понедельник, 23 января 2012
Рафаэль Сабатини. Дилогия "Скарамуш" и "Возвращение Скарамуша", а также самостоятельные
"Маркиз де Карабас", "Венецианская маска". Историко-приключенческие романы по Великой Французской революции.
читать дальшеЗабавный эффект: читала первый роман по теме - больше интерес к частной линии героя, при прочтении нескольких романов подряд герои сливаются и как-то усредняются, а на первый план выходит эпоха.
Сабатини в этих книгах использует один и тот же типаж героя: дворянски воспитанный молодой француз, довольно аполитичный и близкий к конституционно-монархическим взглядам, внезапно втянут в большую политику из личных соображений (спасти жизнь, отомстить за друга, получить наследство, и обязательно еще ради любимой девушки). У ГГ есть тайные связи с представителями каждой из враждующих сторон, в т.ч. крупными историческими личностями, а его действия влияют на важные события времени. Всё это дает закрученную интригу, взгляд на происходящее из каждого лагеря, да и просто живое понятие о том, из кого и из чего состояла эта самая Французская революция.
Оба "Скарамуша" - Франция от 1788 года и до конца 1793-го, в т.ч. двор французских принцев в эмиграции. в
"Маркиз де Карабас" - Англия и север Франции 1794-95 гг., движение шуанов.
"Венецианская маска" - 1796-97 гг., конец Венецианской республики под ударами Франции.
Не знаю, автора или переводчиков винить в рафинированном языке (книгам меньше ста лет, а кажется, что они сверстники сочинений Дюма и Скотта), а заодно и преувеличенно-сентиментальном выражении родственных чувств героев. Впрочем, от авантюрного романа тут намного больше, чем от экзальтированного сентиментализма ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Надо будет почитать другие вещи Сабатини (не Бладом единым!) - всё ж таки, в отличие от того же Дюма, для него история не просто гвоздик для картины романа...Алексей Ивакин, "Блокадный ноктюрн" и "Десантура-1942. В ледяном аду". Цепляет даже больше, чем "Мы погибнем вчера", сподвигшей срочно найти и прочесть еще книг автора. Эти две - не фантастика вообще. Скорее - восстановленная хроника нескольких эпизодов Великой Отечественной.
читать дальшеХудожественный текст, емкий и живой язык, искренние переживания, переходы от малого плана - отдельных многочисленных героев (правильнее: Героев) к крупному - войсковым операциям, их смыслу и результатам, - и обратно. И все это документально: на основе воспоминаний очевидцев, документов, результатов Поиска.
Автор сам - поисковик; о Поиске, о товарищах-поисковиках, о Вахте Памяти он тоже пишет, и этот слой повествования так же интересен и нужен, как основной. Это Расследование, Справедливость и Благодарность...
"Десантура-42" - про две советские десантные бригады, отправленные в Демянский котел на Новгородчине весной 1942 года (уже немного знакомые по той ивакинской альтернативке). Про комсомольцев, выполнявших задачу в ужасающих условиях, без еды и тепла, без патронов и подкреплений, не жалея себя - и не зря выполнявших, т.к. их действия, их сражение оттянуло на себя силы фашистов...
"Блокадный ноктюрн" - зима 1941-42 в осажденном Ленинграде и под Ленинградом, в "бутылочном горлышке" Мясного Бора, где 2-я армия гибла и не могла прорвать блокаду. Герои - всё так же, как прежде, обыкновенные люди на войне: бойцы, командиры, дети. Обыденный героизм. Обычные бои местного значения...
@темы:
книги,
возлеисторическое,
зарубежье,
Великая Отечественная