"Главный конструктор" (1980) Историческая драма. читать дальше Для Михаила Кошкина главное в жизни, важнее жизни - цель: дать стране годный средний танк для скорой войны с Гитлером. Для тех, кто по натуре исполнители главное - когда есть человек, за которым стоит идти в своем профессиональном деле. Смелость - пойти против прямого приказа высокого начальства, чтобы доказать свою правоту - дело сделано, танк готов, пусть и не прошел еще полного комплекса испытаний (потому как физически не успел к назначенной дате); нельзя откладывать смотр на неизвестно когда - войну нужно встретить с серийным танком! И те, кто верит в талант своего ГК, в дело своих рук, в то, что их детище не предаст и не сломается - идут на авантюру: тысячекилометровый танковый пробег зимой по бездорожью, чего никогда никто еще не делал. Они вообще-то ставят собственную судьбу на кон - увольнение, запрет заниматься любимым делом, а то и арест вполне логичное наказание за своеволие и самонадеянность. И еще неизвестно, кому легче - идущим колонной из двух танков и гусеничного кунга сквозь непогоду или ждущему итога начальнику завода, их в поход выпустившему... За танк - дружный разнохарактерный коллектив, где каждому характеру и навыку - своя незаменимая роль; этот новый танк - "наш танк", не "мой танк", он рожден новым поколением изобретателей-конструкторов - послецарской России, которые не "чего изволите, то и воткнём", а имеют свое видение и его отстаивают в интересах дела, а не собственной шкуры... Напряженность в фильме - внутренняя, внешне-то все спокойно - идут и идут себе, скрытно и без поломок. Ну, кроме единственного случая, когда перехвативший мехкомпанию проверяющий-танкист устроил испытания на дневке, да без инструктажа, повредив себя и машину, зато полностью исцелившись от скепсиса в ее отношении, поверив - и став частью команды, что борется за ее будущее. Напряженность: дойдём - не дойдём? примут - не примут необычный танк? хватит ли сил дойти к цели через усталость и болезнь? Дойти - хватит, выжить - нет, хотя это и не показано, но кто знает - помнит... Напряженность - в грузе ответственности, добровольно взятом на себя. А еще есть тонкая любовная линия между несвободными людьми - пронзительная, хоть без единого слова любви. И как же хороши тридцатьчетверки, мчащиеся под тревожную решительную музыку...
После этого решила глянуть, что за новый фильм министерство культуры сняло на ту же тему. Ой-ё...
"Танки" (2018). Псевдоисторический фарс роуд-муви. читать дальше Март в украинских землях дюже теплый, аж пшеница зрелая стоит и дети полуголые шастают. Секретно идти - значит, днем и по дорогам-грунтовкам, сперва под малой тряпочкой (да, все подумают, что трактор такой!), а вскоре вовсе без нее, пушками вперед, как в атаку. В отряде пара мехводов, главный конструктор (не лидер - просто начальник, нах он поехал - неясно, из понтов разве что), молодой-холостой нквдшник, девочка-сталевар, два танка-прототипа; колесный кунг и ремонтник брошены в начале пути (прально, на кой ремонтник - девочка важнее!). Девочку никто не брал, она типичный репей "а можно я с вами? нельзя? все равно поеду, пусть я и обуза (но всех спасу)" (в ГК женщина в отряде - заводской медик). Уход от ответственности (а чо? я ничо!) и импульсивные решения в голливудском стиле, выводящие напролом к успеху, отсутствие навыков коллективного обсуждения и решения проблем, внутренняя слабость и трусость каждого - с неимоверным облегчением, если кто-то другой взял на себя смелость что-то решить. Дисциплина, ответственность, чувство собственного достоинства - не, не слышали. Что печально и неудивительно - это ж приметы времени нынешнего, актеры играть не умеют - сплошной кал, в лучшем случае - попаданцы. Истеричность и тупость особистов, тупость и алогичность немецких диверсантов, личные хотелки и амбициозность остальных, и только на очень заднем плане, упоминанием то самое, что было главным в ГК - стране нужен хороший танк для войны с фашистами. Ни одного советского человека в сей фильме нет. Даже на дневных летних полях, среди которых проходит полфильма - ну нету кругом советской жизни, сельских работ, деревень, обычных встречных людей. Зато есть банда тупых украинских анархистов с добрым в душе батькой и отряд фашистов в кожанках на мотоциклах (типа "полубезумный макс"). И любви к новой машине, кстати, тут тоже нет - есть пафос, как она крута. Напряженность чисто внешняя из череды идиотских приключений для детей среднего школьного возраста (пострелушки! напролом! голозадая девица!!). В целом - стыдобища, из хорошего - немножко хроники в конце, бодрая музыка, что Мерзликин имеет портретное сходство с Кошкиным и что Сталин не чудовище, а просто картон.