Борис Акунин, трилогия "Провинциальный детектив" про монахиню Пелагию ("Пелагия и белый бульдог", "Пелагия и черный монах", "Пелагия и красный петух").
читать дальшеАкунин доказал, что умеет играть в литературные игры, писать во многих жанрах и для различных читателей. Данный цикл он отнес к женскому детективу - может, по стилю расследования это и так, а вот по духу книг ни разу. Слишком жестоко и разрушительно как раз на уровне чувств
Поэтому впечатление осталось двоякое: вроде бы написано обстоятельно, живо, местами авантюрно, хорошим слогом, а мрачность нарастает...
ИМХО, если и любит автор Россию, то странною любовью aka Веллер: если и встречается что хорошее, то как исключение, не имеющее укоренения, а так всё грязно, примитивно, бездуховно и беспринципно. Одно отличие - Акунин своими героями берет хороших людей.
Итак, Российская империя конца 19 века, некая Заволжская губерния, олицетворяющая провинциальную патриархальную Россию, если детальнее - ее кусочек между имением помещицы да губернским городом. Мелкомасштабные местные интересы и несколько чужаков, вносящих холодное веяние извне... но пока всё понятно и объяснимо. Вторая книга - масштаб покрупнее, два города - в пределах епархии, а разгадка истории лежит далеко, за пределами недоступных всем, кроме нескольких ученых, знаний. Третья книга - губерния осталась позади маленьким пятнышком, действие проникает в столичные города и на окраины империи, уходит в Палестину, уходит за грань объяснимого...
"Если хочешь и можешь верить в чудо - верь; не хочешь и не можешь - избери рациональное объяснение. А что на свете много явлений, которые сначала представляются нам сверхъестественными, а после находят научное разъяснение, так это давно известно, хоть бы даже и на собственном нашем с Вами опыте."
В начале цикла нарисован благолепный и благополучный мирок губернии, который держат на своих плечах архимандрит Митрофаний с помощниками и союзниками, в число которых входит и главный детектив цикла - скромная молодая монахиня Пелагия. Злодейства раскрываются, наметившиеся прорехи на ткани бытия более-менее заштопываются.
Вместе с развитием истории и отдалением карты становится явно: владения архимандрита Митрофания были самым крепким местом имперского ковра, просто и до него дошло гниение, охватившее всю страну. Добрые дела гибнут вместе с добрыми людьми, пока наконец от дружины Митрофания не остается никого, нет и замены им. Весьма вероятно, что специально так задумано - типа близок конец империи, наступает новый век. Но простить Акунину гекатомбу из чуть ли не всех положительных персонажей как-то не получается. Неправильно он повернул, вот как хотите!Эллис Питерс "Хроники брата Кадфаэля". В цикле 20 романов,
читать дальшепрочитана половина из них - ибо держу про запас и употребляю между другими авторами как стабильно спокойное и приятное чтение
На первый взгляд тоже исторический детектив, где расследование ведется монахом - пожилым братом Кадфаэлем, лекарем и некогда крестоносцем. И хоть здесь детектив вроде как от лица мужчины, видно, что писатель - женщина: мир не рушится, а создается. Каждая история - ниточка, укрепляющая связи между людьми, укрепляющая мироздание. А ведь действие происходит в Англии середины 12 века - самое смутное время, непрерывная гражданская война между двумя претендентами на трон. Однако тут, среди нищеты и разрухи, люди умудряются выстраивать лучшую жизнь, то и дело выказывают свои лучшие качества. А еще каждая история не обходится без любовной линии. Ведь любовь побеждает бедствия и смерти, и нет жизни без любви.
"В конце концов, размышлял монах, мир устроен так, что, несмотря на жестокость, алчность и постоянные раздоры, в нем все же находится место для простого человеческого счастья. Так повелось испокон веку, и так будет всегда, покуда в сердцах людских не угаснет неукротимая искра любви."
"по мудрому замыслу Творца, за каждой засухой следует благодатный дождь, и все в природе возвращается на круги своя. А коли так, то и в жизни человеческой, несмотря на все испытания, со временем все образуется и встанет на свои места. Благодатный дождь небесный не заставит себя ждать и непременно прольется на жаждущую душу."
Абсолютно ясно, что автор книг любит свою страну, свой Уэльс, и делится этой любовью сполна с читателями. Стиль неспешный, обстоятельный и детальный, ВИЗУАЛЬНЫЙ. Один Кадфаэль показывается иногда изнутри, остальные герои как бы наблюдаются со стороны.
Может, если бы романы были раза в два длиннее, как принято сейчас, то могло бы наскучить, а так - хорошо, отменно возвращает душевное спокойствие после чего-нибудь возмутительно ерундового или наоборот, чего-то приглянувшегося, а без продолжения. Настраивает на философский лад...
@темы:
книги,
возлеисторическое,
зарубежье,
детективы,
Всероссийская империя
более добраяменее злобная...