Первое знакомство с творчеством Павла Корнева у меня состоялось лет 10 назад, и напрашивается сказать, что стылое аномально-постапокалиптическое Приграничье списано с игр S.T.A.L.K.E.R., да только сталкерятина явилась на свет уже после Льда. И тогда он особо не впечатлил - во-первых, пока дождешься выхода следующей части, половину сюжета забудешь, а обновить никак, потому как бумажная книга ушла хозяину и дальше; во-вторых, этот цикл мне вообще кажется слабее других, написанных позднее. Но своеобразие в нем есть. В первую очередь - ненавязчиво, между делом прописанный мир.
С мирами у Корнева вообще всё отлично
читать дальше- они полны целесообразных заданным условиям деталей (но без описаний ТТХ, это не Круз и не Денисов), живут безотносительно главного героя, полны людей с их планами на жизнь; описания законов существования и предметов происходит не отступлениями и долгими введениями в курс, а доступными пояснениями по ходу событий, емко и функционально (такой подход встречается в худлите реже, чем хотелось бы). Сеттинг может быть разным, прописан он всё равно будет качественно, и так, что понимаешь - очень многое осталось за кадром. Земля после контакта с инопланетянами, мир затянувшегося апокалипсиса, вырванный в другой мир кусок страны в постапокалипсисных условиях, стимпанк-электропанк, средневековое фентези и технофентези... Фантазия есть, да еще с обоснуем!
Атмосфера всегда схожа - мрачновато, жестко, реалистично, без пафоса. Много действия и много деталей, получается книга как фильм - визуальность, многообразие интересов, неспешность обыденной жизни с пиками экшена. Эмоции и любовные линии описаны скупо, я бы сказала, по-мужски - есть, важно, и хватит о том. Много действующих лиц, подчас главные - вне круга зрения ГГ, они высоко, он не того круга.
Всегда есть несколько интриг, в которые оказывается втянут ГГ - обычно против своей воли, максимум - по долгу службы, и скорее всего как пешка. Кому-то срочно и крайне может требоваться что-то, что у него есть ради чего его готов убить (и о ценности чего сам ГГ может долго не подозревать). ГГ чаще всего старается выйти из навязанной ему роли разменной монеты, по возможности - сделать по-своему, и если уж не стать игроком, то стать фигурой более ценной или необходимой шестеренкой в механизме.
Его герои как камушек, попавший в механизм... но не песчаник какой-то там, а как минимум гранит - может, сам и разрушится, но и механизму плохо придется. Ведь он доползет и завершит затянувшийся апокалипсис. Он найдет слова и пули, чтоб не допустить уничтожения Земли. Он пройдет по следу, ведущему в сердце заговора и большой войны. Он вычислит убийц и сорвет их планы. Он постарается выжить.Повествование в книгах практически всегда от первого лица,
читать дальшедлится небольшой период времени, но каждый день описан подробно. ГГ - мужчина в расцвете сил, которого отличает упорство в нежелании помирать, даже когда сильные мира сего не оставляют ему вариантов. У него множество знакомых и связей, но почти нет друзей. Имеющиеся таланты (пусть часто невеликие) он использует на полную катушку, и всегда заточен под выживание: доверяет чутью, хорошему снаряжению, тренировкам, держанию языка за зубами. Прагматик. Внешний вид обычный, без эпатирования окружающих, да он ведь в общем-то человек обычный (а некие тараканы и таланты есть у каждого). Вообще герой всегда вписан в окружающее - у него есть история жизни (за кадром, просачиваются подробности по чуть-чуть), есть компаньоны и недруги, предки и надежды на будущее, иногда даже любовь (где-то на втором-третьем плане). Но ГГ если и обыватель, но никак не мирный - он боец, сыщик, наемник, делец, шпион, убийца. Он может стать жертвой - но по складу характера это хищник (этак средних размеров). На него охотятся и он охотится, а зажмут в угол... сами виноваты.
ГГ - одиночка, сам себе хозяин или исполнитель, но в какой-то момент от него вдруг зависит судьба тех, кто сидит высоко (и мнение ГГ в своих планах не учитывает), а то и судьба города/страны/планеты/мира (нужное подчеркнуть). Не всегда именно от него одного зависит всё, т.к. рядом могут стоять другие исполнители с не худшей подготовкой - а против обычно стоят такие силы, на которые лапу задирать большинство опасается из здравомыслия. У ГГ со здравомыслием тоже всё норм, только выбор-то часто как у помилованного ради исполнения самоубийственного задания смертника: тут сейчас порешат, а там можно потрепыхаться.
У книг Корнева всегда четкие финалы, чаще сильные, и если финал вдруг слабоват и смазан - наверняка это финал промежуточный, для первого тома в дилогии (длиннее дилогий сюжетные связки пока не встречались, хотя в цикл может входить и большее количество книг). А теперь о том, чего мне в книгах Корнева не хватает,
читать дальшечто не дает перевести их в "самое маё". ГГ - всегда одиночка, без ответственности за других, без семьи, без дружбы, а то и без важного дела; коллеги, которых можно при нужде бросить - это явно не то. Мне ближе, когда герой поднимается до героизма, до осознанного самопожертвования, риска собой во имя большего, чем он сам. Ближе, когда ГГ - часть "мы", от которого если и откажется, будет для себя предателем. Когда герой - щит между тем, что ему дорого и агрессором. А если за твоей спиной никого и ничего...
Впрочем, иногда похожее всё-таки мелькает хотя бы в финалах, что возрождает мою надежду: "Пятно" и "Лед. Чистильщик" тому примером.
@темы:
книги,
фэнтези,
НФ где-то рядом