Про шнекоход ЗИЛ-2906 (29061) — шнеко-роторный вездеход амфибияШнекоход ЗИЛ-2906 (29061) — шнеко-роторный вездеход амфибия
В семидесятые года, когда во всю шло освоение космоса, появилась проблема, заключавшаяся в поиске вернувшихся с полета космонавтов. А, как известно, их может выбросить в любой точке Земли не доступной для прохождения технике. И тогда по просьбе главного конструктора космических программ С. П. Королева началась разработка особого вездехода с очень высокой проходимостью.
За это дело взялось специальное конструкторское бюро (АМО) ЗИЛ, где главным конструктором был Грачев. Было много предложенных идей, но эту проблему не мог решить стандартный подход, т. к. например колеса и гусеницы имели свои недостатки. И тогда пришлось действовать нестандартно.
Грачев предложил установить вместо колес и гусениц два шнека. Шнек представлял собой алюминиевый стержень, на который было навито спиральное ребро. Шнек напоминал сверло или винт от мясорубки.
В результате был построен шнекоход ЗИЛ-2906 (позже модернизированный ЗИЛ-29061). Особая конструкция шасси позволило машине преодолевать практически любые препятствия. Шнекоход мог ездить по грунту, по болоту, по снегу, плавать по воде. Единственное что он не предназначен для передвижения по асфальту. Поэтому его доставляли к месту работы на грузовике.
Из-за своей особой конструкции ЗИЛ-2906 имел большой вес. Поэтому корпус шнекохода был сделан из алюминия и углепластика.
Также из-за своей конструкции на ЗИЛ-2906 было установлено два двигателя ВАЗ, по одному на каждый шнек. Каждый двигатель вырабатывает мощность до 70 л. с. Шнекоход способен развить скорость 65 км/ч на грунтовой дороге и до 16 км/ч на воде.
Всего шнекороторных вездеходов ЗИЛ-2906 (29061) с 1980 и по 1991 г было выпушено 20 штук. И по сей день, эти машины занимаются эвакуацией космонавтов и спасательными операциями в труднопроходимой местности. И единственная страна в мире, которая имеет на вооружении такие машины это Россия.
Технические характеристики:
Размеры:
Длина – 4,9 м
Высота – 2,2 м
Ширина – 2,4 м
Полная масса – 2 т
Двигатель – 2 двигателя марки ВАЗ
Скорость:
по пересеченной местности – 65 км/ч
по снегу – 45 км/ч
по болоту – 20 км/ч
по воде – 16 км/ч
Пассажировместимость – 5 чел. (примерно)
Экипаж – 1
Произведено – 20 шт.
http://www.arms-expo.ru/057049056050.html и http://unikteh.ru/
Про шнеко-роторный вездеход ЗИЛ-4904Шнеко-роторный вездеход ЗИЛ-4904
Вездеходы на шнеко-роторном ходу - уникальный экзотический тип внедорожных транспортных средств, разработкой которых занимались очень немногие компании в мире. Шнеки на машинах, заменяющие собой колеса или гусеницы, - это расположенные вдоль кузова машины горизонтальные цилиндры с небольшим конусом спереди и сзади. Наружную поверхность шнеков обвивают винтовые грунтозацепы. При движении шнеки вращаются, а грунтозацепы, как винты по резьбе, «вкручиваются» в то, что находится под машиной: грунт, снег, лед, воду, болото. Поворачивает машина за счет торможения правого или левого шнека, подобно тому, как гусеничный транспорт поворачивает за счет торможения одной из гусениц. Легкие полые или наполненные изнутри полимером (например, пенопластом) шнеки позволяют машине плыть по воде, пересекать такие гиблые места, где застревает или тонет любая колесная и гусеничная техника. Однако так как шнеки изготовлены из твердого материала, обычно из цветных металлов, вездеход на шнеко-роторном ходу абсолютно непригоден для дорог с твердым покрытием. По асфальту, бетону и даже щебню такую машину придется везти на эвакуаторе. Иногда шнеки зовут также архимедовыми винтами или роторами.
В Советском Союзе основные работы над шнеко-роторными снегоболотоходами производились в 60-70-е годы. Разработкой таких транспортных средств независимо друг от друга занимались два предприятия. 1. Специальное конструкторское бюро ЗИЛа в Москве, которое возглавлял В.А.Грачев. 2. Конструкторское бюро РАЛСНЕМГ при Политехническом институте в Горьком, во главе которого стоял А.Ф.Николаев. Интересно, что ранее, перед Великой Отечественной войной, Грачев и Николаев работали вместе на ГАЗе над первыми в СССР полноприводными автомобилями. Первые шнеко-ротоные вездеходы оба КБ построили практически одновременно - в 1966-1968 годах. По понятным причинам, Грачев ориентировался на применение силовых агрегатов грузовиков ЗИЛ, а Николаев - на узлы автомобилей ГАЗ. Созданные в РАЛСНЕМГ конструкции оказались востребованными гражданскими ведомствами, отвечавшими за лесное и водное хозяйство страны. Машины СКБ ЗИЛ выполняли военный заказ - их планировали использовать в комплексах поиска спускаемых аппаратов космических кораблей и спутников. По некоторым данным, ими заинтересовался также КГБ для розыска спецсредств, заброшенных в труднодоступные районы страны с принадлежавших иностранным спецслужбам летательных аппаратов.
В зиловском КБ Грачева строили шнеко-роторные вездеходы различных размеров, мощности и грузоподъемности. Среди них были совсем легкие машины с двигателями от легковых автомобилей ЛУАЗ и ВАЗ, средние шнекоходы с мотором ЗИЛ-130, и, наконец, как вершина модельного ряда, огромный ЗИЛ-4904 (он же ПЭУ-3) полной массой 9-10 тонн с двумя силовыми агрегатами ЗИЛ-375 от внедорожного грузовика «Урал».
Постройку опытного образца ЗИЛ-4904, так и оставшегося в единственном экземпляре, завершили к 1 мая 1972 года. Ведущим конструктором выступал А.П. Селезнев, а за разные этапы испытаний отвечали Н.Н. Яковлев и Ю.П. Федин. Для снижения веса, кабина, как, впрочем, у большинства транспортных средств, созданных в СКБ ЗИЛа, изготовлена из стеклопластика, но водонепроницаемый низ корпуса был стальной. Каждый из двигателей агрегатировался с автоматической гидромеханической коробкой передач. Крутящий момент силовые агрегаты передавали через раздаточную коробку на редуктор специальной главной передачи. С двух выходов редуктора момент передавался на правую и левую бортовые передачи, которые вращали каждая свой шнек. Поворот машины осуществляла система, состоящая из рычагов, сухих многодисковых фрикционов со стальными дисками и тормоза главной передачи, действовавшего на один из бортов. Сначала водитель управлял дроссельными заслонками моторов автомобильной педалью акселератора, позднее эту функцию возложили на рукоятку, установленную на рычаге торможения одного из бортов. Тормоза были ленточного типа. Шнеки изготовлены из легкого сплава АМг-61. Двигатели оснащались предпусковым подогревателем, а кузов - системой откачки попавшей внутрь воды. Для перевозки ПЭУ-3 по дорогам с твердым покрытием, специально изготовили трехосный прицеп-эвакуатор на внедорожных шинах. В качестве тягача выступал грузовик ЗИЛ-131.
Одну и ту же машину ЗИЛ-4904 испытывали в двух вариантах - пассажирском и грузовом. В первом случае она носила индекс ПЭУ-3А. за кабиной находился остекленный пассажирский кузов из стеклопластика на 8 человек. В таком виде снегоболотоход проходил летние испытания в июне-августе 1972 года. Второй грузовой вариант марки ПЭУ-3Б вышел на зимние испытания в феврале 1973-го. С машины просто сняли пассажирский модуль, и на его месте освободилась грузовая платформа, которую покрыли тентом. Грузоподъемность снегоболотохода достигала 2-2,5 тонны. Однако он развивал очень небольшую скорость - 10,1 км/ч на воде, 7,3 км/ч на болоте, 4,45 км/ч на сплавнине, 10,5 км/ч на снегу.
Технические характеристики:
Число мест 3 (в кабине), 4 (в салоне)
Грузоподъемность 2500 кг
Габаритные размеры 8575х3600х3440 мм (ширина корпуса 3200 мм, высота по кабине 3000 мм)
Длина шнека 5990 мм
Диаметр шнека 1500 мм
Колея 2085 мм
Дорожный просвет 1100 мм
Двигатель Два бензиновых, карбюраторных, V-образных, восьмицилиндровых, верхнеклапанных ЗИЛ-375
Рабочий объем 2х6,9 л
Мощность 2х180 л.с. при 3200 об/мин
Снаряженная масса 7065 кг
Полная масса 10165 кг
Максимальная скорость На снегу 16 км/ч, на болоте 7.3 км/ч, на воде 10,5 км/ч
Расход топлива На болоте 65-73 л/100 км, на воде 75-85 л/100 км
http://gvtm.ru/shneko-rotornyy_vezdehod_zil-4904