Съездили на первомайские в Ястребиху (деревня в Сонковском районе Тверской области, откуда родом моя мама). В отличие от многих деревенек окрест, в ней еще немало жителей - 5 домов, в двух даже маленькие дети есть. Скота, правда, ни у кого нет, только куры. И культурная обстановка улучшилась: пьяницы горели-горели в прошлом-позапрошлом годах и кончились, а детообильная семья чечен-беженцев получила свои подъемные и уехала куда-то. Мужики только все перемёрли, всего 2-3 осталось, да и те на заработках в райцентрах.
читать дальшеБилет от Твери до Бежецка (200 км) - 196 р., машина от Сонково до Ястребихи (8 км) - 300 р.
Шофер жутко ругался на дорожников - дороги зимой посыпаются калийной солью, отчего вразнос идет и асфальт на межгородской трассе, и машины. Местных "колхозных" автобусов давно нема, т.к. давно нет и колхозов или их замены. Земельные наделы колхозников выкупил некто из Москвы, но остатками былого не занимается - поля стоят пустыми, фермы заброшенными; единственно, усилился запрет на порубку деревьев на дрова, так что оставшиеся жители разбирают разваливающиеся дома - благо их много.
Есть опасения, что летом снова будет сушь и неурожай - половодья не было, земля впитала сразу всё. Пожары тушить будет нечем - река Сить здесь еще ручей, колонки и водопровод много лет как не работают, пруды заросли, колодцы провалились. На всю деревню действует один старый колодец, полоскать белье и то старухи ходят на усадьбы, где в бывших навозных и прочих ямах вода скапливается.
С одной стороны - грустно всё это. На деревне царит разруха. С другой - и в таких условиях жизнь продолжается. Лишь бы не было войны, как говорят бабушки...
А весна идет. Налились водой луга, раскисли после первых дождей дороги. Дым листвы на березах. Кругом ивы-бредины в цвету, словно вишни, а иногда встречается гибкая красноветвенная ива-верба с белыми пушистиками распустившихся почек. И туманные дали, откуда ни взгляни - домов осталось меньше, чем пустых мест от домов, сама Ястребишенка на холме, вокруг усадьбы, а перелески где-то там, в километре и дальше...
Из этнического. Коренным населением Ястребихи и Гладышева были карелы, хотя теперь и от языка, и от обычаев тут мало что осталось - не остается их носителей. Еще лет 50 назад всю молодежь родители стали гнать из деревень в город (раскрепостили, дали паспорта - бегите отсюда!). Вот и результат: ни моя мама с братьями, ни я с сестрами не знаем по карельски ни слова; избы, как строил дедушка и его сверстники, да с такой резьбой, по слухам, знает как рубить всего один старик, да и у того сил нет; много ли у кого в обиходе остались карендушки - даже и не знаю, пользоваться умею, но в городе это умение не применишь.
Карендушка - это такая палка в рост человека, сделанная из цельного ровного тонкого ствола ивы или ольхи, с изгибом-крючком на конце. Ею белье полоскают в открытых водоемах. Очень удобно - руки не мерзнут, спина не так устает, меньше опасность навернуться с мостика/камешка/бережка.

На нескольких избах постройки середины 20 века домовая резьба сохранилась. Сразу видно, где позднее делались поновления и пристройки - они без украшательств, типовые.

А солнышко когда-то было красным...
@темы:
мои фото,
тверское,
Ego