Надежда Попова "Тьма века сего". Историческая фэнтези. читать дальшеВосьмой том "Конгрегации" - по ощущению, он о чуде и смене поколений. Годы идут, дети растут, учителя уходят, и вот уже ты - старший и ответственный, как ни оттягивай момент. Книга состоит как бы из двух частей-историй, где одна вытекает из другой. Часть первая по рисуемой картинке более камерная - про аномальную зону и Вселенский собор неподалеку, часть вторая масштабнее - про священную войну и спасение мира от антихриста. И снова в ключевой точке - Гессе, только теперь их трое.
Курт вырвался на полевое расследование к молодому инквизитору - своему сыну Мартину. Почти застывшее время возле непонятно чем особенного места, возле ожидающих сами не знают чего паломников тянется и тянется - а потом срывается в галоп, в погоню, в открытие чуда и нежданный конец. И куда больше, чем схватки с еретиками, впечатлила долгая ночь Курта и Мартина, ночь испытания, переосмысления, понимания. Мартин вообще впечатлил, яблоко от яблоньки... На соборе тоже примечательное имелось, от приехавшего стать гордой жертвой Яна Гуса до папы-еретика Бальтазара Коссы с хитрым планом.
Вторая часть - срыв лавины. Война началась, наследнику пора стать императором, легендарному инквизитору - великим инквизитором (не все ж одному Бруно отдуваться), а монахам Бездны - покинуть монастырь.
"— Ты ждал? — снова спросил старик и сам себе кивнул: — Рассчитывал на святых Абиссуса в своих планах. Уповал в душе. Не на себя и свои силы, не на мои и не на помощь людскую, а почти уж решил за Господа, что Он пришлет такую подмогу, что нам-то делать ничего и не придется — явятся посланцы Его и развеют нечестивца по ветру… Так ведь?
— Не так, я не ждал, что они сделают всю работу…
— …но основную уж должны были. Так?
Бруно не ответил; бросив еще один взгляд в темнеющее окно, поднес стакан к губам и решительно, единым махом, точно яд, опрокинул содержимое в себя.
— Вот так-то, брат мой, — подытожил старик. — Помоги человеку однажды — он возблагодарит. Помоги снова — воспримет как должное. Помоги в третий раз — привыкнет и сочтет обязательством… И мы так же. Привыкаем к чуду — и вот уж оно, искушение, шепчет слабой душе, что нет нужды усердствовать, стремиться, вершить что-то. Придет сильный и свершит все сам, за нас."
Поколение, бывшее приключенцами, становится теми, кто в ответе за все. На их место в строю приходит молодежь - новые философы, инквизиторы, ведьмы, теперь им спасать мир...
"Если ты должен - ты сможешь."
Борис Конофальский, цикл "Инквизитор" ("Инквизитор", "Мощи святого Леопольда", "Хоккенхаймская ведьма", "Вассал и господин", "Раубриттер", "Длань господня"). Историческая фэнтези. читать дальше
Почему первую книгу и всю серию автор назвал "Инквизитор" - таки загадка, даже прозвище таковое автор прилепил Волкову только в третьей книге. Мода, что ли? Или типа зажигает, особенно по ведьмам? Или кивок на Эйзенхорна, тот тоже с собой представителя той стороны, которую преследовал, с собой в качестве подручного водил?
Имеется - добротная историческая фэнтези с детективной линией. Можно сказать, альтернативная история - вполне узнаваема Священная Римская империя, этак рубеж 15-16 вв. Наемник после 20 лет службы бредет на родину, вызывается помочь местечковому юному коннетаблю, тут и завертелось. Ярослав Волков, он же Фолькоф, соблазнился на предложение барона навести порядок и вывести нечисть на его землях, в процессе расследования обзаводится имуществом и слугами, симпатиями и недоброжелателями в высоких кругах, славой и неприятностями. Расписано детально и натурально, без излишней чернухи, вполне в соответствии с позднесредневековыми нравами. К фэнтези относится потому, что в наличии действующая магия - во что вполне верили в те века, так что не такая уж и фэнтези.
Главный минус - во всех текстах этого цикла очень много опечаток. Мне кажется, они такого рода, когда человек написал текст на бумаге, не раз его правя, потом набирал уже не особо вглядываясь, глаз от одного и того же замылился. Кто б отредактировал...
Вторая книга. Оказавшись снова вольным наемником, Фолькоф получает задание от церковников - вывезти из чумного города мощи святого в драгоценной раке. Наученный опытом, обещанную награду он требует вперед - рыцарство. И уже в этом качестве собирает отряд (уж на какой хватило средств), и с блеском (а также страхом, скрежетом зубовным и проклятиями на свою голову) выполняет поручение, сталкиваясь по ходу его с еретиками, колдовством, заразой, а после - с жадностью и чужими интригами. Подобранная замарашка всё больше становится ведьмой, но пока послушной и полезной. А новоявленный рыцарь по-прежнему сам не гнется, гнет людей и нелюдей, пусть и с ущербом для своего здоровья - "умник, храбрец и упрямец".
Третья книга. Благоразумие толкнуло из огня да в полымя, как оказалось. В город приехал папский нунций, собирающий деньги для престола, и рыцарь божий предпочел уехать от него подальше как охранник комиссии инквизиции. Комиссия, правда, оказалась скоротечнее желаемого, так что пришлось Фолькофу взяться за герцогское поручение по поиску насмерть потерявшегося в торговом городке шпиона с крайне важными бумагами. А там мало что разбойники обнаглели, так еще ведьма на ведьме и ведьмой погоняет... Основная часть истории - расследование рыцаря и препоны ему со стороны горожан.
Четвертая книга. За заслуги герцог наделил Фолькофа землей - обширной, неустроенной, бедной людьми и ресурсами. Так что эта часть про знакомство с местностью и соседями, про налаживание хозяйства. На стороне рыцаря ресурс - решившие остаться с ним, на его земле ветераны, а также оставшаяся после предыдущих дел добыча - стремительный расход которой крайне огорчает новоявленного "фона". В этой книге ведьмочка входит в силу, ее история идет отдельно от истории ее хозяина, и всё больше она раздражает (возможно, так и задумано). В целом книга проходная, выглядит как подготовительная к чему-то - намечается столкновение интересов (еретиков и папистов, людей и оборотня, божьего рыцаря и своевольной ведьмы, церкви и герцога).
Пятая книга. Раубриттер - рыцарь-разбойник, на разбойника Волков тянет с трудом, а вот на утомленного склочными женщинами - вполне, ведь о них его основные мысли, о любовнице и о новоявленной жене... и это у него вестей о ведьме своей нет, а то еще и тут бы страдал. Владетелю худородного Эшбахта церковники дали указание прищучить еретиков, его сюзерен-герцог резко против пограничных конфликтов, не желая развязывать войну. В этой части наконец хозяйственные дела вылились в коротенький набег - повод, который можно при старании подать как причину, дали сами еретики, рыцарь воспользовался, после чего готовится к набегу на свою землю. Стиль изложения по-прежнему несколько примитивен и коряв, события последние две книги обмельчали, герой ушел в семейные переживания.
Шестая книга продолжает военно-хозяйственную линию предыдущих двух - кавалер Фолькоф и его владение Эшбахт. После набега горцев рыцарь занимается тем, что собирает войска - сперва для того, чтобы сеньор не смог взять его в кандалы за нарушение приказа, потом чтобы отбить следующий набег горцев, куда более масштабный. Между ними разбирается с любовником жены и обустраивает жизнь в своих землях. Сражение в финале показано поэтапно и детально, весьма неплохо. Длань Господня - очередное почетное прозвание, которым стали именовать Фолькофа церковники, за то как он бьет горцев-протестантов (на что другие владетели супротив воли герцога не осмеливались). (Псевдо)историческая подача - основная, включая стиль речи; от фэнтези-колдунства - несколько врезок из быта молодой ведьмы.
Яцек Пекара, цикл повестей об инквизиторе Мордимере Маддердине (сборники основные "Слуга божий", "Меч ангелов", "Ловцы душ"; сборники-приквелы "Пламя и крест", "Башни до неба", "Прикосновение зла"). Дарк фэнтези. читать дальше
Немножко в общем о цикле. Книги его - сборники новелл, истории из жизни инквизитора Мордимера Маддердина, с повествованием от первого лица. Это словно другая ветвь на мировом древе, которое видел Курт Гессе ("Конгрегация"), мир, в котором Христос сошел с креста и покарал своих мучителей, мир, живущий по законам Ветхого завета, где бог требует "служения бескомпромиссного, злопамятного, немилосердного". В нем есть магия и черное колдовство, а ангелы могут явиться людям - и вряд ли с добрыми намерениями, ведь милосердие тут не в почете, Божья матерь Безжалостная...
"Все мы виновны в глазах Господа и вопрос лишь в сроке да размере наказания".
В общем, все мрачно и чернушно, это равнодушный стылый ад. И уж не из-за такой атмосферности и довольно невыразительных второстепенных героев потихоньку продолжаю читать цикл между другими книгами - а из-за альтернативности и неплохого главного героя.
Начинается цикл без введений и предысторий, с места в карьер, но с нескольких важных моментов - как еще молодой инквизитор Мордимер обзавелся ангелом-хранителем, как он стал из провинциала столичным инквизитором. Инквизиторы - "стражи закона и сеятели любви", следователи по делам колдовства и ереси, не священники, хотя как раз священники по поручению папы то и дело пытаются себе присвоить функции инквизиции - но не для выяснения истины, а в целях устранения кого надо, и это противостояние нарастает от книги к книге. Мордимер в нем играет не последнюю роль - его вера крепка, ум остер, смелость и упрямство велики, хитрость, цинизм и паранойя также присутствуют... То, что он считает добротой, большинство обывателей за таковую не сочтет (потому как цель классически там та самая, средневековая - спасение души через муки тела), но ведь на самом деле он действительно таки добр.... Есть у него знания и навыки, полученные в инквизиторской Академии, есть спецспособность видения в иномирье, помогающая в некоторых расследованиях, и полно наглости и силы воли, как спасающих жизнь, так и осложняющих ее. Циник, реалист, у которого есть жизненные потребности, а средств на них подчас нет, и потому он "друг друзей", т.е. помимо прямых обязанностей может провести расследование по знакомству за вознаграждение - впрочем, в новеллах оно обычно в итоге пересекается с профессиональной деятельностью.
"Слуга Божий" - по факту 1-я книга об инквизиторе Мордимере Маддердине (уже после автор написал пачку приквелов). Состоит из 6 новелл.
1-я новелла - "Черные плащи пляшут" - дело о поиске оборотней и спасении сына купца, который потом с чего-то станет этаким терминатором-справочником, помощником в ряде дел Маддердина; ну и ангел-хранитель проявился, который еще поработает роялем.
2-я новелла - "Слуга Божий" - стороннее расследование помогло получить лицензию в инквизиторской столице Хез-Хезроне и наказать того, кто хотел использовать инквизитора в своих целях втемную.
3-я новелла - "Багрец и снег" - в городке ведьму тащат на костер, мимо ехал инквизитор и возмутился, что судить-казнить взялись те, кому не положено, взялся за расследование и с колдовством разобрался, применив свои поисковые сверхспособности.
4-я новелла - "Сеятели ужаса" - в путешествии инквизитор наткнулся на странную массовую резню селян, причины чего и стал осторожно выяснять, то в замке владетеля, то на болотах.
5-я новелла - "Овцы и волки" - тут все не те, кем кажутся, от купца-нанимателя до шлюхи. Стороннее дело по поводу торговой конкуренции вывело на самое что ни на есть профессиональное расследование - язычники да изменники, дело особой важности на контроле Внутреннего круга инквизиции. По мне так самый годный рассказ в сборнике, к тому же неплохо раскрывающий характер ГГ.
6-я новелла - "В глазах Господа" - затянутая часть как бы расследования с резким финалом "бог из машины". Поручили найти секту с жертвоприношениями, тут же указали группу кардиналов-заговорщиков - совместить недолго, проблема-то не обнаружить, а накрыть (и лучше бы ликвидировать), что для нижестоящего по отношению к иерархам церкви смертельно.
На "Молот ведьм" и "Ловцов душ" отзывы я сразу не написала, потом старая читалка сломалась вместе с заметками...
"Пламя и крест, том 1" - 1-й приквел к циклу об инквизиторе Мордимере Маддердине. Повествование от третьего лица, в трех из четырех историй основной действующий персонаж - инквизитор Ловефелл, благодаря которому мальчик и вступил на этот путь.
1-я новелла - "Прекрасная Катерина" - о матери Мордимера, куртизанке и ведьме.
2-я новелла - "Пламя и крест" - о встрече Ловефелла с мальчиком, которого он назвал Мордимером; это момент разгрома крестьянского восстания, инквизитор на задании, и эти двое друг другу спасают жизнь.
3-я новелла - "Шахор Сефер" - мальчик пристроен в Академию инквизиции на обучение, ректор просит Ловефелла узнать о его прошлом, что выводит на важнейшую книгу чернокнижников.
4-я новелла - "Второй этаж башни" - Ловефелл ищет информацию о матери небесталанного мальчика, приоткрывается его собственное зломагическое прошлое, его увлекает новая ступень инквизиторского будущего.
Как самостоятельное произведение, пожалуй, бессмысленно. Как дополнение к основному циклу - ну, чуть-чуть любопытного есть, только эта кроха излишне долго пережевывается снова и снова.
"Я, инквизитор. Башни до неба" - второй имеющийся на русском сборник-приквелл к циклу об инквизиторе Мордимере Маддердине, с него можно начинать знакомство с циклом. Автор, остановившись "на самом интересном месте" (катастрофическом), продолжение выдал только через 10 лет (и эти тома "Пламени и креста" пока не переведены на русский), зато написал несколько сборников "Я, инквизитор" о расследованиях Мордимера в уже охваченный период, и качество этих новелл даже получше, чем у многих первых - видимо, литературное мастерство подросло. Отвратные натуралистичные моменты по-прежнему присутствуют, но теперь они хоть вплетены в хитрый замысел, а не просто для атмосферности гримдарковости. К моему сожалению, сохраняется и авторская особенность повествования: вот рассказ от первого лица, диалог или действие - и вдруг начинается рассуждение героя на пару страниц, после которого уже и не сразу вспомнишь, какая реплика или шаг были перед этим. А то, что эти рассуждения или характеристики повторяются из повести в повесть (жутко надоедая), наводит на мысль, что публиковались эти повести первоначально в каком-нибудь журнале, читателю которого был внове и герой, и его обстоятельства.
В сборнике две новеллы.
1-я новелла - "Девушки Мясника" - Мордимер проходит экзаменационное испытание на звание инквизитора, а именно под началом "толстого обжоры и бабника" должен раскрыть подвернувшееся преступление. Дело светское, маньяк убивает и расчленяет девушек. Расследование напоминает пару Арчи Гудвин (который носится и опрашивает, но долго не соображает, кто реальный преступник) + Ниро Вульф (который распутывает дело, никуда не бегая), с финальным разъяснением ху из ху и почему именно так. Разница со Стаутом, конечно, налицо - в отношениях следователей, в старательно вызываемом экзаменатором всеобщем раздражении по отношению к себе, в последствиях благих намерений экзаменуемого, в казненном и виновнике. Зато - именно что экзамен, с оценкой важных черт для будущего инквизитора и его пониманием своих промахов и слабых мест.
2-я новелла - "Башни до неба" - пару лет спустя молодой инквизитор отправлен по просьбе работающего на инквизицию архитектора в городок, где собираются строить аж два монументальных собора, и один из них явно лишний. Задача - беспристрастно разобраться, только ли в соперничестве архитекторов дело или таки присутствует колдовство, погибли или принесены в жертву пропавшие работники, и при этом не восстановить против себя архиепископа или монашеский орден. С самим расследованием Мордимер справляется, с последствиями умело справляется перехвативший дело инквизитор более высокого уровня - становясь для молодого коллеги образцом и учителем как в профессии, так и в части отношений с женщинами.
"Я, инквизитор. Прикосновение зла" - в сборнике-приквелле две повести про расследования первых лет работы Маддердина инквизитором в глубокой провинции. В обеих как важный момент присутствует схожий персонаж - подлый мальчишка-котожог (=котов поджигающий). В первой повести Мордимер с ним столкнулся сам и уничтожил как злой феномен, который не надо изучать, надо ликвидировать, пока на это силы достает. Во второй повести такого "негодяйчика" (без спецспособностей) он втуне призывает убить.
Кажется, автора что-то где-то по жизни зацепило, что аж сборник на этом построил.
1-я новелла - "Прикосновение зла". Мордимера коллега попросил проверить, почему его брат, любящий муж зверски убил жену, не колдовство ли. Мир да любовь в семье оказались не вполне таковыми, однако и без колдовства не обошлось, правда, на стороне. Про видимость любви, про то, как хрупки жизнь и доверие, ну и про нищих злых детей.
2-я новелла - "Молоко и мед". По тайному заданию Мордимер оказался в предгорьях, в уголке, где земля течет молоком и медом, и попал в "медовую ловушку". Точнее, он пусть и инкогнито, шпион прям таки, но никто его насчет тайн инквизиции не пытал, однако не с той девушкой он замутил, от которой можно сбежать без последствий.
Книгохвосты весны 2020. Холи инквизишн
Надежда Попова "Тьма века сего". Историческая фэнтези. читать дальше
Борис Конофальский, цикл "Инквизитор" ("Инквизитор", "Мощи святого Леопольда", "Хоккенхаймская ведьма", "Вассал и господин", "Раубриттер", "Длань господня"). Историческая фэнтези. читать дальше
Яцек Пекара, цикл повестей об инквизиторе Мордимере Маддердине (сборники основные "Слуга божий", "Меч ангелов", "Ловцы душ"; сборники-приквелы "Пламя и крест", "Башни до неба", "Прикосновение зла"). Дарк фэнтези. читать дальше
Борис Конофальский, цикл "Инквизитор" ("Инквизитор", "Мощи святого Леопольда", "Хоккенхаймская ведьма", "Вассал и господин", "Раубриттер", "Длань господня"). Историческая фэнтези. читать дальше
Яцек Пекара, цикл повестей об инквизиторе Мордимере Маддердине (сборники основные "Слуга божий", "Меч ангелов", "Ловцы душ"; сборники-приквелы "Пламя и крест", "Башни до неба", "Прикосновение зла"). Дарк фэнтези. читать дальше