Игорь Дравин, цикл "Чужак" ("Ученик", "Охотник", "Барон", "Рейнджер", "Боевик-универсал", "Мэтр", "Темный", "Принц-консорт", "Маски сброшены", "Охота", "Миротворец"). Фэнтези-боевик с попаданцем в средневеково-магический мир.
Сперва проверка: как вы относитесь к первой дюжине томов "Ричарда Длинные руки"? Если хорошо (и жаль, что дальше стало так, как стало) - то и Дравин, вероятно, понравится.
Итак.
"Чужак безжалостен и добр. Он поможет нуждающимся в помощи, он поможет тем, кто не желает помощи, он поможет тем, кто не знает, что им нужна помощь".читать дальшеПо честному, литературное качество текста где-то между хорошо и неплохо. Так себе в нем с чистотой и богатством языка (без мата, но - разговорная и сниженная лексика, обороты речи бытовые с долей насмешки...). В первую очередь тут причиной подача от 1-го лица - эмоционально вовлеченного и действующего, красивый литературный язык обычно идет при 3-м лице, отстраненно-созерцающем предложенную картину. Впрочем, именно повествование от 1-го лица я предпочитаю.
Еще момент, связанный с языком текста - герой (и, наверняка, сам автор), выросший в России 1980-90-х. Очень уж много полуцитат из той масс-культуры - опознаешь с лёту, удивляешься, что еще такую чушь помнишь, в итоге на одной волне и легко воспринимаешь направление мысли... Ну и цитат-шаблонов из других произведений имеется, не без этого.
Есть тут многое, чем лично мне этот цикл "запал".
11 книг, 5 лет жизни героя. Как ни странно для столь длинных произведений - закончено, причем по всем направлениям - зацепки сработали, рояли и непонятки получили объяснение (чаще еще в процессе цикла), сюжетные линии поветвились и легли в общую картину как ее гармоничная часть, многочисленные персонажи получили свое - и вообще полное удовлетворение от завершенности. Тем более что завершенность эта - позитивная: per aspera ad astra.
Маски! Здесь их у ГГ не одна или даже две, как у большинства попаданцев/шпионов/супергероев - роли множатся, их становится реально много, у каждой свое имя, известное только в определенных кругах (и почти никто не в курсе всего): дерг-попаданец из пророчества, охотник на погань, рейнджер, барон/граф/консорт, благородный бродяга, наемник темных, мафиози, оборотень, вампир...
Главный герой под ворохом этих масок остается собой - и если изменяет своим принципам, что что-то тут не так. Адреналиновый наркоман, ради близких и собственного выживания ввязывающийся в рискованные авантюры - но по-возможности как можно лучше заранее подготовившись и спланировав достижение нескольких целей одним поступком. От первого лица - и интересно наблюдать переход внутреннего монолога в действие, подчас противоречащее всем высказанным резонам. ГГ весьма расчетлив, но не всякий раз имеет полные данные, хотя и стремится к этому. Невольно он служит катализатором местных событий, собирает на свою голову с каждым подвигом всё больше врагов, но с каждым удачно пройденным испытанием становится сильнее, убить его всё сложнее, а эмоции, наглость и отвага вроде бы всё больше доминируют над рассудочностью. Влад носится по Арланду, по королевствам и заброшенным землям, по материкам и островам, создавая своими действиями всё уплотняющуюся сеть взаимосвязей и интересов правящих этим миром разумных. Он со своими бойцами уничтожает, спасает, сводит и женит - становится всё более влиятельной фигурой, при этом пытаясь остаться вольным диверсантом, консультантом, действующим в поле. На описание самих боевых миссий отводится довольно мало места, больше - подготовке и повседневности (прям как у Форсайта), включая многочисленные реалистичные детали (эта обоснуйная детальность - одна из фишек автора). Так естественным образом складывается из кусочков, из обдуманных, внезапных, вынужденных решений то, что остальные считают подвигами.
ГГ - не одиночка, он постепенно собирает и готовит команду профессионалов, ему безусловно верных. Верность взаимна - для друзей он сделает всё, к врагам же беспощаден.
Все второстепенные персонажи благодаря длине цикла обрастают характерами, собственными резонами и развивающимися историями - однако респондентами не становятся, всё видим глазами Влада.
Повествование имеет тягу к переносу объяснений планов и хода переговоров на потом, после показа реализации этих самых планов - постепенно с развитием истории переходящую в скачки туда-обратно по времени: текущее - как прошли готовящиеся события - обрывки воспоминаний из далекого прошлого. Если первые книги более-менее раздельны, с промежуточным финалом, то с середины цикла это единый текст на много томов.
Моментами напоминает "РДР", но: имеет объясненный вектор развития, более насыщено происшествиями на лист текста, менее повторяется... и вроде бы без привлечения литнегров - стиль один для всего цикла 
В общем, произведение далеко не идеальное, но... "хорошая книга - это которую читаешь и думаешь: подольше бы она не кончалась!"
Парой слов о каждом томе1. "Ученик". Перенос отчаявшегося парня в своем теле из современной России в другой мир средневекового типа. Магия, глобальная война в прошлом мира, погань как следы дел Падшего со слугами, охотники Белгора как главные чистильщики подземелий и рейнджеры как чистильщики лесов, церковные ордена во славу Создателя и куча королевств и владений поменьше с их интригами, толика гномов, эльфов, драконов...
Влад сразу опознан как чужак-попаданец из другого мира и аккуратно местными внедрен в новую среду... однако с ним начинают происходить по цепочке события, где или он извернется, или погибнет. В плюсе - конь-драконь Пушок (привет Зайчику), охотницы-волчицы, зазипованная передача воинского искусства от лучших бойцов мира, магические задатки, вхождение в гильдию охотников Белгора.
2. "Охотник". Прошел год, снова цепочка "извернись или сдохни". Мастер-охотник Влад Молния, Рука гильдии на выезде для расследования пропажи людей. В плюсе - клан отверженных бойцов-Рысей, специфическая магия льда.
3. "Барон". Полгода свободы от неприятностей свыше и бегство от воспоминаний о волчицах в пограничное баронство. Утверждение и отстройка полученного баронства, участие в войнушке. Плюсы - замок, магическая школа, первое политическое влияние.
4. "Рейнджер". Год истек, бегство в одиночество Пограничья не помогло от запуска цепочки неприятностей. Далв-рейнджер, командир-проводник у партии искателей сокровищ. Плюсы - любовь к принцессе и новая слава?
5. "Боевик-универсал". Пошло относительно спокойное время, когда можно наслаждаться жизнью, развиваться и настраивать отношения, время интриг земных, а не свыше посланных, но и носиться приходится быстро и много. Плюсы - графство Артуа.
6. "Мэтр". Время собирать камни и разбираться хоть с частью врагов. Уже имеющиеся имена на слуху - заводится маска криминальная.
7. "Темный". На время ежегодного испытания решено отъехать в заброшенные земли, но и там приходится помогать драконам и лезть в кубло темных под маской наемного убийцы. Плюсы - открытие старого торгового пути, спасение людей.
8. "Принц-консорт". Номинальный принц-консорт недобитого эльфийского дома - что из этого можно извлечь полезного для антиэльфийского дела?
9. "Маски сброшены". Суд королей над рейнджерами, публичное оглашение части масок Влада как имен одной личности, благо много кто уже стал догадываться, принятие прошлого Ледяного Тура. А три беременных жены - это плюс?
10. "Охота". Новый город строится, Влад по миру носится - всё быстрее, чтобы успевать ликвидировать разнообразных заговорщиков, замутителей большой войны и просто убийц близких людей.
11. "Миротворец". Последнее ежегодное испытание - на этот раз в землях змееженщин. Завершение арландского пророчества и хэппи-энд. 

@темы:
книги,
фэнтези,
попаданцы