Владимир Савченко "Открытие себя" Производственно-философская НФ читать дальше, т.е. сперва быстренько изобретаем нечто, потом долго-долго думаем, как, зачем и этично ли это применять. В данном случае научный сотрудник советского НИИ доэкспериментировался до создания "бога из машины" - машины, способной синтезировать что и кого угодно. Инструкции, понятное дело, нет, о возможностях машины инженер отчетов начальству давать не стал, пробовал самотыком... последствия разгребали его клоны.
Как всегда у Савченко, сюжет вялый, буквально несколько ключевых сцен яркие, остальное - разговоры о смысле происходящего; но - есть выписанные, узнаваемые представители человеческих типов, и всегда есть идея, ради которой и писалось. Вот энтузиастом открыт способ синтеза человека, но как это сделать для человечества ступенькой вверх, а не моральным провалом?
Семья есть способ продолжения рода и увеличения населения государства. И вдруг — да здравствует наука! — появляется конкурентный способ: засыпаем и заливаем реактивы из прейскуранта Главхимторга, вводим через систему датчиков информацию — получаем человека. Причем сложившегося, готового: с мышцами и инженерной квалификацией, с привычками и жизненным опытом… Выходит, мы замахиваемся на самое человечное, что есть в людях: на любовь, на отцовство и материнство, на детство! И выгодно. Выгодно — вот что самое страшное в наш рационалистический век".
... Первооткрыватели и исследователи — всего лишь специалисты своего дела. Чтобы добыть у природы новые знания, им приходится ухлопать столько труда и изобретательности, что на размышление не по специальности: а что из этого в жизни получится? — ни сил, ни мыслей не остается. И тогда набегают те, кому это «по специальности»: людишки, для которых любое изобретение и открытие — лишь новый способ для достижения старых целей: власти, богатства, влияния, почестей и покупных удовольствий. Если дать им наш способ, они увидят в нем только одно «новое»: выгодно! Дублировать знаменитых певцов, актеров и музыкантов? Нет, не выгодно: грампластинки и открытки выпускать прибыльнее. А выгодно будет производить массовым тиражом людей для определенного назначения: избирателей для победы над политическим противником (рентабельнее, чем тратить сотни миллионов на обычную избирательную кампанию), женщин для публичных домов, работников дефицитных специальностей, солдат-сверхсрочников… можно и специалистов посмирней с узко направленной одаренностью, чтобы делали новые изобретения и не совались не в свои дела. Человек для определенного назначения, человек-вещь — что может быть хуже! Как мы распоряжаемся с вещами и машинами, исполнившими назначение, отслужившими свое? В переплавку, в костер, под пресс, на свалку. Ну, и с людьми-вещами можно так же.
...Если бы большинство людей на Земле соразмеряло свои дела и занятия с интересами человечества, нам нечего было бы опасаться за это открытие. Но этого нет. И поэтому, окажись сейчас в опасной близости от него хоть один влиятельный и расторопный подлец — наше открытие обернется страшилищем.
Сергей Снегов "Люди как боги" и "Вторжение в Персей". Космическая социальная фантастика. читать дальшеУтопия про далекое будущее, где человечество высокоразвито и едино - это люди мира, не знающие войны, каждый занимается чем желает на пользу общества. Забавно в соотношении к вышеидущей книге - есть момент с сожалением, что нельзя себя продублировать, чтобы заниматься всем интересным сразу
Главный герой - недалекий порывистый Эли, в первой книге он космический турист по освоенной части космоса (и участник вылазки вне ее), во второй книге - внезапно назначен адмиралом человеческого флота вторжения в неисследованное созвездие, где идет война неизвестных рас. Рядом с ним всё время одни и те же лица (с десяток), которые кроме имен и одной-двух черт друг от друга не отличаются, а ведут себя все еще легкомысленнее, чем офицеры "Энтерпрайза" - не отличаясь их харизмой. Вообще, американские уши торчат из текста, как у братца кролика - вспоминается даже не столько "Стар трек", как космооперы Гамильтона, эти дико роялистые блестящие антуражем псевдоприключенческие пустышки. У Снегова, однако, картина посложнее - в эту мишуру добавлено мемуарное изложение как у Карсака, с постзнанием и причитаниями, скомканное в местах, где нужен бы обоснуй и правдоподобность (и всё равно косяки вылезают!), и зацикленное то на одном, то на другом эмоциональном фрагменте вплоть до "со мной страдала вся природа и все люди". На этом лживом фоне голая идея "осчастливить всех", "сделать даже врагов друзьями", "силой прекратить подлости" смотрится живой, пусть и наивной...
"Разве можно измерять социальную справедливость в километрах?.. Подлость, отдаляясь, не становится меньше, она не знает обратной пропорциональности к расстоянию. Близко или далеко угнетают беззащитных существ - мое сердце одинаково обливается кровью!"
"- Знаешь, в чем главная сила людей? В технической мощи? В уровне материального благополучия? Нет, сынок, этим не покорить других. Завоевательная сила людей в том, что они даже к нечеловекам относятся по-человечески.
- Ты сказал, отец, - покорить других, завоевательная сила... Разве люди - завоеватели и покорители? Такие слова я слышал лишь о зловредах и помню, как ты возмущался ими в споре с Великим разрушителем.
Я засмеялся.
- Люди и покорители, и завоеватели, но в ином смысле, чем наши противники. Мы покоряем души, завоевываем сердца - такова историческая миссия человечества во Вселенной."
Пожалуй, идеи русского коммунизма - единственное симпатичное в книгах, потому как наивная черно-белость, превысив меру, становится фарсом; нагнетаемая масштабность картины и необыкновенная легкость создания в ней новых ключевых факторов (пятилетку за полгода, блин) коробят. А уж тяга к пламенным речам и уверенность, что стоит высказать свою позицию, как каждый из услышавших идейных врагов перейдет под твои знамена, дай ему избавиться от заградотряда за спиной, который непременно есть... Кабы все было так просто... Но битва на песнях силы, она же диалог в прямом эфире - одна из ключевых точек сюжета.
"Люди как боги" издаются трилогией - дилогия плюс третья много лет спустя, однако и две-то я одолела с огромным скрипом из чистого упрямства (нахваливают же, типа классика советской фантастики, надо разобраться), делая перерывы на хоть что-то почитабельнее. Допускаю, что когда-то в советское время в отдаленных районах на фантастическом безрыбье подросткам "Люди как боги" могли понравиться - сейчас же крайне сомнительно, просто потому что такого безрыбья (благодаря потоку книг в 90-е и теперь - электронным книгам) уже нет.
Из советской фантастики
Владимир Савченко "Открытие себя" Производственно-философская НФ читать дальше
Сергей Снегов "Люди как боги" и "Вторжение в Персей". Космическая социальная фантастика. читать дальше
Сергей Снегов "Люди как боги" и "Вторжение в Персей". Космическая социальная фантастика. читать дальше