"Телеграмма" (1971).
читать дальшеНовогодняя история - праздничный, лиричный и чуть драматичный фильм. Герои - серьезный мальчик Костя, беззаботная девочка Таша (в которую он влюблен и потому не может из солидарности оставить дело с телеграммой) и забавный самостоятельный младший братик Кости. 31 декабря, Москва готовится встречать Новый год - и зритель вместе с героями столкнется со множеством добрых людей - в магазине и химчистке, в больнице и школе, в квартирах и на вокзале. Царит мир и радостная предпраздничная суета, особенно остро ощущаемые в противовес воспоминаниям о войне - ведь ребята упрямо идут сквозь начало 1970-х по следам середины 1940-х в поисках адресата телеграммы, ощущая себя последней надеждой встретиться двум влюбленным, разлученным войной - и ощущая, как история из учебников оживает в близких людях. Простые люди с их увлечениями, простой быт с маленькими радостями, настоящая жизнь в ее мелочах, встречах и удивительных открытиях. Хороший фильм, построенный на полутонах, без экшена или комедии, с переплетением обыденного и героического, с простым и счастливым финалом."Визит вежливости" (1972)
читать дальшеСподвигло меня посмотреть это малоизвестное советское кино желание еще раз услышать голос Бориса Гусакова, ну а заодно и увидеть, как он выглядит. не разочаровалась. Милый, мягкий, простой и переливчатый, как "голос ветра", фильм.
Темы в фильме затрагиваются разные - какой может быть любовь, какими становятся люди в обществе капитализма-рабовладения, легкая работа или военная служба, надо ли делать выбор между карьерой и творчеством, в чем искусство актера... Но интереснее всего было наблюдать за процессом творчества - от предпосылок написания до спектакля (а еще - за учениями ракетного крейсера!).
Советский крейсер нанес визит вежливости в Италию, экипаж посетил Помпеи. На экскурсии капитан-лейтенант Глебов влюбился в гида, уставшую от разочарований жизни прекрасную Лючию. Она провела его по злачным местам, показала людей - и все итальянские впечатления потом понемногу вылились в пьесу-притчу, где Лючия была его музой. Глебов видит себя Чужестранцем, пытающимся предупредить горожан, в первую очередь влиятельных, о скором извержении Везувия, о грозящей всем гибели. Однако власть имущие на этом предупреждении делают деньги - кто выигрывает выборы, кто распродает имущество, а будоражащих народ предсказаниями сажают... Помпейский сюжет разворачивается параллельно жизни Глебова: он пишет в перерывах меж вахтами, стоит боевые дежурства, ведет занятия с матросами, знакомится с актерами и режиссером севастопольского театра, взявшегося ставить его пьесу, приходит на спектакль, на финальную сцену...
Два капитана (1955) и
Два капитана (1976).
читать дальшеПоказывала сыну, заодно стало любопытно сравнить два фильма по одной книге (сам двухтомник перечитывать, каюсь, лень - так, полистала). Первый - полуторачасовой фильм-нарезка основных событий, в которую не вошли практически все второстепенные и далее персонажи. Второй - мини-сериал из 6 серий где-то по часу, с офигенной музыкой на титрах, со множеством хорошо показанных героев и ответвлений сюжета, многое в постановке сцен перенявший у фильма-предшественника, в т.ч. чего в книге не было. И там, и там упустили важные моменты, пусть и кратко описанные в книге - как раненый Саня выжил в лесу + как он вышел на последний приют экспедиции; в кино это было "вдруг" и "а вот", я таких чудес не люблю, да и не читавшие доверие к истории теряют.
Интересна разница в образе жизни людей: в первом фильме много черт деревенского быта, простота, теснота и общежитие - вечно кто-то на заднем плане есть из случайных свидетелей даже весьма личных сцен. В более позднем - пространство просторнее, пустее, индивидуальнее, сцены проходят за закрытыми дверьми да наедине, а облик предметов и людей более городской, что ли, более послевоенный и опять же индивидуальный, наособицу.
Люди... В фильме 1955 года больше типизации, их лица в толпе вряд ли выделились бы, тогда как в фильме 1976 года каждое - характер даже на мимолетный взгляд. Заваривший всю кашу Николай Антоныч - балабол, моральный садист и подлец в первом, дополучает во втором ученой солидности и явственной готовой на преступления любви к чужой жене. Мелкий во всех отношениях человечишко Ромашов, которому кроме как подлостью желанного и не заполучить - становится вполне реальной партией для Кати на основе собственных выпячиваемых положительных черт (предприимчивости, обходительности, элегантности), и если б не затмевающие ему разум страсть к женщине и ненависть к сопернику - хз, как бы всё обернулось. Русская женщина Катя, одна из многих таких же, симпатичная, бойкая, серьезная и активная в делах и чувствах, похожая на мать силой любви к избраннику - во взрослом варианте второго фильма становится молчаливой колодой довольно яркой наружности, как и ее мать, тут выведенная как хрупкий осколок Серебряного века. Наихудшее превращение случилось с главным героем, Саней Григорьевым: в первом это был упрямый, хитроватый и эмоциональный рубаха-парень - и это объясняет все те импульсивные поступки, которые по сюжету он совершает; версия Сани из второго фильма (смотренного, кстати, первым) меня постоянно ставила в тупик несоответствием мимики и ровного голоса робота Вертера с ситуацией, приходилось списывать на трактовку, что он просто не показывает эмоций и переживает глубоко внутри... очень глубоко... Но вот Саня 1955 года это объяснение сломал и вписался в образ гораздо лучше. Внешне симпатичны оба, хоть и разные типажи. А вот за тон общения, байроническую позу, взгляд свысока, сочетаемый с идущим от книги слегка пренебрежительным (панибратским, простым - но в сочетании с остальным именно что пренебрежительным) текстом - хочется дать этому Сане по шее. Ему что, как Эйзенхорну, мышцы лица парализовало? и до кучи голосовые связки аугметировали? ![:upset:](http://static.diary.ru/picture/1154.gif)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337494.jpg)
Саня раз и Саня два. ![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337502.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337529.jpg)
Ромашов раз и Ромашов два. ![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337531.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/82337531.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337860.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/82337860.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337861.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/82337861.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337862.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/82337862.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/82337863.jpg)
@темы:
кино,
советская история