04.11.2016 в 15:24
Пишет
Borgward_B-IV:
Про Праздник.
Я не думаю что для многих большой секрет тот факт, что сегодняшний праздник придуман в рамках концепции "что бы ни праздновать, лишь бы не 7-ое ноября". Ну и решили тогда праздновать 4-ое ноября, с одной стороны церковный праздник, день Иконы Казанской Божьей матери. А с другой вроде бы как и избавление Москвы от польских интервентов.
Праздник вроде бы и так себе, и дата невелика, и православным приятно, и коммунистов укусили.
Но времена то, меняются.
А потому, даже самые пустые даты и вещи внезапно способны наполниться глубоким смыслом.
Так и в случае с 4-ым ноября 1612 года.
Я постараюсь немного обрисовать то, что тогда произошло.
читать дальшеВ Царстве Русском происходила смута. Была она очень длительное время, наши дорогие западные соседи регулярно подогревали внутренние противоречия, и подсылали в Царство Русское своих людей, сначала Лжедмитрия №1, потом дали немного денег Ивану Болотникову на восстание, потом был Лжедмитрий №2. Русская лита тоже не отставала и не могла промеж себя договориться что приводило к регулярной смене руководства, а в конечном итоге и приглашению в Царство Русское различного рода друзей, типа шведских наемников, которые разорили северные пределы Царства похлеще чем казачьи ватаги окрестности Москвы.
И в 1609 году Речь Посполитая, решила что блюдо уже практически готово, и воспользовавшись поводом, который им дал Василий Шуйский, польско-литовское войско вторглось в пределы Царства Русского.
До этого момента, вторжения осуществляли отдельные "независимые" польские магнаты в рамках оказания гуманитраной помощи законным представителям власти. Которых сами же и назначали.
Но тут уже все было серьезно и обстоятельно.
Ну и само собой, боярская элита не подкачала. После того как войска Шуйского проиграли Клушинское сражение, Шуйский был низложен, а усевшаяся на его место Семибоярщина, присягнула польскому королевичу Владиславу Вазе как русскому царю.
И вот с этого момента что-то пошло не так.
Во-первых на поляков сильно обиделся Лжедмитрий №2 у которого с ними были собственные договоренности, и после объявления Владислава русским царем, он справедливо посчитал себя обманутым.
После чего, верные ему отряды принялись нападать на казаков и поляков верных Владиславу и Сигизмунду.
Во-вторых, внезапно для себя, патриарх Гермоген обнаружил в свите Владислава Вазы иезуитов, и от несдержанных на язык польских вельмож прослышал, что никто из них никаких договоров в части сохранения православия и относительной автономии Царства Русского от Варшавы соблюдать не намерен. И вот тут уже напрягся Гермоген. И совершил довольно серьезный шаг.
Несмотря на уговоры светских боярских элит, которые предлагали ему сидеть смирно и не паниковать. Он не только освободил православных от присяге Владиславу, но заодно и проклял Владислава с папашей Сигизмундом и принялся рассылать крамольные воззвания по царству в призывал всех православных собраться и в конце концов изгнать поляков.
Оба фактора вкупе возымели свое действие. Зона влияния поляков ограничилась фактически Москвой и западными областями Царства Русского, а отдельные отряды начали безжалостно истребляться.
А заодно начало собираться первое народное ополчение, которое и осадило Москву в 1611 году. Но Первое народное ополчение не смогло завершить начатое. У ополчения не былоЮ, выражаясь современным языком программы действия, в нем было очень много влиятельных людей с различными взглядами, и их взгдляды подкрпляли личные отряды, само собой, что к единому мнению прийти они не смогли. Более того, в ополчении случился большой разлад в результате которого оно раскололось.
И примерно в то же время, в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин, начал собирать деньги и людей. Второе ополчение значительно отличалось по составу от первого, в нем и грали значительную посадские люди и крестьянство, кроме того, Минин был честным человеком и выдающимся огранизатором, собранные деньги он тратил только на ополчение, и сумел создать систему обязательного сбора налога на войско. Служилым людям установили жалованье, за расходом средств следили специальные дьяки, в общем имел место системный подход к вопросу.
Были созданы параллельные марионеточной Семибоярщине органы власти ведшие активную внутреннюю и внешнюю политику, в города и уезды рассылались послы которые были призваны нести идеи второго ополчения и улаживать споры между местными жителями.
Ополчение вело налоговые книги, вершило суды и разбирало жалобы.
В результате последовательной и кропотливой работы, Второе ополчение обрело силу, и приобрело влиятельных врагов. Как выяснилось, нижегородской самодеятельностью недовольны олказались не только марнионеточная семибоярщина, но и выжившие лидеры первого ополчения.
В конце концов поляки поняли что дело весьма серьезное, и отнюдь не карнавальное, и вызвали из Литвы на подмогу гетмана Ходкевича. В ходе Московской битвы 22-24 августа 1612 года ополчение разгромило Ходкевича. Хотя не обошлось и без саботажа граничившего с предательством.
Но так или иначе, по итогам битвы польский гарнизон Москвы оказался в блокаде. Пожарский поначалу хотел выпустить поляков из подконтрольных им районов города, но те отказались и тогда началась правильная осада, которая закончилась для поляков и литовцев не только позором сдачи в плен, но и глубокой моральной травмой, наихристианнейшие шляхтичи, натуральным образом с голодухи занялись каннибализмом.
По итогам осады, 4-го ноября 1612 года, оголодавшие людоеды сдались в плен ополченцам. И 5-го ноября вышли из города. 6-го ноября Второе ополчение торжественно вошло в Кремль.
Вот такая история.
Что в ней поучительного для современников?
Наверное то, что люди делали дела, работали. Они не причитали, и не плакали.
Преемник Гермогена, архимандрит Дионисий Радонежский, не призывал заказать торжественный молебен во имя спасения Руси, когда узнал о том, что к Москве идет Ходкевич, а призвал ополчение как можно быстрее выдвигаться из Ярославля к Москве, а молиться начал сам, попутно отослав в ополчение своего келаря, по нашему завхоза и бухгалтера в ополчение.
Келарь Авраамий палицын в свою очередь, в ходе Московской битвы не предложил построить часовню, во имя спасения Москвы, а с монастырскими деньгами отправился в стан саботажника Трубецкого, и перекупил у того казачков-наемников.
А многие неизвестные люди пошли в сражение пешком на конных, и образ из Казанской иконы был принесен ими на поле брани. Чтобы образ освящал их дела и поступки.
Они не пошли молиться и стоять на коленях смиренно выпрашивая подаяния в виде доброго разумного царя, который сам разберется и избавления от иноземцев. Они просили помощи в том, что собирались делать сами. И в итоге сделали.
С Праздником Народного Ополчения, товарищи и господа. С праздником Дела, а не слова.
URL записи
@темы:
возлеисторическое,
социальное,
древнерусское
Хотя, конечно, я же из Нижегородской области, а там этим вторым ополчением и лично гражданином Мининым всегда очень гордились, и про их вклад в дело освобождения страны от иноземцев и смуты даже в школах рассказывали очень подробно.