Матвей Фролов "И снова к микрофону выхожу...". Очерки советского радиожурналиста
читать дальшеиз Ленинграда, с мемуарным уклоном. Книга издана в 1979 г., эпизоды взяты за 1926-1978 годы, но все отцензурены: большая часть - изложение стилем ведущих советских новостей, оптимистично-партийным, с упоминанием Ленина почаще (и ни одного упоминания Сталина)... Автор, кажется, таки схулиганил: в одном очерке очень уж густо "больше Ленина богу Ленина", замешанного на канцелярите - без логической на то необходимости. Живой язык прорывается, как ни странно, в рассказах о живом Ленине и большевиках 1920-х годов, и в хронике-радионовостях блокадного Ленинграда. Есть несколько познавательных биографических очерков-интервью - об ученых-изобретателях радио А.С. Попове и П.Н. Рыбкине, об основоположнике техники высоких частот В.П. Вологдине, о специалисте по оптическому стеклу Н.Н. Качалове, о летчике-истребителе, мастере ночных боев В.А. Мациевиче (который к тому же оказался племянником Льва Мациевича). Неровная книга, однако есть интересный материал от первоисточника - участника событий и их фиксатора.Александр Ключник "Белгород-Днестровский". Краеведческий очерк о старинном городке в Одесской области - Белгород-Днестровский, он же Аккерман.
читать дальшеВышел он в эпоху застоя, отсюда, думается, бравурный тон и избыточная лозунговость. Однако - хотя большая часть отдана революционной борьбе, борьбе с оккупантами и установлению советского строя, видно, как менялась жизнь людей к лучшему в краткие сроки. За неполный год от передачи Бессарабии СССР и до начала Великой Отечественной - резкое изменение от темноты и нищеты к просвещению и полезным обществу производствам. После войны - восстановление из руин, а еще больше - создание с нуля образования, медицины, жилья, заводов, морского порта... Всего, что за 30 постсоветских лет еще как-то служит или уже настолько запущено, что разрушается. Можно смеяться над хрущевками и брежневками, однако тогда это был прорыв от мазанок к цивилизованному жилью для каждой семьи - и без ипотеки, кстати. Да, были лозунги и гордость построенным - но это гордость уже сделанным и тем, что будет сделано по плану в ближайшие годы, а не обещания сделать, которые спустя много лет так и останутся пустыми обещаниями. И еще - тут (и в подобных советских краеведческих книжках) есть память о людях, которые жизнь свою положили в борьбе с царизмом, капитализмом, фашизмом, разрухой за лучшее будущее для своего города и своей страны. Маленькие имена, маленькие дела, а из них складывается громада...
Есть главки и про античный период (когда тут был полис Тира), про период османского владычества, немножко местных легенд, про Пушкина да Мицкевича. Есть подборка цветных и черно-белых фотографий.Джон Хоуард Лоусон "Теория и практика создания пьесы и киносценария". читать дальшеЗанялась вычиткой этого толстенного сочинения в помощь мужу (еще одна работа по теории драмы), но нашла тут и кое-что интересное для себя по культурологической части. Из-за карантина никак не попасть в библиотеку, чтоб уточнить несколько неразборчивых мест, поэтому выкладку вычитки пришлось пока отложить.
Под одной обложкой содержатся две авторские книги - первая посвящена драматургии, вторая - кинематографу. Учитываем, что написаны они были в середине 20 века, они любопытны уже как взгляд современника на процессы, для нас давно ставшие историей, в том числе давно забытой историей.
Первая половина первой книги - обзор важных этапов в развитии драматургии с учетом влияния на нее философских течений и социального фона соответствующего периода: Аристотель, Возрождение, 18-й век, 19-й век, Ибсен, начало и первая половина 20-го века, Шоу, О'Нейл. Вторая половина первой книги - теория пьесы на примерах различных произведений (чаще современных автору), это и проблемы построения произведения (от отбора материала до конфликта), и композиция пьесы (непрерывность, экспозиция, действие, обязательная сцена, кульминация, образы, диалоги). Первая книга, пожалуй, актуальна до сих пор.
Вторая книга - о возникновении, распространении, становлении кино в первой половине 20 века. Первая ее половина имеет исторический интерес - появление этого искусства в Европе, его история (причем с упором на бизнес-терки) в Америке. А вот вторая половина уже неактуальна - любопытно, конечно, узнать, когда впервые появились те или иные киноприемы, но технологии ушли слишком далеко от детства кинематографа...
@темы:
книги,
возлеисторическое,
вычитка,
профистории,
возлелитературное,
советская история