Николай Побережник (он же Русаков), цикл "Потерянный берег" ("Рухнувшие надежды", "Архипелаг", Бремя выбора"). Апокалипсис как природный катаклизм, место - Приморский край, производственно-выживальческая эпопея от одного человека до государства.
читать дальшеИ человек этот - главный герой, от лица которого во многом и идет повествование, что делает историю для меня интереснее (есть зазор между "я хотел/я чувствовал" - "я сделал" - "как оценили другие"). Мужчина средних лет, устав от жизни в городе, уезжает в глушь на сопки, вот уже наладил быт и отношения с соседями - и тут кирдык, ЦУНАМИ. Прежний мир смыло, каким-то он теперь сложится...
1-я книга - остров Сахарный. Сергей живет и выживает сам, помогает ближним соседям и вокруг него как песчинки начинает завязываться жемчужинка нормального, не бандитского общества. До Волны и 200 дней после.
2-я книга - Архипелаг, колхоз-анклав на несколько островов. Налаживание связей с ближними районами, где сложились уже свои общины выживших, поиск и добыча ресурсов, забота о людях и защита от нелюдей. Так сказать, трудовые будни - свободный сознательный труд на общее благо. 250-380 дни после Волны.
3-я книга - Новый Восточный Архипелаг, постапокалиптический социализм, цивилизация и относительное благоденствие, на которое покушаются из дальних регионов и всякие завидущие-загребущие. В основном дела хозяйственные и разведывательные, немножко войнушка по-крупному. Дни 420-503 после Волны.
Строительство нового мира через обыденную жизнь, налаживание служб и хозяйства с нуля, в деталях и со множеством участвующих и мешающих этому людей, описанных кратко и вполне выразительно, чаще опять же через дела. Мне нравится жанр производственного романа, в фантастике он встречается куда реже, чем в реализме, - тем приятнее было читать. Первые две книги - хорошо, третья малость послабее - повторы, да и при завершенности сюжета как-то быстро он закруглился.
"– Брат он мне по вере… был.
– Во-от, в том-то и дело, что был. У всех этот вера был, давно был, до Волны, – Араик похлопал по спине Аслана. – Тэперь одна вера осталась, в людей, ты им или вэрищ или нэ вэрищ, вот и вэсь рэлигия."Яна Вагнер "Вонгозеро". Депрессивный русреал под видом апокалипсиса-пандемии неизлечимой болезни, от которой бежит группа людей.
читать дальшеМаршрут - из подмосковного коттеджного поселка в чужой охотничий домик на необитаемом озере в Карелии. Благополучные, привыкшие к комфорту обыватели без интереса к выживальчеству - и в неприспособленное к постоянному проживанию большого числа человек место, куда еще фиг доедешь, потому как были там давно - и хз, что там теперь. Их вымирание и перекрестное опыление в том домике - тема второй книги, которую вынести сил у меня уже не оказалось, первую же, вот эту, потихоньку из принципа доскребла. Видала и хуже, но по сравнению с русскоязычной апокалиптикой эта книга слабая, этакая роуд-муви с драмой слабых людей, не готовых к испытаниям, которые этих людей не делают сильнее, а ломают и отупляют. Это реалистично, как история про погибающее в экстремуме большинство, но лично мне - неинтересно... Что усугубляется тем, что героям-то повезло: у них чуть раньше многих оказалась инфа и время на сборы, у них были машины, оружие и еще не обесценившиеся деньги на все необходимое... Но даже в своих семьях они были атомизированы и нечестны друг с другом и с теми, кто им готов помочь из человечности, не смогли в планирование и обеспечение, не смогли стать коллективом (зато демократия), и в том числе поэтому - обречены. Ну а еще потому, что авторше так захотелось, она нагнетает атмосферу депрессии и беспомощности. Ну как так, поставить всё, жизни свои и детей на один тухлый, непроработанный план и не работать даже над его нормальной реализацией?
Вот разве что она хотела и дала антипример?
Повествование от лица героини - женщина 36 лет; с нею сын 16 лет; муж, которого она недавно увела из брака; предыдущая жена этого мужа с его сыном-малышом; отец мужа, который и дернул всех с сидения на жопе ровно в уже небезопасном месте; соседи - семейная пара с младенцем; приятели, встретившиеся по пути - семейная пара. Манагеры-дезигнеры-барыги... Главгероиня бесит. Какое-то подобие уважения вызывает только ее соперница, неготовая к такому повороту жизни, но отдавшаяся инстинктам самки, делающей всё для спасения своего детеныша (хотя поворот во второй книге, где она беременеет от пацана - ну епть, сплошь инстинкты без мозгов...)
Ощущение как от "Сидячих болтунов" - в российском антураже. Скорее плохо, но бывает и хуже, описания же вымирающих населенных пунктов и происшествий по пути следования - неплохо так. Сурен Цормудян, дилогия "Второго шанса не будет" ("Когда завидуют мертвым", "Ад уже здесь"). Постядерный мир (20 лет спустя), квест-роуд-муви + боевик с философским уклоном.
читать дальше В Калужской области относительно уцелел закрытый городок Надеждинск, но и ему чем дальше, тем хужее - круглогодичная зима только злеет с годами. И когда приходят доказательства, что в этом виноват американский ХАРП, и скоро вообще всю планету может разнести, если его не уничтожить - в дальний путь к Аляске выдвигается малая группа в составе трех бывших офицеров и двух юношей-братьев. Главный герой - Николай Васнецов - вроде как младший из всех, он подцепил способность грезить наяву о том, что случилось когда то в этом месте/с этой вещью (таким образом автор дает флешбеки о прошлом, связывает сюжет), он тут самый чистый душой, удачливый "блаженный" - и раздражал он меня больше всех, вместе взятых, хотя и у остальных характеры да истории непростые. В Москве к компании присоединился самый харизматичный персонаж книги - солдат, циник и романтик Илья Людоед, и стало интереснее. ("Я борюсь со всякой нечистью и скверной. А у нечисти отсутствуют и половые признаки, и национальность и расовая принадлежность. Нечисть - это нечисть." ) Отряд преодолевает тысячи километров, заходя в анклавы выживших - очень разные по организации и уровню цивилизации. Так разворачивается картина мира после атомной войны - умирающего в вечной зиме. Отряд несет потери, но дойдет к цели...
Взгляд автора сложен - "любовь и ненависть к отчизне", сочетание человеколюбия и человеконенавистничества. Хватает странностей по поводу выживания всего в вечной зиме. Слог автора тяжеловат, прям без завитушек, с будто выгравированными картинками ключевых сцен. И важно автору было не только дать сюжет в пику "Метро" Глуховского и забацать боевик - ему нужно было донести свои мысли о судьбе человечества (и я их во многом разделяю). И хотя во многих местах - посредственно, но много и хороших, сильных мест.
пара цитат
"– У нас было много времени на переосмысление произошедшего. – Продолжал говорить Старшина. – Мир был обречен. Мир зашел в тупик. Неверная экономическая модель. Потребительство невосполняемых ресурсов. Вражда и навязывание своих идеалов другим. Интеграция и глобализм. Все могло прийти к истинной тирании. Единоличному диктату группы авантюристов. Тайного мирового правительства. И тогда не было бы никакого спасения. Никакой альтернативы. Никакого выбора. Одна модель. Одно мнение. Один режим. Да, были бы у нас личные свободы. Хочешь черную одежду – иди и купи. Хочешь пеструю. Иди и купи. Хочешь быть голубым… Да пожалуйста. Твоя задница. Хочешь смотреть дебильный сериал, умовыжигательное токшоу, словоблудов и обезьян, произошедших от человека, светские хроники публичных куриц и будни гламурных потаскух, смотри на здоровье. Мы сделаем для вас дешевые телевизоры. Мы сделаем для вас четыреста каналов. У вас есть выбор на этих каналах. Между дерьмом, блювотой, мочой и соплями. Выбирай. Вот твои свободы. Хочешь выбрать между слоном и ослом, выбирай. Это ведь свобода и демократия. Хочешь умирать. Умри. Хочешь жить, попробуй. Хочешь сказать, что президент дурак, ну скажи. В этом ведь ключевое отличие тирании от свободы. Плохой тиран льет тебе на голову дерьмо, но ты молчи. Хороший демократ льет тебе на голову дерьмо, но ты теперь можешь открывать рот. А кто тебя будет слушать? Что это изменит? Ничего. У тебя иллюзия свободы и отсутствие тирании. Ведь вокруг демократия. Чего еще желать? Нет. Конечно то, что я сейчас кажу, это чудовищный цинизм, но война принесла благо. Мир сейчас разрушен до основания и покрыт снегом. Это чистый белый лист. И с этого чистого листа нам надо начинать все сначала. Опираясь на неудачный опыт прошлого. Помнить его уроки. Ведь последняя цивилизация, как видимо и те, что были до нее, не справились с наипростейшей задачей вселенского разума – идти вперед и развиваться. Вместо этого все бегали по замкнутому кругу цирковой арены, как дрессированные верблюды. И наступали на одни и те же грабли. Мы начали с самого начала. И в начале пути нужна жесткая рука, потому как надо бороться. И от нового воспитания людей и их анализа ошибок прошлого будет зависеть, будет в будущем необходимость тирании или нет."
— Можете сомневаться, но я не меньше Рэймена люблю свою страну, — продолжал Хорнет. — Но моя страна — это не интересы корпораций и властной элиты из закрытых клубов и обществ, объединенных капиталом и идеей накопления денег и власти. Моя страна — это ее просторы, ее люди, простые люди. Это возможность говорить о том, что мне нравится и что нет. Это, черт вас дери, Элвис, которого я могу слушать, и «додж», который я мог купить. Мне что, угрожал какой-то Иван, который у себя в Сибири ходил на работу и смотрел по вечерам соккер? А я вот всем этим Иванам угрожал, потому что делал работу, нужную не моему народу, а угодную элите неоконсерваторов. А простые люди каждый в своей стране и со своим укладом жизни угрожали друг другу? Бросьте вы. Все это политика. Политики угрожали своим народам и народам своих оппонентов. Политики и еще раз политики. Власть имущие по всему миру. Они решали все и за всех. И у нас в том числе. И они решили похоронить наш мир. И они его похоронили. И сейчас в наших руках, в руках тех, кто выжил и не расстался с рассудком и совестью, по-настоящему богоугодная миссия. Зафиксировать мир. Констатировать его. Протянуть друг другу руку для дружеского рукопожатия, как это было давным-давно на Эльбе, когда, мы вместе боролись с Гитлером. Как это было на орбите, когда мы совершили совместный полет, соединив наш «Аполлон» с их «Союзом». Вот что действительно нужно Богу, так это то, чтобы люди в созданном им мире жили без вражды. Сообща.К дилогии примыкает самостоятельный роман-приквелл
"Отражение во мгле". Действие через 18 лет после ядерной войны, Новосибирск.
читать дальшеПарень из подземной общины сбегает спасать свою жену, отданную в жертву другой общине - через их похождения показывается мир выживших отдельно взятого города, разделившихся на группировки со своими верованиями и законами (и сам Новосибирск, что тоже интересно). Другой линией сюжета идет рейд аркаимцев, ищущих назначенную еще до войны цель к уничтожению, и влетающих в разворошенное кубло. Персонажей вообще много, и не сказать, чтобы главный герой - бунтующий против несправедливых к нему порядков маленький человек, которого используют в борьбе за власть - так уж сильно выламывался из их ряда, все прописаны не так уж ярко, хотя же способность автора к живописным сценам присутствует, картинки получаются запоминающимися. Неплохо, и, так понимаю, много от "Метро" Глуховского (которого я так еще и не добралась почитать).Еще примыкает повесть-приквелл
"Последние пассажиры" - три года после войны, Санкт-Петербург.
читать дальшеДетективный триллер о поисках нелюдя в крошечной общине пассажиров последнего поезда метро. Кусочек истории Ильи Креста, еще не Людоеда. Хорошо - логичность, цельность сюжета, никакой затянутости, прописанные образы персонажей и атмосферы постапокалипсиса. Цормудян - мастер сцены, и если не нужно наливать воды между сцен - всё здорово.
Да не оскудеет рука дающего и в новом 2020 году. С праздником!!!