Николай Басов, цикл "Хроники Лотара Желтоголового" ("Жажда", "Доказательство человечности", "Собаки из дикого камня", "Посох Гурама", "Лотар Миротворец", "Кожаные капюшоны", "Устранитель зла", "Выкуп"). Героическое фэнтези. читать дальшеЦикл в повестях и рассказах, примерно одинаково хороших по уровню, кроме первого: завязка истории ну чистой воды конанина. А вот дальше нестандарт: герой, став драконьим оборотнем, не форсирует суперплюшки, а стремится остаться человеком; битвы выигрывает, применяя в первую очередь разум и уж потом - тренированное тело; с чародейками и прынцессами связей не заводит, государств не рушит, в правители не лезет, дипломатично добрым словом (и кулаком) устанавливает мир в ойкумене, специализируясь на уничтожении демонов, но не ограничиваясь ими. Лотар идет по своему пути - к главному воплощению зла своего мира, ступенька за ступенькой, точечно вырезая иерархию его прислужников. Лотар не одинок - до конца с ним старые товарищи и ученики, и что поделать, что в жизни не знаешь, кому конец придет раньше...
Язык суховатый и несколько тяжеловесный - он, пожалуй, главный минус автора; сцены прописаны четкими штрихами, вроде и детально, но емко, мир дан скупо, бои же словно визуализированы; в наличии логика, обоснуй и прагматизм. Хорошо как героика, особенно годно как воспитательное для подростков.
"Я бьюсь с нечистью, - сказал Лотар. - Но ее немало и среди тех, кто называет себя человеком."
1. "Жажда" - рассказ о молодом воине, попавшем в эксперимент волшебника по созданию дракона. Если б не многообещающие отзывы о цикле с Фантлаба, на этом бы знакомство с Лотаром и закончилось.
2. "Доказательство человечности" - повесть-расследование, которое ведут два бойца-наемника - Лотар и его старший товарищ Рубос. В этой истории к команде присоединяется в качестве научно-магической поддержки старик Сухмет, и далее по циклу они обычно действуют вместе. Лотар хочет доказать себе и другу, что несмотря на превращение в исчадие зла физически, от остался человеком, т.к. делает добро. Проблема, что это придется доказывать всю жизнь - что человечность в нем контролирует злобу и ненависть к живому. И не нелюди ли те, кто людей за людей не считает, кошмарит город демоном-убийцей ради своего удовольствия...
3. "Собаки из дикого камня" - повесть-расследование. Родной город Рубоса окружен магией, не дающей никому выхода, а внутри его кошмарят гигантские каменные псы. Магия, заговоры, действия осторожные и наглые, хэппи-энд.
4. "Посох Гурама" - повесть-дорожное приключение, не без расследования и заговора, но боев тут больше и они разнообразнее. Ловушки и чудовища, придорожные бандиты и феодалы-разбойники, восстановление справедливости, месть и верность...
5. "Лотар Миротворец" - повесть-квест. Государства Запада обречены - на них идут три огромные армии государств Востока. Почему идут, куда идут, как их остановить, да и просто остановить! - всё это поручено команде Лотара. Юркий летучий корабль, магические силы, прозорливый лидер - мало вам, что ли? Но у врагов есть то же самое, и во много раз больше... разве что целеустремленности и мотивации поменьше.
6. "Кожаные капюшоны" - повесть-тактика. Повелитель демонов отправил разом несколько отрядов непобедимых демонов на уничтожение выскочки Лотара с его учениками. Хоть разорвись, а успей везде, придумай способы одолеть всех и реализуй при явно недостаточных ресурсах.
7. "Устранитель зла" - повесть-пафос. Последний поход, последний бой с главным демоном этого мира.
8. "Выкуп" - рассказ о путешествии престарелых соратников с целью выкупить душу друга для будущих перерождений.
Павел Корнев "Безликий". Городское фэнтези читать дальшес элементами детектива и боевика. Вбоквелл цикла "Всеблагое электричество", вторичность по отношению к истории Лео очевидна, и не только из-за авторских отсылок. Но почему бы нет - читатели получили неплохую самодостаточную завершенную историю о сиятельном, имеющем способность менять свой облик, а также имеющем амнезию, тайну которой он пытается разгадать в свободное от возлекриминальной деятельности время. На мой вкус, финал хорош, про то, как человек пришел к пониманию себя и принял это - тогда как разборки за бабло тривиальны и не выделяются из горы покетбучных боевичков.
Ольга Денисова "Вечный колокол". Фэнтези + АИ, языческая Русь начала 16 века. читать дальшеАльтернатива - в непринятии Русью христианства в 10 веке; но как неразрешенный конфликт - повторение попытки христианизации полтысячелетия спустя. Место действия - Великий Новгород и Псков. ГГ - ведун-шаман Мал, выступает скорее как лакмус, хотя именно его выбор подчас оказывается ключевым для дальнейших событий (но действует-то много кто). Основные герои - преподаватели и студенты университета, живущие несколько обособленно и потому не сразу распознающие, что неладно что-то в новгородском государстве... А там уже давно идет тайная война, кусочки признаков которой надо сложить в целое - желательно до того, как наступит финальная, открытая стадия боя не на жизнь, а на смерть. Тот случай, когда вы, может, и не хотите драться, хотите жить в мире - но найдутся снаружи вашего обустроенного мирка те, кто хочет больше власти и богатства... а внутри найдутся предатели. Когда же хорошие люди не понимают, что происходит, действуют по правде, а против них - лицемерие и грязные приемы, то драматизм растет, непредсказуемость держит в напряжении. Чужаки и предатели шаг за шагом идут к захвату власти; подлыми ударами устраняются защитники Правды; оставшихся заставляет не сломаться в основном любовь - к жизни, к близким, к родине...
Кстати, наличествует хороший литературный, в меру стилизованный под средневековье язык. Вообще книга цельная и эмоционально сильная. Отлично.
Пара цитатЗвон вечного колокола на гриднице для каждого новгородца звучал как символ гордости, свободы и торжества Правды. Млад отдавал себе отчет в том, что вечевые решения зависели не столько от воли каждого новгородца, сколько от умения краснобаев поворачивать эту волю в нужное русло. Но в глубине души теплилась наивная уверенность: до тех пор, пока звонит вечный колокол, Русью правит народ. Народ можно обмануть, но нельзя лишить права голоса, нельзя согнуть ему плечи и заставить, принудить, поработить: с ним можно только договориться.
- Их вера, мой друг, - самый совершенный инструмент управления народами, который только могло выдумать человечество. Народ их жрецы называют паствой, сиречь «стадо», и, наверное, это очень точно определяет положение dеmos в европейских государствах.
- Но почему же люди мирятся с положением стада? - спросил Волот и вспомнил, что именно этим словом Тальгерт иногда называл вече.
- Они не только мирятся, они рады этому положению, мой друг! Именно поэтому я и называю их веру совершенным инструментом, но не берусь судить о нравственности такого положения. Простой человек, осознавая себя неотъемлемой частицей стада, освобожден от ответственности перед их богом за то, что происходит вне его самого: за это ответственность несут пастухи. Стадо идет туда, куда его ведут. Человек испрашивает жреца о том, как ему жить и что ему делать, по самым ничтожным вопросам, и если живет так, как предписано жрецом, после смерти его ожидает вознаграждение.
- Но предки? Разве им не придется отвечать перед предками за свои поступки? Ведь предкам нет дела до каких-то там всезнающих жрецов?
- В том-то и дело, что предки не спросят их об этом, их бог не желает знать кровного родства и всячески противится объединению людей, которое мы привыкли называть родом. Их бог не знает разницы и между народами, считая их в одинаковой степени своими рабами.
- Рабами? - переспросил Волот. - И это вот проповедуют их жрецы в Новгороде?
- Да, именно это.
- По-моему, все это чудовищно… Какое-то надругательство над людьми, тебе так не кажется?
- Их вера распространялась первоначально между рабами Рима, и тех не ужасало положение божьего раба.
- Но ведь сейчас в Европе нет рабства! И потом, европейская знать тоже исповедует христианство! Как же они мирятся с этим?
- Они рождаются с этим, - пожал плечами доктор. - И потом, для знати уготовано другое место, нежели для толпы. Они согласны, ублажая толпу, называться божьими рабами, отлично осознавая, что жрецы - то есть пастухи - находятся и в их власти тоже.
- Ты никогда не задумывался, почему на тризне положено смеяться?
- Потому что смерть боится смеха, - ответил Ширяй. - Потому что смех пугает Недолю, Неудачу.
- Да, конечно. Но есть и еще одно: кто-то уходит, жизнь так устроена. Но мы остаемся. И наше дело жить дальше, жить без тех, кто от нас ушел. И ловить каждый глоток этой жизни, любить ее такой, какая она есть.
Немножко хорошего фэнтези
Николай Басов, цикл "Хроники Лотара Желтоголового" ("Жажда", "Доказательство человечности", "Собаки из дикого камня", "Посох Гурама", "Лотар Миротворец", "Кожаные капюшоны", "Устранитель зла", "Выкуп"). Героическое фэнтези. читать дальше
Павел Корнев "Безликий". Городское фэнтези читать дальше
Ольга Денисова "Вечный колокол". Фэнтези + АИ, языческая Русь начала 16 века. читать дальше
Павел Корнев "Безликий". Городское фэнтези читать дальше
Ольга Денисова "Вечный колокол". Фэнтези + АИ, языческая Русь начала 16 века. читать дальше