Владимир Найдин "Реанимация. Записки врача". Записки врача-невролога, впавшего на старости лет в ахеджаковщину,
читать дальшев основном про моменты из жизни знакомых автора за послевоенные полвека, причем чаще не про медицину вовсе. Отношение к реанимации крайне опосредованное - в начале рассказик из скомканных воспоминаний про анестезиолога, в конце про пациента оттуда.
Отличительная черта - в каждом кое-как поданном воспоминании присутствует скабрезность (исключение - целомудренный рассказ про то, как автор(?) в свою солдатскую бытность участвовал в соревнованиях по спортивной ходьбе; имеет датировку - 1978 г. = печатался в при советской цензуре?) В нескольких случаях такой акцент внимания объясним медицинской темой и носит скорее научно-популярный характер, пусть и с циничными шуточками: студенческая практика на приеме венерологических больных; метод восстановления сексуальной функции у спинальных больных; просветительское эссе о сексе. В остальных же случаях (и их больше) - унижает человеческое достоинство как героев, так и автора (и это та суть, что он запомнил о людях и счел нужным поведать всему миру?!). Врач - врачу: уйдите, я тут е..сь; пышные груди и обтянутые зады женщин, равно как и обтянутые штанами зады и переда мужчин - уважаемых и талантливых; пиком стал один из последних рассказов (будь он раньше - сразу бы бросила читать) - про впавшего в кому академика, у которого оказался достойный экскурсий мужской аппарат... Это не здоровый цинизм, облегчающий психологический груз - груза-то автор не показывает вовсе, так что остается только оскотинивание и расчеловечивание. Туда же, чуть другим боком, уверенность автора в том, что научные конференции и прочие съезды специалистов нужны были исключительно для пьянки и гулянки вдали от семьи ("вернувшись со съезда, на котором никто ничего не понял по причине коньячного наркоза...") - да, лично он там заводил многолетнюю "дружбу" с чинами и отрывался, по себе и всех судит. Еще автор постоянно восхищается жителями Кавказа и отказывает в тех же качествах русским (ни песен-то душевных народных не имеют, ни петь прилюдно не умеют, ни алкоголь гнать, и вообще "жестокосердные - такая ментальность"...
). Ну и ненависть к партработникам в полный рост, все они воры/бабники/чопорные дуры/сатрапы, сажающие хороших людей ни за что, всего-то за то, что тоже воровали/деньги делали. А автор - хороший, он раскрывает читателю глаза на советскую действительность и говорит только правду, как свидетель! Однобокая, правда, у него правда... Есть читаемое, есть отвратное - в целом не советую.
Алексей Решетун "Вскрытие покажет. Записки увлеченного судмедэксперта". Научно-популярный систематизированный обзор о видах человеческих смертей, которыми занимаются судмедэксперты.
читать дальшеСдержанно, корректно, почти безэмоционально, без чернухи, с очень легкой циничной иронией. Тематические главки состоят из популярно-медицинского описания и кратеньких примеров из жизни, есть ахтунг-фото (но они все сразу в конце, впечатлительным можно не смотреть), в конце также дан список литературы по судмедэкспертизе. Цель написания автора: "Хотелось бы, чтобы прочитав мою книгу, люди увидели себя со стороны и не укорачивали отпущенный им срок своими собственными руками." А также: "Узнаете, чем судебная медицина отличается от патологической анатомии; когда и почему необходимо производить вскрытие тела; какие повреждения вызывают наступление смерти и как они выглядят."
Темы: кто такой судмедэксперт и кто - паталогоанатом; когда делают вскрытие и что при этом происходит; травматологические смерти - предметы тупые и острые, транспорт, взрывы и огнестрел; асфиксические смерти - повешение, удавление, утопление, отсутствие воздуха, закупорка дыхательных путей; термические смерти - ожоги, переохлаждение, электротравмы; отравление алкоголем и наркотиками; детские смерти - от рук родителей, от игр, по недосмотру; смерти от болезней - сердечно-сосудистых, рака, туберкулеза; связанные со смертью народные поверья и мошенничества.
Не Ломачинский, тот пробирает и запоминается (как не надо делать!) в том числе через эмоциональный отклик, но вполне достойно и познавательно, хоть давай книгу для учебных рефератов по ОБЖ.Олег Дивов "Объекты в зеркале заднего вида". Социально-психологический роман.
читать дальшеПолкниги - путаный эмоциональный рассказ о компании четырех друзей - двух местных Мишек и двух детях шишек-американцев, Кена и Джейн: школа, учеба в вузах, многолетняя работа на заводе (кому конвейер, кому инженерные должности), увольнение, "события"; типа дружба и какбы влюбленность. Еще полкниги - снова ab ovo, но уже с дополнением информацией от других людей, которой у рассказчика в момент событий не было - грязные интриги за кулисами, так сказать. По ощущению прям песня "Вечная молодость"... И коротенький дополнительный эпилог с хэппи-эндом, противоречащий предыдущему эпилогу и, таким образом, второй половине книги (откуда бы Мишка получил записки Кена и т.п.?).
Основная тема - социально-психологическая с легким оттенком сатиры, вот эта вот психология бизнеса. Достойные уважения иностранцы-первопроходцы, строящие завод в российской провинции, воспитывающие производительных и гордых трудом рабочих. Пришедшие им на смену, когда производство было налажено, ссыльные-управленцы, все время отдающие интригам ради возвращения в метрополию, презирающие туземцев, слабо разбирающиеся в производстве. Культура и эффективность производства не в рационализаторстве, а во всеобщем стуке.
Можно было бы подумать, что это производственный роман, т.к. действие происходит на автомобильном заводе. Но производство как таковое почти не описано, в отличие от отношений на производстве и вне его. Больше всего автора волнует, кто такие пиндосы, чем они отличаются от американцев, как влияют на рабочую атмосферу и становятся "эффективными менеджерами". Возможно, планировалось расписать, чем русские отличаются от американцев и пиндосов, включая русских пиндосов, но про бесконечное сидение на берегу реки, пока что-нибудь не приплывет - это не в русский менталитет, русский бунт вышел скомканно и ни о чем, вот разве что фиги в карманах - с юмором и вполне удались.
О том, что роман относится не к настоящему времени, до меня дошло только тогда, когда герой-рассказчик назвал год своего рождения (2007), а сам он был на тот момент этак в возрасте 40+ лет. Других признаков фантастике в книге не обнаружено.
Как социалка "рабочие vs дельцы", как раскрытие системы взращивания "дефективных манагеров" - книга имеет интерес. Изложение, однако, бессвязно, сюжетной динамики нет, самоповторы и размазанное философствование производят впечатление речи старика с легкой деменцией - что уныло. В целом неплохо, но могло быть и лучше...
@темы:
книги,
социальное,
профистории