...или Что я читала этой осенью
Выбрала из массы книг, порожденных игрой S.T.A.L.K.E.R. те, что народ советует, да и из них не всё зашло. Расположу по хронологии состояния Зоны - примерно, ессно. Оценки по 10-балльной шкале - так больше градаций для "неплохо" и "хорошо", а на моё "отлично" ни одной книги в межавторском этом цикле я так и не встретила...
Дмитрий Янковский "Эпицентр удачи". читать дальшеЗона уже существует, но легенды о ней только складываются, ее порождения начинают изучаться, до многих мест люди еще не добрались. Сюжет - научник Артем и сталкер Лемур идут за артефактом, это всего несколько дней действия. Повествование от лица Лемура, во многом читала из-за него - родственным повеяло
Честный с собой, а по возможности и с миром любопытствующий практичный товарищ, склонный к самоиронии, тщательной подготовке и моментальным решениям, ценящий и комфорт, и работу на благо будущего. Идея происхождения Зоны - инопланетная технология; мистичности чуть, в основном производственно-боевые будни. Основное внимание - боевке, причем игроподобной, по крайней мере, я видела все описанное четче в рамках пошаговой стратегии типа JA2 (ну, потому что сама игра Сталкер мне оказалась несподручна, в идеале-то, наверное, она должна быть). Попытка переложить условности геймплея на логику какбэ реального действия местами явно не удалась - как с наручными КПК, блютуз которых почему-то глохнет после смерти владельца. Путь к Монолиту, как пишут, повторяет маршрут героя игры "Сталкер". Бойко и любовно написано. 7. Сергей Недоруб "Песочные часы". читать дальшеКнига-блокбастер. Голливудский фантастический боевик, роялистый, бессмысленно-беспощадный, с торчащими кусками ненаписанных историй, с типизированными персонажами и шаблонным выжиманием из потребителя симпатии. Зато - экшена и спецэффектов выше крыши, визуально, ярко так - бери да снимай. У автора своя позиция, на которой он стоит с баальшим апломбом. Ну, допустим, он так видит, но плеваться-то на других писателей зачем? Типа у него самого все правильно - ага, от трех химерят на Кордоне до трех котят на химере. Из любопытного - маршрут, повторяющий путь в игре, показывающий постепенно, как краткий путеводитель с фотками, главные точки в Зоне на ее раннем этапе.
Мрачной атмосферы Зоны нет - ну так автор прямо пишет (я взяла версию с авторскими комментариями): "В Зоне нет атмосферы. Она не страшна сама по себе. Атмосфера Зоны, которую мы все знаем и ищем - лишь отражение наших собственных страхов и неуверенности. Зона приманивает людей, потому что раскрывает их". Не писать про зековское быдло и битых жизнью спецназовцев, не писать про героев и неудачников - писать про победителей! Ну да, в истории полный мужской хэппи-энд: один нежно обнимает любимую, другой ускользает от неуклюжих преследователей, третий искупает ошибки своего инопланетного народа... От заявленного легендарным Борланда ожидала большего: бесшабашный - да, харизматичный - нет. Таинственный новичок Марк, знающий, как поступать с порождениями зоны лучше опытных сталкеров - это действительно заинтриговывает вопросом, кто же и зачем его послал; разгадка оказывается малообоснуйной, автор косяк признает (по части живности), но считает, что и так сойдет. Мелочи. Слишком много нестыковок в мелочах, слишком много совпадений, слишком много попыток выехать на эмоции и красивом жесте. Фейспалм при прочтении был самым частым моим жестом... 5.Алексей Калугин "Дом на болоте". читать дальшеГлавный минус книги - главный герой, начинающий резкий пацанчик Штырь, который пусть пока числится в сталкерах, по делам же бандит и мародер. Его слишком много, а про сволоту я читать не люблю. Другой минус - язык так себе, пресный. Ценность - в персонажах второго плана, которые по детализированности изображения скорее главные. Большинство людей в Зоне воюют с нею и/или друг с другом, поэтому на их фоне человек, мирно и дружелюбно изучающий Зону выглядит ненормальным или просто иным. Болотный Доктор, что лечит всех - и тварей, и людей, и нелюдей. С ним друг - зомби Бенито, на фоне которого Штырь - точно нелюдь, тварь безблагодарная и тупая. Автор дает свой вариант истории Доктора, некогда получившего у Монолита исполнение своего желания - этот персонаж встречается во многих книгах проекта "Сталкер", так что и поэтому любопытно, а не только потому, что хоть этот человек хороший. Ну и основная фишка книги - описание тварей и аномалий Зоны, что да как происходит, неспешно и обстоятельно, что опять же любопытно. Нет квестовых походов, нет стрельбы и войн группировок - есть таинственная страна, которую надо осторожно и терпеливо изучать. 7. Алексей Калугин "Мечта на поражение".читать дальше Боевик по форме, поход к Исполнителю желаний по сюжету, "десять негритят" по фабуле. Сборная солянка представителей разных группировок тайно движется к сердцу Зоны, вынужденно прихватив с собой сталкера-одиночку Гупи-Гуинплена. У него фотографическая память, сам виноват, что в только в его башке карта осталась. Персонажи симпатии не вызывают (такое ощущение, что для автора все такие люди - накипь на человечестве). Итог предсказуем с момента, как у кофемана кончился кофе и он стал о нем мечтать, вот разве что самовыпил мне органически неясен. Из интересного - Зона как территория охоты, умение к ней присматриваться, анализировать увиденное и выживать... если повезет. А также - если человек человеку волк, кто в каком порядке сдохнет, и что там в конце пути. 7. Алексей Степанов "Дезертир". читать дальше Драма. В книге особая, тоскливо-мрачно-мистическая атмосфера обреченности и упрямого человеческого барахтания. Все, кто попал в Зону, мечтают из нее вырваться - но это почти невозможно. Те, кто вырвался, не могут жить без Зоны и возвращаются. Зона перекраивает людей по своему желанию - внешность, характер, память, личность... Это не просто географическое место, это дух места, обладающий волей и мощью за гранью человеческого понимания. Главный герой - дезертир из солдат-срочников, охраняющих периметр. В считанные дни он меняется в Зоне - стадия за стадией, каждый раз получая от Зоны новое имя. Ломаное сознание людей, живущих в аномальных условиях (по только тут возможным правилам Зоны как верховного судьи и палача), психологическая достоверность - основное в книге и ее главное достоинство (увы, при довольно скудном языке). Наблюдая изменение забитого парня в практичного убийцу, суть финала была предсказуема, а вот повороты пути, которым он к этому шел, были неожиданны. Про аномалии, тварей и вот это все - мельком, как фон, на котором рвут друг друга люди. Герой не разбирается, кто есть кто, он просто сталкивается (в основном помимо своей воли) с кем-то, и выдает себя за очередного опаленного выбросом сталкера без памяти. Своеобразно, неплохо. 6.
"Зона разыгрывает спектакль для себя самой, а в качестве актеров использует выпотрошенные человеческие тушки, лишенные свободы воли и души."
Роман Куликов, Ежи Тумановский, дилогия "Штык" + "Два мутанта", приквел "Связанные Зоной".читать дальше
Начала со "Штыка" - о том, как один капитан двух генералов выводил из Зоны; там из эпизода стало интересно про сталкера Кремня - как он докатился до смерти такой; а потом и до продолжения истории Штыка дошла, которая без истории Кремня и злоключений с артефактом не раскрылась бы - две почти не пересекающиеся линии тут сливаются в одну общую.
Т.к. мелькают типы, похожие на "грешников", размещаю цикл до истории Хемуля, где их уже выпилили. Все книги от третьего лица, что позволяет переключаться между сторонами конфликта и не особенно их жалеть. Авторская фишка - сталкеры постоянно пользуются аномалиями себе на пользу, передавая друг другу это понимание принципов жизни аномальной территории.
"Штык". Боевик-погоня. После разогнанной контролером генеральской охоты трое выживших пытаются самостоятельно выбраться из Зоны - причем двое потеряли память, а все трое теперь обладают способностями, без которых быстро бы погибли, но из-за которых кое-кто (особенно "долговцы") их считают мутантами. Несколько упрощенно, суперменисто-везуче, с отношением к бойцам "Долга" одновременно восхищенно и неприязненно (два автора!). Присутствуют также военсталкеры, вольные сталкеры и бандиты, охотящиеся за набитым артефактами домиком одинокого сталкера-исследователя на окруженном аномалиями озере. 7.
"Связанные Зоной". Боевик-драма. За год-другой до событий "Штыка". Сталкер Кремень заработал в Зоне денег, вернулся и живет с семьей нормальной жизнью, но вдруг вынужден туда вернуться, чтобы найти второго носителя артефакта, с которым оказался связан его сын (дабы потом не убить, нет, наоборот - холить и оберегать от всех опасностей). В связке постепенно оказались четверо: Кремень, готовый любой ценой спасти жизнь сына; разведчик, готовый любой ценой предотвратить вывоз из зоны артефакта массового поражения; главарь бандитов, ценный для обоих и ценящий только свою жизнь; всем ненужный влюбленный парень, вздумавший прогуляться до Исполнителя желаний, если уж дома не самоубился. Столкновение интересов и жизненных принципов, упертость каждого, прописанные готовые характеры - это показано хорошо. Много экшена такого рода, когда ищут, идут по следу, спасаются, попадаются, принимают неравный бой и применяют военные хитрости. Но любования крутостью все же многовато. Еще тут есть предыстория старичка с озера. 8.
"Два мутанта". Боевик-комедия положений. На потаенном озере со старым сталкером Кротом живут Штык, Хомяк и Буль. На озеро одновременно собрались многочисленные боевые отряды: квады "Долга" за мутантом, военсталкеры за офицером, фримены и бандиты за артефактами Крота; туда же за артефактом двинулся еще один мутант (Филин-Феникс), за ним наблюдает призрак Кремня (зачем он тут вообще?) - и отполировать всё это многолюдство призваны орды аномальной живности. Писал тот автор, что фанатеет от "должников" - это просто ода им, что особенно чувствуется на контрасте с описанием "свободовцев". Бодро написано, простенько по сути, сложно по траекториям. 7. Алексей Калугин "Пустые земли". читать дальшеПсихологическая драма. Главное - мировоззренческие изменения, поиск каждым понимания, кто ты есть и где твое место. Джагер был обычным, пусть и опытным, сталкером-проводником, но, брошенный спутниками умирать в Зоне, он изменяется - и приходит по их души, чтобы рассудить по-справедливости и распорядиться их судьбой. Первая часть - интересна как выживальщина и как путь открытий. Перелом в личности стал заметен, только когда "мертвый сталкер" снова вышел в Зону с клановскими сталкерами - и показывает ее им так, как теперь видит сам, - и об этом вторая часть книги. Немного философии, немного обоснуя типа причин появления Зоны и кто такой вечноумирающий Семецкий, много Зоны как новых, практически инопланетных земель, требующих спокойного исследования и контакта, а не шустрого экономического освоения. В общем, то положительное, что свойственно Калугину, только еще и герои нормальные. Увы, бедный язык тоже остался - такое ощущение, что его недостаточно, чтобы выразить все желаемое, при этом не впав очевидность и штампы... Но из книг данного автора эта мне понравилась больше прочих. 8.Виктор Ночкин, цикл "Слепой" ("Слепое пятно", "Череп мутанта", "Пищевая цепочка").
читать дальшеТри романа - вполне самостоятельные истории, объединенные главным героем по прозвищу Слепой. Автор умеет в концовки, за развязку каждый раз хочется добавить полбалла.
"Слепое пятно" - похождения группы приключенцев. Повествование от первого лица, так сказать, знакомство с главгероем практически изнутри. Слепой он - потому как дальтоник, и по ходу сюжета это таки обыгрывается. Слепое пятно - место, которое как бы незаметно технически, но там что-то происходит... Подрядившись сопровождать иностранного ученого по более-менее безопасным местам для наблюдения за пси-мутантами, получил несколько более детальную экскурсию, чем хотел, заодно разгадав одну из тайн Зоны. Зона в книге строится на принципах, заданных Ореховым, о Хемуле речи нет, фигурируют"Шти" как крутой бар, но Слепой относится к разряду вольных сталкеров поскромнее ("звездный десант"). Его фишка - сочинять анекдоты про сталкера Петрова и немножко думать над загадками окружающего. Присутствует какая-то строящаяся из обыденных деталек задушевность; про ученого действительно хочется иногда сказать "Сволочь вы...", а вот гражданин Украины своей державной мовою, часто совсем непонятной - все больше раздражал. 7.
"Череп мутанта" - приключения, замешанные на детективе. В соавторах Андрей Левицкий, и это от него половина повествования - о сталкерах Химике и Пригоршне. Отдельные книги про эту парочку я читать не смогла по специфической причине - внутренний голос спотыкается на нике "Пригоршня", ну неестественный он для пожизневого общения какой-то... Скорее дали бы челу, любившему присказку "За пригоршню долларов!" другой ник - Доллар, Бакс, Ковбой, а если б и дали авторский вариант, то быстро сократили бы - Шня или Шняга там... Про них идет в "Змееныше" рассказ-последыш, никак не связанный с той историей; этот же рассказ оказался включен как глава в "Череп мутанта". Этот роман весь состоит из цепочки рассказов от третьего лица про разных персонажей. Слепой в гостях за периметром Зоны вляпался в историю, заставившую его бежать в Зону и прятаться, зваться он стал Хромой. Расследуя происхождение артефакта в черепе мутанта и его связь с монолитовцами - что требуется ему в первую очередь для собственного спасения - оказывается на роли сыщика в нескольких детективных историях помельче, часто действует вместе с вышеназванной парочкой. Упростилось всё даже по сравнению с прямолинейной первой книгой, с характерами беда, ходы заимствованы и непроработаны. Осталось достаточно - простенького юмора и человеческого тепла. 6.
"Пищевая цепочка" - больше похоже на попытку пофилософствовать и срубить бабла на старом персонаже. Слепой завязал со сталкерством, но вынужден скрыться в Зону на время: бери компромат на большую шишку и беги дальше, тебя будут ловить, а ты не попадайся. Повествование от третьего лица, причем про Слепого, снова занявшегося не столько расследованиями, сколько анекдотами - где-то треть. Еще треть - о бандюке с района, ушедшем в Зону мародерить, что довольно-таки свежо, тем более что путь ведет его не по наклонной, а наоборот: пацан учится думать... Остатняя часть страниц отведена биологическому оружию, Тварь выпущена из лаборатории и продвигается по пищевой цепочке; от ее описаний чет-устала больше всего... Но по-прежнему - спасибо автору за человечность. 6.Андрей Левицкий, Лев Жаков "Змеёныш". читать дальшеМелодрама с историей первой любви и ненависти. Главный герой - мальчик-сирота, выросший в Зоне. Немножко про то, как его нашли, толстые намеки на причину осиротения, немножко детства, а потом основной сюжет про юношество. Вырос Змееныш при доме Слона, хозяйчика на окраине Зоны, и имел с ним конфликты. Влюбился в дочь Слона, приехавшую на каникулы, и тут уже разгорелась между ними война. Основная мораль простая: "Люди могут быть чудовищнее чудовищ, а чудовища человечнее людей". Змееныш развивает паранормальные = нормальные в Зоне = способности, люди на него охотящиеся показывают себя просто как моральные уроды, а остальным сталкерам, не мутантам - как повезет, станут ли жертвой чужих разборок. Упоминается кое-что, имевшее место быть в начале истории Хемуля, видение Зоны как там, с возможностью входа-выхода кому надо. Довольно монохромно, нравоучительно и целомудренно, именно что словно для молодежи писано. 6. Василий Орехов, цикл "Хемуль" ("Зона поражения", "Линия огня", "Сектор обстрела").
читать дальшеЧуть ли не первые книги по игре (вышедшие до релиза), во многом ставшие образцом для продолжателей темы и до сих пор по праву находящиеся в ее топе. Все три книги - одна история, однако первая и вторая могут читаться отдельно, у них вполне законченные финалы, третья же чуть ли не альтернативная прода ко второй и финал у нее открытый ("на самом интересном месте!"©). Экшн, боевик, похождения по аномальной территории и страстная любовь. Зона как порождение научного&военного эксперимента, в которой теперь происходят оченно странные явления, проект О-сознание и всё такое, отсюда - есть Хозяева зоны, засевшие у Монолита, есть бродяги и призраки Зоны - те, чьи желания Монолит исполнил как понял (Черный сталкер Дима Шухов - тот на отлично, а история Меченого как-то уж совсем того...). Большая часть сталкеров и прочего народу живет вне Зоны, просачиваясь сквозь Периметр и обратно, постоянно в ней живут те, кто начал мутировать или свихнулся. Есть сталкерская компьютерная сеть внутри Зоны, личные устройства также передают сообщения, кто-где-как погиб. Подача Зоны идет через действие, она насыщенная и оживленная - агрессивная живность, люди разных группировок, опасные аномалии, ценный хабар, столкновение интересов и много-много адреналина.
Повествование от лица везучего, хладнокровного и (оттого?) матерого сталкера Хемуля, который "постоянно вылезает из абсолютно безвыходной задницы и делает это достаточно давно". Герои - сильная сторона книги, они живые и с настоящими, подчас противоречивыми, чувствами. Есть мужская дружба и боевое товарищество (и не только Патогеныч). Есть любовь до края жизни и за край (Динка не только стриптизерша). Есть прикольный философствующий страус, которого Хемуль часто цитирует (хаба-хаба!).
В первой книге Хемуль идет проводником с группой типа богатеньких туристов, по факту спецслужбистов. "Разгромное поражение на всех фронтах - и на личном, и на профессиональном", да и для всех песец довольно пушистый. 8.
Во второй книге Динку нагло умыкнули, и Хемуль с теми, кто согласился помочь, идет по следу, выйдя на крупный нежданчик. 9.
Третья часть - совсем уж внезапная из-за игр Меченого и вообще параллельномирная, да еще малость с самоиронией автора над предыдущими книгами. Уже слабее, избыточна она, а еще не нравятся мне недописки, хотелось бы авторский вариант развязки получить, не додумывать. 7.Алексей Гравицкий "В зоне тумана" и "Зачистка". читать дальше Две самостоятельные книги объединены историей персонажа.
"В зоне тумана" повествование идет от лица сталкера-одиночки Угрюмого - неприметного мизантропа, сторонящегося людей ("здесь вообще нет людей, только полное отребье и бродяги") и несчастного по жизни, целей и мечтаний в жизни не имеющего, дальше Свалки не ходящего (плохо чувствовал Зону), пополняющего нычку ради хоть какого-то занятия, ну и вдруг понадобиться, если появится смысл жизни. Смысл не пришел - пришел Хлюпик, абсолютно не приспособленный к Зоне, но рвущийся к Исполнителю желаний как к последней надежде. Третьим в компании стал Мунлайт - чуть лиричный позер и насмешник, вечно играющий на грани фола. Поминаются Хемуль и Лемур - о них ходят легенды, тогда как герои этой истории относятся к массовке, о судьбе которой не помнят. Хотя третий участник компании неудачников всё же был явно заметнее первых двух - наверное, поэтому вторая книга оказалась продолжение именно его истории. Написано средненько, вторично и излишне пространно, словно попытка заики пересказать бойкий анекдот. Ну и сам Угрюмый, человек добрый, но наглухо замкнувшийся в пессимизме, в болоте повторяющейся бесцельности, рванувшийся из него бездумно и потому безнадежно - это так знакомо и безысходно... 6.
"Зачистка" - это в основном история Мунлайта, в повествовании от третьего лица. Эмоционально его образ дается через музыку. Получив известность по своим любимым "Moonlight & Vodka" и "Moonlight Shadow", по понятным из сюжета причинам Мунлайт начинает петь совсем другие песни - "Fuck off and Die", "Sappy". А в финале я слышу музыку из "Профессионала"... Искренность и поиск своего места не особо-то выдающимися людьми. На кой-то присутствует порожденный Зоной призрак без активной роли, зато со словом от первого лица - мода что ль какая была?
Сюжетно задействованы две группы, две позиции, обычно на первый план не выходящие: военные с идеей реально зачистить зону отчуждения от всех, кого там быть не должно; люди, для которых зона стала домом, живущие тут почти нормальной жизнью с поправкой на особенности местности (напоминает поселение-скит в сибирских лесах). А между их интересами оказались затерты два друга-вольных сталкера. Охранители старого порядка - приспособившиеся к новому порядку - беглецы то ли от старого порядка, то ли от себя. 8.Александр Зорич "Беглый огонь". читать дальшеПоход-приключалово. То ли халтура, то ли пародия, то ли косящая под пародию халтура. Основной сюжетообразующий прием - рояль в кустах. Рояли так нарочито поданы, так небрежно обоснованы, так часто поставлены, что фейспалм переходит в ржач. Автор(ы) читали цикл Орехова, ссылаются неоднократно, следуют в его фарватере (отложив свое действие лет на 10 позже). Повествование идет от лица опытного и удачливого сталкера Комбата, возрождающего свою дружбу с ушедшим в военсталкеры Тополем путем совместного похода за артефактом и заказным чемоданчиком. Щедро накиданы новые артефакты/монстры/аномалии, вокруг героев идет движуха, экшеновый слог коротких фраз разнообразится высоким словарным запасом и профессиональным умением с ним обращаться, иногда слегка заносит в технодрочерство. Зона в романе не давит, она удивляет и убивает, выходят живыми из нее те, кто сохраняет разум, осторожность и реакцию. "Страх - первый враг сталкера, а ясность и крутизна, которая в этой ясности коренится, - второй." Такими вот, вполне натуральными и даже самоироничными получились два другана-сталкера (остальные - массовка и манекены). Эпиграфы на английском без подстрочного перевода - фи. Легкое хэппиэндное чтиво, потреблять при отключенном мозге. Прода есть, но не зашла - самоповторы-с. 6.Сергей Клочков, цикл "Лунь" ("Лунь", "Фреон", "Дар Монолита").
читать дальшеОчень лиричный цикл - психологическая драма. Все три книги идут в связке, несмотря на разных главгероев; промежуточные финалы 1-й и 2-й книг недостаточны для завершения истории - закрывает всё 3-я.
Главный герой 1-й и 3-й книг, от лица которого повествование - Лунь; во второй он присутствует как память и причина действий других персонажей. Одиночка, по характеру близкий к Болотному Доктору, подобрал девушку из фрименов, которая стала ему стажером, лучшим из напарников и любимой. Не страсть, а молчаливая нежность и верность. Любовь до смерти - а тем, что было какое-то потом, Лунь и Хип обязаны дружбе того, кого и другом-то особо не считали.
Во 2-й книге история идет от лица сталкера Фреона. Его согрело чужое счастье, в нем он нашел смысл опостылевшей своей жизни. А взятый им на поруки новичок стал примером, что и всякая Ересь таки может оказаться человеком.
Хронологически цикл про Луня то ли параллелен циклу о Хемуле, то ли следует после, будучи схож с ним масштабом и качественной проработкой. Был сколько-то лет назад катастрофичный выброс, изменивший выживших сталкеров - Луня он лишил памяти, с тех пор Зона стала его домом. И автор действительно показывает аномальную территорию как место, в котором живут и работают. Территория научников, имеющих официальные права и плюшки для сталкеров, на них работающих. Территория клана "Долг", который как все сталкеры вне закона, но неофициально сотрудничает с военными. Территория, опасная для всех - от мародеров до боевых вертолетов. Зона тут обычно непонятная, опасная, слепая сила, с которой можно научиться сосуществовать - но иногда настолько странная, что мистичная. Расклад такой, что попасть в Зону можно разными способами, а вот выбраться из нее - только тем, кто там официально присутствует, периметр закрыт плотно. Сложившиеся правила и взаимовыгодные отношения вдруг ломает новое дурное начальство вне зоны, находящиеся внутри остаются без поддержки извне, всё бурлит, система перестраивается - это социальный фон трилогии. Главные действующие лица - сталкеры-одиночки, сотрудничавшие с научниками и находящиеся в нормальных отношениях с долговцами, поэтому эти две силы показаны подробно - и разносторонне; есть и про свободовцев - поменьше, и чуточку про монолитовцев.
Герои книги заметно изменяются со временем, перемены происходят постепенно и достоверно, на сложившийся характер накладываются поступки собственные и чужие, обстоятельства и выбор, мечты и убеждения... Да и другие аспекты - образы, диалоги, интриги, подлость, обыденность, бои - достоверны. Это чуть ли не самое психологически тонкое и аккуратное произведение в сталкерятине. И, несмотря на ухудшающееся внешнее - внутри людей остается надежда и рождаемый ею поступок... А выбиваются своей недосказанностью те части, что касаются непосредственно Монолита, проекта ученых О-сознание, расслоения мира и грядущего апокалипсиса всепланетной зоны (из-за последнего ставлю трилогию в конец хронологического списка), но это вроде как лор игры S.T.A.L.K.E.R. и типа они должны быть знакомы геймерам... Может, поэтому мне концовка кажется подразмытой - лором почти не владею, игра оказалась мне несподручна из-за геймплея... 
8-8-8.
@темы:
книги,
НФ где-то рядом