Лев Шейнин "Записки следователя". Сборник рассказов о работе советских следователей в 1920-40-е гг. читать дальшеАвтор пишет о себе и расследованиях в более-менее хронологическом порядке. Каждый рассказ - дело от и до, с подробным ходом расследования, по подаче и интересности напомнила рассказы про Шерлока Холмса. С верой в лучшее в людях, с надеждой пробудить в преступнике желание жить честной трудовой жизнью, с любовью к профессии, и с талантом рассказчика... Романтика даже там, где не ждешь - как в истории про двух стариков-патологоанатомов, прошедших сквозь метель десятки км для эксгумации трупа. Все-таки поразительное было время: вот пацан-филолог-литератор 17-ти лет, но если комсомолец - помогай там, где завал и ты нужен, в данном случае - стань следователем прокуратуры...
Думала, отзыв давно записала, ан он в архив ушел. Теперь выкопался
Павел Мельников (он же Андрей Печерский) "В лесах". Художественно-этнографическая эпопея о старообрядцах Нижегородчины середины 19 в. читать дальшеЗнаток русского церковного раскола - как по книгам. так и по жизни - в очень объемном этом своем романе (который только половина дилогии) автор со многих сторон показал жизнь раскольников, со знанием и со смаком. Чего стоят одни только описания трапез! И это у крестьян, купцов да монахинь, столичные старообрядцы за кадром.
В лесах - имеется в виду низкий, лесистый берег Волги выше Нижнего Новгорода. Этнографическая и фольклорная насыщенность текста очень плотная, что только к лучшему - думается, это лучшая его часть. Очень интересно видеть раскрытие тех обычаев, что как отзвуки уходящей крестьянской традиции я еще застала в деревне, некогда прятавшейся в лесах Верхневолжья... Узнаваемость, живая диалектная речь, полноцветная картинка народной жизни вместо смазавшегося в памяти угольного наброска - вот что для меня оказалось особо ценным в романе. Просто любопытным материалом были описания скитского и купеческого порядка, т.к. о них знала мало, автор же расписал детально и в пестрых красках, реалистично, без грязи натуральной школы или бравурной слащавости официоза. Хотя вот по поводу лирических языческих авторских отступлений непонятно - он еще застал где-то эти обычаи или хотя бы их живых свидетелей, или же домыслил как славянофил по услышанным пересказам пересказов... К скитской обрядости Печерский относится плохо - как к уничтожителю исконных русских обычаев, однако чернить скиты таки себе не позволяет, находя и там как лиричные черточки, так и приземленно-бытовые.
Роман можно было бы назвать эпопеей: десятки персонажей, множество сюжетных линий. от года непосредственно действия множество отступлений в прошлое, основан на реальных событиях, ключевое из которых - уничтожение раскольничьих скитов государством, "энциклопедия старообрядчества". Но чего-то не хватает... Фон - отличный, фигуры на нем - не очень.
Сюжетно и образами героев роман не захватывает - любопытно, иногда интересно, ну и всё. Герои не развиваются - они просто раскрываются шире, чаще всего при этом демонстрируя гнильцу или малоумие. В условиях перехода с патриархального уклада на капиталистический кому-то даже проще - есть два пути на выбор вместо одного.
В центре сюжета - семья купца Патапа Чапурина, оплота старой веры, и половина истории посвящена делам купеческим. Его сестра Манефа - игуменья в знаменитой раскольничьей обители, где проходит еще половина истории. Начинается с возвращения в отчий дом заневестившихся дочерей Патапа, кончается свадебками - не теми, правда, что ждалось. Обмана, разочарований, печали, неожиданных поворотов из-за чужих действий в достатке (а шальная Фленушка задолбала больше скурвившегося красавчика Алексея). Вообще ощущение какой-то растрепанности истории, но т.к. линии всех персонажей закрыты, может, и не надо придираться?
Раньше по жизни пару "Прости" - "Бог простит" встречала как просьбу о прощении - отказ в нем. вместо посыла на три буквы. Оказалось, это был стандартный прям таки пароль-отзыв с положительным вердиктом типа поздоровались или попрощались дружелюбно: "Матушка, прости, матушка, благослови!" ""Бог простит, Бог благословит!"
Борис Привалов "Анекдоты Омирбека. Занимательные истории из жизни знаменитого Каракалпакского шутника". Фрагменты каракалпакского юмористического народного эпосачитать дальше, собранные-переведенные-обработанные писателем-фольклористом. Про народы Средней Азии знаю я мало, а тут и история, и этнография, и сказка, и приключения, и юмор, и народный герой из того же ряда, что Насреддин... в общем, увлекательно.
Историй множество, во всех фигурирует нищий, умный и находчивый Омирбек. Почему бедный, если умный?
"Когда приходится выбирать, кем быть – богачом или честным человеком, я остаюсь человеком! – сказал Омирбек."
Сюжеты законченные, короткие, социально заточенные. Живописуется с массой бытовых деталей жизнь народа в Узбекистане этак 18-19-го века... шут его разберет точно - жизнь бедных людей не шибко отличалась от века к веку, новинки прогресса не доходили...
Разно-реалистичное
Лев Шейнин "Записки следователя". Сборник рассказов о работе советских следователей в 1920-40-е гг. читать дальше
Павел Мельников (он же Андрей Печерский) "В лесах". Художественно-этнографическая эпопея о старообрядцах Нижегородчины середины 19 в. читать дальше
Борис Привалов "Анекдоты Омирбека. Занимательные истории из жизни знаменитого Каракалпакского шутника". Фрагменты каракалпакского юмористического народного эпосачитать дальше
Павел Мельников (он же Андрей Печерский) "В лесах". Художественно-этнографическая эпопея о старообрядцах Нижегородчины середины 19 в. читать дальше
Борис Привалов "Анекдоты Омирбека. Занимательные истории из жизни знаменитого Каракалпакского шутника". Фрагменты каракалпакского юмористического народного эпосачитать дальше