"Земля живых. Сборник рассказов памяти Андрея Круза". Официально было заявлено, что этот сборник из 14-ти рассказов, прошедших конкурсный отбор, посвящен памяти Круза, по факту о нем - только предисловие, а так это сборник по мирам Круза и где-то рядом читать дальше(подчас общее - только зомби, а когда зомбиапокалипсис даже не в тот год и не по тем причинам - то оно даже не очень рядом...) Качество рассказов в основном посредственное или хуже. Из хорошего - знакомство с незнакомыми фантастами, есть несколько неплохих по стилю, есть несколько таких, что далее читать их не хочется вовсе. Ну и есть парочка недостававших финальных точек к ранее прочитанному - Штейн и Корнев.
Ни один рассказ сборника не дал того ощущения потери и надежды на жизнь после смерти, как попавшийся мне в сети не прошедший конкурсы рассказик - где было и про смерть Андрея, и про его посмертие подобно тому, что было в "Рейтаре"... Только автора и название его никак не вспомню...
***
• Шимун Врочек "Русские в «Космосе»". Рассказик от первого лица. 1993-й год, бандитская бригада против зомбей в гостинице. Показателен момент, как неосознанные действия одного трусоватого вооруженного человека губят отряд, имевший шансы выжить.
• Алексей Штейн "Жизнь в наследство". Рассказ о последнем бое героя романа "Еще один человек", там в финале упомянутом, а тут детально показанном. Так сказать, недостающая точка к ранее прочитанному.
• Тим Волков "Та, что умирает последней". Довольно тоскливый рассказ про зомбиапокалипсис, как у выжившего-одиночки на почве безумной надежды едет крыша.
• Ася Михеева "Во имя Петра и Павла". Оптимистичный рассказ про зомбиапокалипсис, про взаимопомощь выживших - обычных людей без спецподготовки, проявляющих мужество и человечность. Коротенько и достаточно для понимания, не уходя во флешбеки, набросана их жизнь до начала повествования.
• Николай Берг "Презент для Шустрилы". Не самостоятельный рассказ - кусок текста из цикла-фанфика по "Эпохе мертвых" "Мы из Кронштадта". Кусок линии второстепенного персонажа - Ирины, девушки выживальщика. Одна локация - от приезда до отъезда из лагеря выживших, один квест - месть Шустриле. Реалистично, натурально так, но средненько.
• Дмитрий Манасыпов "Кувалды по акции!" Рассказик-экшн, про то как два приятеля пришли в строительный гипермаркет и тут начался зомбиапокалипсис. Далее месилово: кто, как, чем, от кого отмахивался. Ниже среднего.
• Юрий Уленгов "Все, кто может держать оружие". Рассказик про уже идущий недолгое время зомбиапокалипсис. США, провинциальный аэродром, бой за самолет и свободу, русский бандит спасает выживших в духе пирата Барбароссы "...А он оглянулся в бегущей толпе, от остальных отстал — и вдруг запрокинул в злобной тоске бешеный свой оскал…"
Вадим Волков "Мы — Карьяла, нам Похьяла!" Рассказик про начало зомбиапокалипсиса в 2018 г. Место действия - Петрозаводск, отсюда и название-поговорка, отсюда и основательные персонажи. Что главный герой, что его друзья словно бы образец правильных мужчин, у которых велики шансы выжить и спасти своих близких, залог тому множество факторов - верная дружба, военная подготовка, спокойные семьи, достаток, внедорожники, оружие, дома-крепости, нужные связи, удача и успех. Можно завидовать и одевать на голову кастрюльку, потому как если почти всего этого нету - стоит позаботиться о более вероятном (зомби)варианте... Средненько.
• Роман Глушков "Свинцовая кровь". Рассказик про старика и его пулемет в доме-крепости в окружении зомбей. Немного драмы, немного экшена, немного сумасшествия... Немного посредственно.
• Виктор Точинов "Земля живых". Кажется, автор хотел напихать в рассказ всего и побольше, отсюда некоторая сумбурность, усугубленная местами хитровывернутостью оборотов речи в попытке сарказма с политическим уклоном. А так это обычный рассказ на две сюжетные ветки про начало зомби-апокалипсиса, на этот раз в Питере. Показаны люди, отбившиеся от нападения при первом столкновении с зомбями и погибшие при следующих. В финале имеется отдельный самостоятельный кусочек сколько-то месяцев/лет спустя, где присутствует самый запомнившийся своей безумностью прикол сборника - зомбиход. Так себе.
• Павел Корнев "Хмель и Клондайк. Эпилог, или Всем нужен Клондайк". Этот рассказ - сворачивание Корневым совместного с Крузом подцикла "Пограничья", т.к. соавторы отвечали каждый за своего героя, смерть одного - невозможность продолжать другому. Сюжетный выход - резкий отъезд Клондайка из Пограничья на Аляску, пока до него не добрались киллеры. Печально, скомканно, но что делать.
• Сергей Королёв, Роман Давыдов "Здесь быстро темнеет". Это не рассказ, это кусок непонятно чего без начала и конца, без вводных и логики, зато полито сентиментальностью для большей трагичности. И даже наличный коротенький сюжет "эти люди против тех" авторы запутали то ли тройным, то ли четверным шпионом-камикадзе.
• Владислав Выставной "Гражданская оборона". Опять не знаю, на какой цикл Круза этот рассказ-фанфик. Охотники-элитарии на руинах цивилизации, ведущие сафари на выживших обычных людей, страх смерти и бессмертие. Есть завязка, картинка, логика происходящего (а также шаблонность и уклон в технодрочерство). На контрасте с предшествующим ему в сборнике убожеством этот рассказ кажется сильным, хотя в принципе - простой крепкий середнячок. Но ведь в нем без рассусоливаний дана и вводная (будущее, ради своего бессмертия "элита" уничтожила "быдло"), и диспозиция (вот охотники-бессмертные, вот выжившие, объекты охоты), и поворот сюжета - дичь становится охотником. И даже есть немножко философствования - кто же бессмертный, тот, кто может бесконечно долго жить и дрожать за эту жизнь? или тот, кто не боится смерти и рискует жизнью ради живых?
• Андрей Уланов "Дезертир". Если не путаю, этот рассказ по циклу "Земля лишних" - за десятилетия до его событий. Дезертир с вьетнамской войны в другой мир тихо починяет машины в глуши, но тут к нему пришла красивая девушка - и у желающего жить мирно автослесаря жизнь пошла по пи... по гениталиям. Дальше какая-то путаная ерунда кривым слогом без пояснений, что за нафиг происходит, внезапно превращающаяся в лавстори. Много левых отступлений, а на пояснение сюжетного действия автор слов пожалел.
Ася Михеева "Тара". Позитивная фантастическая повесть читать дальшес рамочной композицией. 23-й век, земляне освоили космос, журналистка летела поснимать что-нибудь развлекательное, получила материалов на серьезный фильм. Рамочка - хорошего качества. Картины-эпизоды внутри проработаны в основном слабее. Все они - случайные эпизоды из жизни обычных людей, из разных лет истории планеты Тара, от первых исследователей до последних защитников. Две своеобразные черты повести - ирландские мотивы как основа ткущегося на глазах читателя полотна истории - и передающийся в поколениях, зажженный и лелеемый огонек любви к родине.
Мила Бачурова, книги "Заложники солнца" и Пароль "Аврора". Фантастика про постядерный мир, роман взросления. читать дальше
Первая книга цикла - мир 15 лет спустя после атомной катастрофы, квест-роуд-муви. Поневоле вспоминается постапок Сурен Цормудян "Второго шанса не будет" - там мир замерзал, здесь сгорает под солнцем; там отряд идет через всю страну по цепочке анклавов выживших к цели, чтобы всех спасти, здесь идут через полстраны за ингредиентами, чтоб спасти человечество; там в центре спарка из молодого "не от мира сего" и взрослого, опытного в выживании, здесь пара юношей, один командир рейда, другой - ученый мозг; и даже повествование и там, и там - от третьего лица... Сходства много, но налицо и разница: тут в центре внимания - история взросления бункерного мальчика, а вовсе не сам постапокалиптический мир. Анклавы, их взаимоотношения, политические расклады, история и способы выживания даны вскользь, для меня это - минус, равно как минус и невнятность подачи того, чем занимаются ученые, что они ищут, чего добиваются и к каким выводам приходят. А что у автора получилось хорошо - это три парня: Рэдрик-Сталкер, адаптировавшийся к постапокалиптической жаре командир отряда, что послан от бункера под Москвой до Новосибирска (и обратно! и чтоб с грузом!), его неунывающий боец Джек, и главная фигура миссии - Кирилл, неприспособленный к жизни вне бункера и вынужденный спешно это делать, учиться всему практическому, от ухода за собой до боевых действий.
Роман "Пароль "Аврора"" является продолжением книги "Заложники солнца" и без прочтения ее имеет мало смысла: там были представлены как в целом отличия между людьми, живущими в бункере, и людьми, живущими на поверхности, так и частные характеры, здесь - только последствия. Время действия - полгода от возвращения в бункер под Москвой группы, ходившей в великий поход в Новосибирск. Место действия - от бункера до бандитского логова во Владимире. Содержание - человеческие отношения. Между взрослеющими воспитанниками и их воспитателями, что не желают замечать изменений в уже не детишечках. Между идеалистами, реалистами, эгоистами, альтруистами. Любовь, дружба, уважение, доверие, ненависть. С этой - социальной - стороны, как и прежде, все ок. Со стороны фантастической все по-прежнему слабо: об устройстве постапокалиптического общества и мира (почему животные-то не сгорают?) вообще минимум, о причинах катастрофы и их преодолении сделаны невнятные попытки что-то предположить, и в конце-концов просто выведен хэппи-энд. Приключения имеются в меньшем количестве - Кирилл в плену у врага, бункерная девочка Даша фактически в плену у своих, адапты и там, и там где-то рядом как кавалерия за холмом. Повествование от многих третьих лиц, постоянно скачет туда-сюда флешбеками текущего периода "после возвращения" (по отзывам я ожидала флешбеков из давнего прошлого, но увы, там ничего не прояснилось). Название, предполагаю, включает в себя и отсылку к выстрелу "Авроры" как к началу переворота, и возможность жить под открытым небом на рассвете для принимающих лекарство, когда губительное солнце всех остальных загоняет в укрытие, ну и образ богини утренней зари, прямо приведенный в тексте.
К 2025 году написана еще пара книг цикла, не читала.
Ни один рассказ сборника не дал того ощущения потери и надежды на жизнь после смерти, как попавшийся мне в сети не прошедший конкурсы рассказик - где было и про смерть Андрея, и про его посмертие подобно тому, что было в "Рейтаре"... Только автора и название его никак не вспомню...
***
• Шимун Врочек "Русские в «Космосе»". Рассказик от первого лица. 1993-й год, бандитская бригада против зомбей в гостинице. Показателен момент, как неосознанные действия одного трусоватого вооруженного человека губят отряд, имевший шансы выжить.
• Алексей Штейн "Жизнь в наследство". Рассказ о последнем бое героя романа "Еще один человек", там в финале упомянутом, а тут детально показанном. Так сказать, недостающая точка к ранее прочитанному.
• Тим Волков "Та, что умирает последней". Довольно тоскливый рассказ про зомбиапокалипсис, как у выжившего-одиночки на почве безумной надежды едет крыша.
• Ася Михеева "Во имя Петра и Павла". Оптимистичный рассказ про зомбиапокалипсис, про взаимопомощь выживших - обычных людей без спецподготовки, проявляющих мужество и человечность. Коротенько и достаточно для понимания, не уходя во флешбеки, набросана их жизнь до начала повествования.
• Николай Берг "Презент для Шустрилы". Не самостоятельный рассказ - кусок текста из цикла-фанфика по "Эпохе мертвых" "Мы из Кронштадта". Кусок линии второстепенного персонажа - Ирины, девушки выживальщика. Одна локация - от приезда до отъезда из лагеря выживших, один квест - месть Шустриле. Реалистично, натурально так, но средненько.
• Дмитрий Манасыпов "Кувалды по акции!" Рассказик-экшн, про то как два приятеля пришли в строительный гипермаркет и тут начался зомбиапокалипсис. Далее месилово: кто, как, чем, от кого отмахивался. Ниже среднего.
• Юрий Уленгов "Все, кто может держать оружие". Рассказик про уже идущий недолгое время зомбиапокалипсис. США, провинциальный аэродром, бой за самолет и свободу, русский бандит спасает выживших в духе пирата Барбароссы "...А он оглянулся в бегущей толпе, от остальных отстал — и вдруг запрокинул в злобной тоске бешеный свой оскал…"
Вадим Волков "Мы — Карьяла, нам Похьяла!" Рассказик про начало зомбиапокалипсиса в 2018 г. Место действия - Петрозаводск, отсюда и название-поговорка, отсюда и основательные персонажи. Что главный герой, что его друзья словно бы образец правильных мужчин, у которых велики шансы выжить и спасти своих близких, залог тому множество факторов - верная дружба, военная подготовка, спокойные семьи, достаток, внедорожники, оружие, дома-крепости, нужные связи, удача и успех. Можно завидовать и одевать на голову кастрюльку, потому как если почти всего этого нету - стоит позаботиться о более вероятном (зомби)варианте... Средненько.
• Роман Глушков "Свинцовая кровь". Рассказик про старика и его пулемет в доме-крепости в окружении зомбей. Немного драмы, немного экшена, немного сумасшествия... Немного посредственно.
• Виктор Точинов "Земля живых". Кажется, автор хотел напихать в рассказ всего и побольше, отсюда некоторая сумбурность, усугубленная местами хитровывернутостью оборотов речи в попытке сарказма с политическим уклоном. А так это обычный рассказ на две сюжетные ветки про начало зомби-апокалипсиса, на этот раз в Питере. Показаны люди, отбившиеся от нападения при первом столкновении с зомбями и погибшие при следующих. В финале имеется отдельный самостоятельный кусочек сколько-то месяцев/лет спустя, где присутствует самый запомнившийся своей безумностью прикол сборника - зомбиход. Так себе.
• Павел Корнев "Хмель и Клондайк. Эпилог, или Всем нужен Клондайк". Этот рассказ - сворачивание Корневым совместного с Крузом подцикла "Пограничья", т.к. соавторы отвечали каждый за своего героя, смерть одного - невозможность продолжать другому. Сюжетный выход - резкий отъезд Клондайка из Пограничья на Аляску, пока до него не добрались киллеры. Печально, скомканно, но что делать.
• Сергей Королёв, Роман Давыдов "Здесь быстро темнеет". Это не рассказ, это кусок непонятно чего без начала и конца, без вводных и логики, зато полито сентиментальностью для большей трагичности. И даже наличный коротенький сюжет "эти люди против тех" авторы запутали то ли тройным, то ли четверным шпионом-камикадзе.
• Владислав Выставной "Гражданская оборона". Опять не знаю, на какой цикл Круза этот рассказ-фанфик. Охотники-элитарии на руинах цивилизации, ведущие сафари на выживших обычных людей, страх смерти и бессмертие. Есть завязка, картинка, логика происходящего (а также шаблонность и уклон в технодрочерство). На контрасте с предшествующим ему в сборнике убожеством этот рассказ кажется сильным, хотя в принципе - простой крепкий середнячок. Но ведь в нем без рассусоливаний дана и вводная (будущее, ради своего бессмертия "элита" уничтожила "быдло"), и диспозиция (вот охотники-бессмертные, вот выжившие, объекты охоты), и поворот сюжета - дичь становится охотником. И даже есть немножко философствования - кто же бессмертный, тот, кто может бесконечно долго жить и дрожать за эту жизнь? или тот, кто не боится смерти и рискует жизнью ради живых?
• Андрей Уланов "Дезертир". Если не путаю, этот рассказ по циклу "Земля лишних" - за десятилетия до его событий. Дезертир с вьетнамской войны в другой мир тихо починяет машины в глуши, но тут к нему пришла красивая девушка - и у желающего жить мирно автослесаря жизнь пошла по пи... по гениталиям. Дальше какая-то путаная ерунда кривым слогом без пояснений, что за нафиг происходит, внезапно превращающаяся в лавстори. Много левых отступлений, а на пояснение сюжетного действия автор слов пожалел.
Ася Михеева "Тара". Позитивная фантастическая повесть читать дальшес рамочной композицией. 23-й век, земляне освоили космос, журналистка летела поснимать что-нибудь развлекательное, получила материалов на серьезный фильм. Рамочка - хорошего качества. Картины-эпизоды внутри проработаны в основном слабее. Все они - случайные эпизоды из жизни обычных людей, из разных лет истории планеты Тара, от первых исследователей до последних защитников. Две своеобразные черты повести - ирландские мотивы как основа ткущегося на глазах читателя полотна истории - и передающийся в поколениях, зажженный и лелеемый огонек любви к родине.
Мила Бачурова, книги "Заложники солнца" и Пароль "Аврора". Фантастика про постядерный мир, роман взросления. читать дальше
Первая книга цикла - мир 15 лет спустя после атомной катастрофы, квест-роуд-муви. Поневоле вспоминается постапок Сурен Цормудян "Второго шанса не будет" - там мир замерзал, здесь сгорает под солнцем; там отряд идет через всю страну по цепочке анклавов выживших к цели, чтобы всех спасти, здесь идут через полстраны за ингредиентами, чтоб спасти человечество; там в центре спарка из молодого "не от мира сего" и взрослого, опытного в выживании, здесь пара юношей, один командир рейда, другой - ученый мозг; и даже повествование и там, и там - от третьего лица... Сходства много, но налицо и разница: тут в центре внимания - история взросления бункерного мальчика, а вовсе не сам постапокалиптический мир. Анклавы, их взаимоотношения, политические расклады, история и способы выживания даны вскользь, для меня это - минус, равно как минус и невнятность подачи того, чем занимаются ученые, что они ищут, чего добиваются и к каким выводам приходят. А что у автора получилось хорошо - это три парня: Рэдрик-Сталкер, адаптировавшийся к постапокалиптической жаре командир отряда, что послан от бункера под Москвой до Новосибирска (и обратно! и чтоб с грузом!), его неунывающий боец Джек, и главная фигура миссии - Кирилл, неприспособленный к жизни вне бункера и вынужденный спешно это делать, учиться всему практическому, от ухода за собой до боевых действий.
Роман "Пароль "Аврора"" является продолжением книги "Заложники солнца" и без прочтения ее имеет мало смысла: там были представлены как в целом отличия между людьми, живущими в бункере, и людьми, живущими на поверхности, так и частные характеры, здесь - только последствия. Время действия - полгода от возвращения в бункер под Москвой группы, ходившей в великий поход в Новосибирск. Место действия - от бункера до бандитского логова во Владимире. Содержание - человеческие отношения. Между взрослеющими воспитанниками и их воспитателями, что не желают замечать изменений в уже не детишечках. Между идеалистами, реалистами, эгоистами, альтруистами. Любовь, дружба, уважение, доверие, ненависть. С этой - социальной - стороны, как и прежде, все ок. Со стороны фантастической все по-прежнему слабо: об устройстве постапокалиптического общества и мира (почему животные-то не сгорают?) вообще минимум, о причинах катастрофы и их преодолении сделаны невнятные попытки что-то предположить, и в конце-концов просто выведен хэппи-энд. Приключения имеются в меньшем количестве - Кирилл в плену у врага, бункерная девочка Даша фактически в плену у своих, адапты и там, и там где-то рядом как кавалерия за холмом. Повествование от многих третьих лиц, постоянно скачет туда-сюда флешбеками текущего периода "после возвращения" (по отзывам я ожидала флешбеков из давнего прошлого, но увы, там ничего не прояснилось). Название, предполагаю, включает в себя и отсылку к выстрелу "Авроры" как к началу переворота, и возможность жить под открытым небом на рассвете для принимающих лекарство, когда губительное солнце всех остальных загоняет в укрытие, ну и образ богини утренней зари, прямо приведенный в тексте.
К 2025 году написана еще пара книг цикла, не читала.
@темы: книги, НФ где-то рядом