумано, а то еще и смягчено цензурой. Возможно, людям застойного времени не хватало сатиры, остроты правды пресноватой предсказуемой жизни?
В отличии от Данелиевских, воспоминания Рязанова упорядоченнее и последовательнее, идут в четком хронологическом порядке, с тематическими отступлениями-главками; про родственников и приятелей как таковых - мизер, зато очень много благодарностей тем людям, с которыми автор работал, и каждого он преподносит с профессиональной стороны... даже когда пишет про негатив. И так же интересно узнать о подготовке и съемке каждого фильма в деталях - почему вышло именно так (и тут немало было открытий). Рязанова в комедию загоняли пинками, а он тяготел к драме: раннее творчество - больше давление на него авторитетов и больше комедийного, при самостоятельности и советской многоуровневой цензуре - фильмы-трагикомедии, перестройка и демократия - свобода творчества и чернуха.
"Злости у меня хватает – злости к плохому. ... Я не стараюсь, чтоб обязательно было смешно. Важнее истинность ситуации. Если она окажется еще и уморительной, – прекрасно. Нет, ну, значит, нет. Зато хоть фальши не будет. Стараюсь писать весело, а снимать стремлюсь правдиво. Мне хочется рассказать историю нравов, рассказать честно."
Я лучшим рязановским фильмом, который и приятно, и стоит пересматривать, считаю "Гусарскую балладу".

запись создана: 28.03.2017 в 00:19

@темы: кино, книги, профистории