Юлия Остапенко "Птицелов" - психологическая фэнтези. читать дальшеТруднее всего мне писать о том, что запало в душу - нужных слов не хватает Редко случается сожалеть о близости конца книги, редко случается перечитывать диалоги по несколько раз, впитывая смыслы и эмоции собеседников - это диалоги-состязания, а то и бои, где выигравшему - награда, свобода, жизнь... Агон!
Автор дает не слишком-то детальный некий средневековый мир с подобием христианства и почти без магии (есть остатки языческого наследия, но они не сюжетообразующи).
Есть королевство со слабым королем, любвеобильной королевой, сомнительными наследниками престола - и некоей партией, желающей укрепить королевскую власть путем сложносочиненного переворота и войны. Интриги, которые есть, но долго едва угадываются, постольку-поскольку главные герои находятся на их краю, помимо воли приближаясь к центру паутины и становясь всё более значимыми пешками - пока наконец не делают шах и мат.
Есть молодой и гордый воин, который ненавидит поражения и никогда не сдается, но - не хочет за победу давать любую цену. Страстный, естественный и честный Марвин.
Есть человек, который ради своей независимости, ради невозможности подцепить себя на крючок или снова ощутить боль предательства и потери сознательно жертвует всеми привязанностями в жизни... "Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь". Птицелов аккуратно ловит в свои силки жертв. Но и вокруг самого Лукаса разложены и настораживаются всё новые петли ловушек - дай слабину, прояви интерес, поверь в обманку... Паранойя - не значит, что на тебя не охотятся, она раз за разом спасает жизнь... но и лишает покоя и счастья.Часто Лукаса считают бездушным мерзавцем - за прагматизм, видение настоящих причин поступков людей, умение влиять на них и нежелание следовать чужим кодексам. Самоконтроль и прокачка ситуации - его всё. Однако он не всеведущ (и тем более не всесилен) - любимую женщину с ее предательским лицемерием из соблюдения приличий понять не смог, равно как и она не проникла сквозь его самообладание - и привет, две искореженные жизни.
Лукас считает, что обучает Марвина науке жизни и выживания, учит быть хозяином положения, а не чьим-либо слугой. Марвин считает, что над ним жестоко издеваются, ломают все его устои. Оба отчасти правы и неправы, к тому же долго не понимают друг друга. Заметив в Марвине созвучный своему потенциал, поверив, что тот - это он сам, Лукас назначил его себе в воспитанники и противники, мечтая, чтобы тот превзошел его - и таки юноша действительно оказался сильнее... но по своему.
Малость по другим персонажам. Ив... По-моему, у этой женщины альтернативная логика. Чем таким в характере она привлекла двух сильных мужчин - непонятно, видимо, это была внешность и запретность. Рысь вызывает сочувствия больше, чем Ив. Настоящий птицелов в этой истории - светлый божий слуга рыцарь Дерек. Дерек верен присяге и делает то, что считает правильным, невзирая на человеческие жизни. И Лукас уверен в своей правоте, и Марвин, - каждый гнет свое. Правды их сталкиваются и меняют судьбы других, более пассивных людей. Это так... по-человечески.
Юлия Остапенко "Свет в ладонях". Фэнтези-квест, почти стимпанк. читать дальшеВместо пара - некое светоносное вещество "люксий", благодаря которому в королевстве Шарми рванул технический прогресс, но загнулись магия и механика. Люксий введен не для антуража - на нем построен философский финал романа. Остальная часть книги идет в ином ключе - приключенческий водевиль, путешествие-квест, интрига престолонаследования, бегство и погони, принцессы-графья-принцы инкогнито, немножко любви и бога из машины. Занятно перемешано, но как-то несерьезно и поверхностно.
Юлия Остапенко "Легенда о Людовике". Биографическая фэнтези о короле Франции Людовике Святом. читать дальшеПоказана его жизнь от смерти короля-отца до смерти самого Людовика - 1226-1270 гг., и был бы полноценный исторический роман, если бы не несколько мистических эпизодов и "чудес". Почти всегда король показан со стороны, глазами любящих его людей - по одному на каждый период жизни: Бланка Кастильская, сильная духом королева-регент и мать - когда он был ребенком; Маргарита Прованская, молодая жена - когда он стал полновластным королем; брат Карл - во время 7-го крестового похода; Жан де Жуанвиль, ближайший друг - перед 8-м крестовым походом.
"И в Карле проснулась жалость к этой поникшей, потухшей, уже начинавшей стариться женщине, которая изо всех сил старалась быть Людовику хорошей женой, не зная, что задача эта невыполнима, ибо мужу её не нужна была жена. Ему нужна была его мать, и Иерусалим, и его смиренная святость. Дьявол бы его побрал."
"Ты свою дочь пытаешься принести в жертву, как Авраам пытался в жертву принести Исаака, — и делаешь это лишь для того, чтобы твой народ восхитился ещё пуще твоей набожностью и, оценив твою жертву, снисходительно бы отнёсся к твоим суровым законам. Всё, что ты делаешь, всё, что ты в своей жизни когдалибо делал, — ты делал в равной мере из веры и из расчета. Ни одного, ни другого нельзя отнять, иначе всё рухнет. Править через веру и верой своей управлять — вот что такое быть святым королем".
Таким образом, раскрывается личность не только Людовика, но и этих важных в его судьбе людей - в т.ч. такими разными взглядами их друг на друга. То детально, то масштабно, проработанно - мне и любопытно, и притом читается почему-то тяжело, аж перерывы на другие книги делала.
В общем, надеялась найти у Остапенко нечто похожее на первую книгу, да не вышло.
Василий Жеглов, Николай Назаров "Короли не плачут". Фэнтези-детектив. читать дальшеОригинальный авторский мир средневекового типа (прописан более-менее детально только в отдельных пунктах), авторская религиозно-мистическая часть (вскользь) и своеобразное преподнесение вампиров и оборотней (довольно мало). Основной сюжет - попытка переворота в государстве Грайвор. Главного героя в книге нет, есть люди и нелюди, плетущие интриги и их распутывающие, есть король и его двор, есть соседнее деспотическое государство. Идут по следу королевские лисы - люди с полумистическими сыскными способностями...
Мрачновато, нешаблонно; персонажи даны кратко - но на своем пике, что делает их запоминающимися. В целом можно засчитать как хорошую, добротную фэнтези.
Людмила Астахова "Злое счастье". Любовная фэнтези с попаданкой. читать дальшеЭта попаданка умерла на Земле и очнулась без памяти в теле благородной девицы Хелит в другом, средневеково-магическом мире, первоначальная цель - вспомнить себя, а потом - вернуться к своим детям, т.к. нельзя лишать их матери (вообще-то малышам лет по 15-20 и они уже пережили ее смерть в больнице). Безумная материнская любовь борется в героине с любовью к идеальному мужчине (борется долго и нудно, это основной минус книги).
"Вот оно – посмертие, оно же воздаяние. Забавная концепция, нечего сказать. Выходит, если ты всю жизнь боролась с лишним весом, отказывая себе в пирожках и колбасе, то быть тебе стройной высокой красавицей. Если ни разу не поддалась искушению перекраситься в блондинку, хотя бы потому, что просто не идет блондинистость, то воскреснешь с косой пшеничного цвета. А если, как дура последняя, ни разу не изменила бабнику, предателю и демагогу, то однажды утром проснешься в одной постели с красивым, сильным и благородным мужиком. С тем самым недосягаемым идеалом – За Которым, Как За Каменной Стеной, по которому тоскуют женщины во все времена и во всех мирах и веками льют в предрассветной тишине невидимые слезы в подушку. Вот оно как бывает, господа верующие и атеисты!"
Мужчина действительно симпатичный (я б сказала, с перегибом): Мэй - воин, защищающий рубежи государства, опальный князь, претендент на трон, человек талантливый и мужественный, несправедливо пострадавший и одинокий, богами лишенный чувств - и начинающий что-то чувствовать лишь в присутствии Хелит, которая становится ему другом... подругой... Разумеется, характер Хелит взрослый не по телу - с ней есть о чем поговорить, притом она красива и благородна, а героические поступки ее напоминают Лучиэнь. Оба героя - пешки в игре богов, о чем узнают в финале, а в награду получают желаемое = хэппи-энд, как и положено в лавстори. В книге также присутствуют куцые наброски политических интриг, немножко магии, картонные злодеи и союзники, хороший литературный язык.
Из интересного - авторская завязка про расы: все они люди, но обладают особыми признаками и способностями, и не могут скрещиваться.
Как фэнтези - скорее неплохо, как любовный роман - хорошо.
Марина и Сергей Дяченко "Бастард". Приключенческо-психологическая фэнтези. читать дальше
"Кто хочет - тот дождется, кто ищет - тот нарвется" - подобие "Птицелову", которого я не нашла в других книгах Остапенко, попалось мне у Дяченок! Покороче раза в три, и повествование оставляет героев не в конце их истории, а на моменте объяснения (подобного последнему бою Марвина с Лукасом), ну да и это - уже хлеб.
Некое средневековое государство, где проклятый наследным отцеубийством род князей век за веком рубился за власть. Так, что часть территории стала просто магической Зоной (привет Сталкерам). "Благостный" юноша-бастард Станко, боец умением и человеколюбец нравом, идет по завету матери убивать отца-князя через эту самую Зону, взяв в проводники браконьера Илияша. Практически вся книга - это их прохождение, совместное преодоление ловушек (озвученных в начале пути как байки), сроднение друг с другом - ну и закономерный финал-катарсис.
Я с первых страниц (благодаря авторским приемам) процентов на 90 была уверена, что Илияш и Лиго - один человек, что позволило насладиться видением ситуации с двух заинтересованных сторон (процентов на 10 надеялась, что удастся обойтись без болливудских совпадений). К Илияшу вопросы по поведению, несмотря на финальные разъяснения, остались - странности (преимущественно начальные) тянут на шизоидность. С простым парнишкой Станко всё ясно, как и с его мамой - психологические портреты на отлично. Беззаконные земли с их внезапными ужасами - тоже. Помимо финала, сильна сцена на мосту. В целом - понравилось
Дмитрий Скирюк "Осенний лис". Фэнтези-квест, роман в 12-ти рассказах. читать дальшеКаждый рассказ - одна из встреч (в течение одного года) людей и нелюдей с Жугой. Молодой рыжий травник-горец, убитый и возрожденный магией, толком не знает, кто он таков - и ищет себя, бродя по дорогам подобия средневековой Европы от Гамбурга до Тырговиште, получает опыт чувств, спасает, дерется, страдает. Растет в Жуге-Лисе магическая сила, не обделен он бойцовскими навыками, при нем редкий артефакт с подвесками (обрыв каждой - выплеск сил). Ему не нужны люди, будущее, прошлое, дом, слава, богатства и т.д., он живет текущим мигом, то ли мертвый, то ли живой - какой-то отрешенный, включающийся только для выкарабкивания из очередной беды и вытаскивания из нее нуждающихся, он вечно ждет неприятностей и их находит. Вроде бы - хорошая по языку и сплетению образов история, но по мне - какая-то она муторная, словно затянувшийся сон.
Смешались в кучу имена и люди, и если читать в состоянии бодрости - не получается цельного мира, а лишь собранная из кусочков разных паззлов щелястая картинка. Гномы из толкиновского Средиземья и Мерлин из полых холмов Артуровской Британии, сапковский ведьмак Геральд и герои Эдгара По, Бертольд Шварц из 14 века и Влад Цепеш из века 15-го, скандинавкие боги и амберские мотивы, Ассоль и немецкие сказки...
А вот если читать ночью, на грани сна - то совсем другое ощущение, похожее на то, когда пишешь сам - и сквозь тебя идут неведомо откуда строки и образы, преломляясь сквозь твой любимый набор книг, песен, миров... Этакая реальность полусна, где могут встретиться кто угодно в любых декорациях - и так же легко расстаться, где нет глубины персонажей и их биографии - но есть цепляющие глаз странные детали. Странная книга. Так пишут для себя, не по заказу.
Продолжение читать не буду - не потому, что нечитабельно, это неправда. Потому, что я плохо понимаю логику мыслей Жуги, не могу его прочувстовать, да и не хочу нового тягостного чтива-сновидения при имеющемся завершении этого квеста.
Фэнтезятина
Юлия Остапенко "Птицелов" - психологическая фэнтези. читать дальше
Юлия Остапенко "Свет в ладонях". Фэнтези-квест, почти стимпанк. читать дальше
Юлия Остапенко "Легенда о Людовике". Биографическая фэнтези о короле Франции Людовике Святом. читать дальше
Василий Жеглов, Николай Назаров "Короли не плачут". Фэнтези-детектив. читать дальше
Людмила Астахова "Злое счастье". Любовная фэнтези с попаданкой. читать дальше
Марина и Сергей Дяченко "Бастард". Приключенческо-психологическая фэнтези. читать дальше
Дмитрий Скирюк "Осенний лис". Фэнтези-квест, роман в 12-ти рассказах. читать дальше
Юлия Остапенко "Свет в ладонях". Фэнтези-квест, почти стимпанк. читать дальше
Юлия Остапенко "Легенда о Людовике". Биографическая фэнтези о короле Франции Людовике Святом. читать дальше
Василий Жеглов, Николай Назаров "Короли не плачут". Фэнтези-детектив. читать дальше
Людмила Астахова "Злое счастье". Любовная фэнтези с попаданкой. читать дальше
Марина и Сергей Дяченко "Бастард". Приключенческо-психологическая фэнтези. читать дальше
Дмитрий Скирюк "Осенний лис". Фэнтези-квест, роман в 12-ти рассказах. читать дальше