(В. Ерохин "Основы философии", 1996 г.)
§44. Философские проблемы образования.ОБРАЗОВАНИЕ — это, кратко говоря, НАПРАВЛЯЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЕГО ЧЛЕНОВ.
Та составляющая образования, которая обращена к интеллекту, мышлению человека, к его знаниям, умениям, выработке внешних форм поведения, заслуживает названия ОБУЧЕНИЯ, а та, которая обращена к внутреннему миру человека, его убеждениям, ценностям, воле и другим личностным характеристикам и качествам, есть ВОСПИТАНИЕ.
К сожалению, известная нас и уже неоднократно упоминавшаяся рационалистическая традиция европейской цивилизации последних трех столетий наложила свой отпечаток на понимание сущности и социального предназначения образования. Оно прочно отождествляется с обучением. Последнее с XVI в. приобрело характерную ПРЕДМЕТНО-УРОЧНУЮ форму, которая до сих пор главенствует в школе.
читать дальше
Отсюда — формулировка первой философской проблемы, которая возникает при анализе современного состояния сферы образования: насколько СОДЕРЖАНИЕ нынешнего, прежде всего школьного, образования СООТВЕТСТВУЕТ РЕАЛЬНЫМ ФОРМАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ?
Не будем излишне теоретизировать этот вопрос. У нас есть схема реального процесса жизнедеятельности людей, их структурной вписанности в общественные отношения (см. схему 5 на стр. 85). Если школа призвана готовить ребенка (подростка, юношу) к жизни, то логично ожидать, что направления ее деятельности соответствуют основным составляющим жизнедеятельности человека и что она дает учащимся знания о том социальном пространстве, в котором живут люди? Однако, если мы попытается составить из школьных учебных планов и программ аналогичную схему-«ромашку», лепестками которой являются изучаемые в школе предметы, а затем попытаемся наложить ее на схему 5, то мы увидим, что они НЕ СОВПАДАЮТ СОВЕРШЕННО! Это ясно, как божий день. Школа дает преимущественно знания о мире природы.
Ни экономических, ни правовых, ни политических знаний и навыков школа не давала, и в итоге огромная часть населения оказалась беспомощной в стихии рыночных отношений и в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Экологическая, сексуальная, этническая культура большинства людей близка к нулю. Смутные представления об истории собственной страны, о религии, односторонние и, как правило, основательно деформированные массовой культурой (ведь социализация личности не замкнута в стенах школы!) эстетические знания и вкусы, формально усвоенные нравственные принципы, не ставшие личными убеждениями — вот неполный перечень издержек современною школьного образования. Даже ясному представлению о сути и специфике хотя бы основных профессий школа не учит. Те судорожные и неуклюжие попытки исправить положение, которые под влиянием практических запросов жизни предприняты в последние годы, мало что меняют. Никакими дополнительными предметами, а тем более факультативами общих деформаций и диспропорций не исправить.
Конечный вывод такого, даже самого беглою анализа очень неутешителен: РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНЬ ШКОЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ СОДЕРЖАНИЕМ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОТЕКАЮТ КАК БЫ В РАЗНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ. Совершенно очевидно, что школа находится в глубоком кризисе. И это, кстати, отмечается не только в нашей стране, но и по всему миру. В коренном преобразовании нуждаются не столько школьные программы, сколько весь уклад и дух школьной жизни.
Суть кризиса школьного образования не сводится к сказанному выше. Философам проще, чем самим педагогам, увидеть еще более фундаментальную проблему современной школы. Она касается самого ПРИНЦИПА функционирования школы, ее НАЗНАЧЕНИЯ.
На первый взгляд, цель школьного образования определяется легко: подготовка человека к жизни. Если, однако, вникнуть в суть этой формулы, то становится ясно, что дело не только в слабой связи школы с реальной жизнью людей. Дело еще и в том, что САМОЙ УСТАНОВКОЙ НА ПОДГОТОВКУ РЕБЕНКА К ЖИЗНИ реальный процесс его жизнедеятельности раздваивается на ЖИЗНЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Жизнь — это одно, а деятельность, то есть в данный период — учеба — это совсем другое. Жизнь — это то, что протекает вне школы. Учеба же — это подготовка к некоей будущей жизни, к настоящей жизни, которая начнется после окончания учебы.
Надо ли доказывать, что учеба при этом теряет привлекательность и превращается в некое обязательство, в долг перед обществом? Надо ли удивляться, что не всем хватает терпения дожидаться наступления «настоящей жизни» и возникают соблазны пораньше приобщиться к взрослой жизни? Не здесь ли корни ранних половых связей, наркоманий, подростковой преступности и прочих явлений?
Вот так «абстрактная» философия понимает конкретные, жизненно важные проблемы современности. Смею думать, что такое понимание глубже выдвигаемых самими педагогами требований обновления образования, которые нередко сводятся к требованиям выделять на эту сферу больше материальных и финансовых средств.