Маниакальное упоение властью и садизм отдельного человека невыносимы всегда, при любой общественной формации. Из-за подлости или тупости властей определенное обстоятельство может стать в какой-то момент невыносимым. Отсюда бунты.
(Мештерхази "Загадка Прометея")
Как это ни странно, к концу XIX и началу XX века археология стала областью знания почти запретной. Так уж пошли дела в мире. В моду снова вошла библия; науку упорно тащили назад к ней. Хозяевам мира не требовалось что-либо менять в нем; овладев властью, они не собирались выпускать ее из рук. Они требовали научного обоснования очень простой мысли: все в мире было, остается и пребудет неизменным. Горько сказать, но многие ученые легко сдались перед этим требованием.
Были, конечно, честные исследователи, зоркие глаза, ясные умы. Может быть, их было даже большинство. Но от них остались нам лишь сетования и жалобы: лишенные средств, затравленные услужливыми шарлатанами, они не могли повести археологию вперед, и тем более там, где речь заходила о самом далеком прошлом.
Археология... Археологии бывают разные. Если ученый занимается неустанным сбором, бесконечной сортировкой древних посудин или кремневых осколков и не делает из всего этого никаких выводов, от него нет вреда, он безопасен. Если, роясь в земле, он добывает в ней только лишнее подтверждение давно известных истин, если его находки упорно твердят о том, что в Риме были цезари и рабы, в Египте — фараоны и рабы, в Ассирии — цари и рабы, это даже полезно: так было, так будет — известная мудрость властелинов. А вот если он спускается ниже, идет глубже, проникает в такое время, когда не было еще классового общества, дерзает подтверждать, будто все течет и меняется, будто одно общество может смениться другим, будто человек и на самом деле произошел от других животных — словом, если он обосновывает своей работой гибельные идеи революционеров науки, — это совсем другое. Запретить это! И запретили.
(Успенский, Шнейдер "За 7 печатями")
Везде люди устраиваются. А умные еще и объединяются, и тогда все вокруг начинает оживать, пусть и медленно. Помнится, многие наши земные писатели, специализирующиеся на футурологических текстовых прогнозах о постапокалиптическом мире, искренне считали, что ничего доброго в мире не останется: все станут скотами… Это они оттого, что слишком много валяются на диване, вот и мерещится им лишь черное. От страха выйти на улицу… На природу давайте почаще! В дикие места да в теплых компаниях! В экстрим!
Человек по своей природе позитивен, и этого обстоятельства не смогут изменить те уроды, которые старательно из себя все доброе выжали. Вот чего мне не хватает в присказке о потерянной планете — не все люди сволочи, далеко не все.
(Денисов "Стратегия. Командировка")
@темы:
цицеротник
Человек по своей природе позитивен
А вот тут я бы автору напомнила экстрим на природе в Аляске в теплых компаниях золотоискателей. Сколько народу там замочили позитивные люди...