понедельник, 05 февраля 2018
Николай Басов, цикл "Хроники Лотара Желтоголового" ("Жажда", "Доказательство человечности", "Собаки из дикого камня", "Посох Гурама", "Лотар Миротворец", "Кожаные капюшоны", "Устранитель зла", "Выкуп"). Героическое фэнтези.
читать дальшеЦикл в повестях и рассказах, примерно одинаково хороших по уровню, кроме первого: завязка истории ну чистой воды конанина. А вот дальше нестандарт: герой, став драконьим оборотнем, не форсирует суперплюшки, а стремится остаться человеком; битвы выигрывает, применяя в первую очередь разум и уж потом - тренированное тело; с чародейками и прынцессами связей не заводит, государств не рушит, в правители не лезет, дипломатично добрым словом (и кулаком) устанавливает мир в ойкумене, специализируясь на уничтожении демонов, но не ограничиваясь ими. Лотар идет по своему пути - к главному воплощению зла своего мира, ступенька за ступенькой, точечно вырезая иерархию его прислужников. Лотар не одинок - до конца с ним старые товарищи и ученики, и что поделать, что в жизни не знаешь, кому конец придет раньше...
Язык суховатый и несколько тяжеловесный - он, пожалуй, главный минус автора; сцены прописаны четкими штрихами, вроде и детально, но емко, мир дан скупо, бои же словно визуализированы; в наличии логика, обоснуй и прагматизм. Хорошо как героика, особенно годно как воспитательное для подростков.
"Я бьюсь с нечистью, - сказал Лотар. - Но ее немало и среди тех, кто называет себя человеком."
1. "Жажда" - рассказ о молодом воине, попавшем в эксперимент волшебника по созданию дракона. Если б не многообещающие отзывы о цикле с Фантлаба, на этом бы знакомство с Лотаром и закончилось.
2. "Доказательство человечности" - повесть-расследование, которое ведут два бойца-наемника - Лотар и его старший товарищ Рубос. В этой истории к команде присоединяется в качестве научно-магической поддержки старик Сухмет, и далее по циклу они обычно действуют вместе. Лотар хочет доказать себе и другу, что несмотря на превращение в исчадие зла физически, от остался человеком, т.к. делает добро. Проблема, что это придется доказывать всю жизнь - что человечность в нем контролирует злобу и ненависть к живому. И не нелюди ли те, кто людей за людей не считает, кошмарит город демоном-убийцей ради своего удовольствия...
3. "Собаки из дикого камня" - повесть-расследование. Родной город Рубоса окружен магией, не дающей никому выхода, а внутри его кошмарят гигантские каменные псы. Магия, заговоры, действия осторожные и наглые, хэппи-энд.
4. "Посох Гурама" - повесть-дорожное приключение, не без расследования и заговора, но боев тут больше и они разнообразнее. Ловушки и чудовища, придорожные бандиты и феодалы-разбойники, восстановление справедливости, месть и верность...
5. "Лотар Миротворец" - повесть-квест. Государства Запада обречены - на них идут три огромные армии государств Востока. Почему идут, куда идут, как их остановить, да и просто остановить! - всё это поручено команде Лотара. Юркий летучий корабль, магические силы, прозорливый лидер - мало вам, что ли? Но у врагов есть то же самое, и во много раз больше... разве что целеустремленности и мотивации поменьше.
6. "Кожаные капюшоны" - повесть-тактика. Повелитель демонов отправил разом несколько отрядов непобедимых демонов на уничтожение выскочки Лотара с его учениками. Хоть разорвись, а успей везде, придумай способы одолеть всех и реализуй при явно недостаточных ресурсах.
7. "Устранитель зла" - повесть-пафос. Последний поход, последний бой с главным демоном этого мира.
8. "Выкуп" - рассказ о путешествии престарелых соратников с целью выкупить душу друга для будущих перерождений.
Павел Корнев "Безликий". Городское фэнтези
читать дальшес элементами детектива и боевика. Вбоквелл цикла "Всеблагое электричество", вторичность по отношению к истории Лео очевидна, и не только из-за авторских отсылок. Но почему бы нет - читатели получили неплохую самодостаточную завершенную историю о сиятельном, имеющем способность менять свой облик, а также имеющем амнезию, тайну которой он пытается разгадать в свободное от возлекриминальной деятельности время. На мой вкус, финал хорош, про то, как человек пришел к пониманию себя и принял это - тогда как разборки за бабло тривиальны и не выделяются из горы покетбучных боевичков.Ольга Денисова "Вечный колокол". Фэнтези + АИ, языческая Русь начала 16 века.
читать дальшеАльтернатива - в непринятии Русью христианства в 10 веке; но как неразрешенный конфликт - повторение попытки христианизации полтысячелетия спустя. Место действия - Великий Новгород и Псков. ГГ - ведун-шаман Мал, выступает скорее как лакмус, хотя именно его выбор подчас оказывается ключевым для дальнейших событий (но действует-то много кто). Основные герои - преподаватели и студенты университета, живущие несколько обособленно и потому не сразу распознающие, что неладно что-то в новгородском государстве... А там уже давно идет тайная война, кусочки признаков которой надо сложить в целое - желательно до того, как наступит финальная, открытая стадия боя не на жизнь, а на смерть. Тот случай, когда вы, может, и не хотите драться, хотите жить в мире - но найдутся снаружи вашего обустроенного мирка те, кто хочет больше власти и богатства... а внутри найдутся предатели. Когда же хорошие люди не понимают, что происходит, действуют по правде, а против них - лицемерие и грязные приемы, то драматизм растет, непредсказуемость держит в напряжении. Чужаки и предатели шаг за шагом идут к захвату власти; подлыми ударами устраняются защитники Правды; оставшихся заставляет не сломаться в основном любовь - к жизни, к близким, к родине...
Кстати, наличествует хороший литературный, в меру стилизованный под средневековье язык. Вообще книга цельная и эмоционально сильная. Отлично.
Пара цитатЗвон вечного колокола на гриднице для каждого новгородца звучал как символ гордости, свободы и торжества Правды. Млад отдавал себе отчет в том, что вечевые решения зависели не столько от воли каждого новгородца, сколько от умения краснобаев поворачивать эту волю в нужное русло. Но в глубине души теплилась наивная уверенность: до тех пор, пока звонит вечный колокол, Русью правит народ. Народ можно обмануть, но нельзя лишить права голоса, нельзя согнуть ему плечи и заставить, принудить, поработить: с ним можно только договориться.
- Их вера, мой друг, - самый совершенный инструмент управления народами, который только могло выдумать человечество. Народ их жрецы называют паствой, сиречь «стадо», и, наверное, это очень точно определяет положение dеmos в европейских государствах.
- Но почему же люди мирятся с положением стада? - спросил Волот и вспомнил, что именно этим словом Тальгерт иногда называл вече.
- Они не только мирятся, они рады этому положению, мой друг! Именно поэтому я и называю их веру совершенным инструментом, но не берусь судить о нравственности такого положения. Простой человек, осознавая себя неотъемлемой частицей стада, освобожден от ответственности перед их богом за то, что происходит вне его самого: за это ответственность несут пастухи. Стадо идет туда, куда его ведут. Человек испрашивает жреца о том, как ему жить и что ему делать, по самым ничтожным вопросам, и если живет так, как предписано жрецом, после смерти его ожидает вознаграждение.
- Но предки? Разве им не придется отвечать перед предками за свои поступки? Ведь предкам нет дела до каких-то там всезнающих жрецов?
- В том-то и дело, что предки не спросят их об этом, их бог не желает знать кровного родства и всячески противится объединению людей, которое мы привыкли называть родом. Их бог не знает разницы и между народами, считая их в одинаковой степени своими рабами.
- Рабами? - переспросил Волот. - И это вот проповедуют их жрецы в Новгороде?
- Да, именно это.
- По-моему, все это чудовищно… Какое-то надругательство над людьми, тебе так не кажется?
- Их вера распространялась первоначально между рабами Рима, и тех не ужасало положение божьего раба.
- Но ведь сейчас в Европе нет рабства! И потом, европейская знать тоже исповедует христианство! Как же они мирятся с этим?
- Они рождаются с этим, - пожал плечами доктор. - И потом, для знати уготовано другое место, нежели для толпы. Они согласны, ублажая толпу, называться божьими рабами, отлично осознавая, что жрецы - то есть пастухи - находятся и в их власти тоже.
- Ты никогда не задумывался, почему на тризне положено смеяться?
- Потому что смерть боится смеха, - ответил Ширяй. - Потому что смех пугает Недолю, Неудачу.
- Да, конечно. Но есть и еще одно: кто-то уходит, жизнь так устроена. Но мы остаемся. И наше дело жить дальше, жить без тех, кто от нас ушел. И ловить каждый глоток этой жизни, любить ее такой, какая она есть.
@темы:
книги,
фэнтези,
альтернативная история