"Переводчик" (Россия, 2013). Военная драма. 4-х серийный фильм о Великой Отечественной, внезапно хороший. Таганрог, осень 1941-го, оккупация.
читать дальшеШкольный учитель химии знает немецкий, добился от нагрянувших немцев помощи для безопасности детей и тем обратил на себя внимание - привлечен в комендатуру переводчиком (или работаешь, или ты не нужен, расстрелять). Игра актеров - хорошая, жизненная, ни про кого не сказать, что "не верю". Да, большей частью роли простые; сложные образы, пожалуй, только Стариков (Виталий Хаев) и штурмбаннфюрер Ляйтнер (Йоахим Ассбёк). Показан скромный быт коммунального дворика, как война одну за другой уничтожает жизни семей, как обычные люди пытаются выживать, при этом молодежь глупо бравурствует, а кто-то сводит счеты и улучшает свой быт путем доносов... Подпольщики - может, они и есть, но вот главному герою они неизвестны, и он - тихоня, семьянин, подражатель Чарли Чаплина, герр Стариков - действует один, когда совесть припирает так, что не может не действовать: "Иначе - никак".
СпойлерПолицаи убили мальчишку, вызывающе не подчинявшегося приказам - Стариков, не найдя понимания у коменданта (за что наказывать выполнивших свои обязанности?), наказывает их сам. Но он не ожидал, что за этот подрыв фашисты казнят 50 заложников. Среди обреченных муж соседки, и Стариков взятками пытается его спасти - но выбирать для спасения приходится только одну жизнь, мужика или мальчишки, и учитель не смог не выбрать ребенка. Евреев, в том числе соседей по дворику, переводят в гетто - только вот в комендатуре вскоре появляются груды их личных вещей... и Стариков пытается подорвать машину своего начальника-штурмбаннфюрера. От подозрений каждый раз он уходит благодаря тому, что сам переводит слова свидетелей, что немцы считают его своим недотепой-унтерменшем, что начальник втайне любит Чаплина и к своему переводчику ностальгически расположен как к культурному человеку из "бывших", что при волнении у него скачет давление и тем отвлекает внимание - то обморок, то кровь носом, да и сам факт волнения Стариков способен хладнокровно перевести на другой повод, несмотря на близость разоблачения. Впрочем, до расстрела он таки допрыгался. Война не миновала его семью, как он ни старался. И когда человеку нечего терять - он может себе позволить быть Человеком, пойти в логово врага и там его уничтожать в открытую, не жалея себя, не беспокоясь за жизни близких.
"Жди меня" (СССР, 1943). Военная мелодрама. Фильм о Великой Отечественной, во время нее и снятый по сценарию Симонова, по мотивам его одноименного стихотворения.
читать дальшеСамо оно там не звучит - оно представлено развернуто и зримо, в сценах и судьбах. Простой, как основа жизни, сюжет о любви, верности и дружбе.
Летчик Николай и его жена Лиза расстаются в августе 1941-го, он с экипажем не возвращается с вылета. Она не верит письмам, не верит свидетельствам - ведь мертвым ее мужа никто не видел, она отказывается эвакуироваться с институтом из Москвы и идет на завод, работать до усталости и подбадриваться на девичниках. Она верит, что любимый жив, и ее отправленное с товарищем в партизанский край письмо таки находит адресата, придавая ему сил через веру в верность... Правда, обратная весточка не доходит, и Лиза ждет в неведении, надеется и ждет. Противоположностью выступает ее подруга-соседка, муж ее тоже пропал, она его уже не ждет, тоскует, отвлечение находит в развлечении с другими мужчинами... а тот вдруг возвращается - потому что любил и шел к ней, и их жизни теперь сломаны. Два образца с очевидной моралью - весьма актуальных во время войны, "наставление женам", так сказать.
И вот то, что фильм снимался во время еще идущей войны - думаю, не позволяло слишком далеко отклоняться от реалий по бытовой части, по человеческим отношениям и поведению героев: зритель не принял бы. Пусть художественное - это свидетельство своего времени, с песнями "для себя", с повседневным этикетом, с ожидаемым - нормальным - поведением хороших советских людей."Бессмертный гарнизон" (СССР, 1956). Героическая трагедия. Первый фильм про оборону Брестской крепости в 1941-м, снятый при активном участии Константина Симонова,
читать дальшееще до выхода книги Смирнова "Брестская крепость" (Симонов с ним сотрудничал) и сбора всех данных о защитниках крепости. Может, поэтому вместо майора Гаврилова - майор Батурин, ну и другие фамилии вымышленные. Зато по многим важным фактам - соответствует, включая то, как начальник обороны сражался до последнего и попал в плен, мужеством заслужив уважение врага. Не знаю, влияние ли это Симонова, но снова фильм цепляет с первых сцен и полон любви к людям. Персонажей много - это и военные, и их семьи, акцент не на раскрытии характеров (даются они краткими штрихами, подчеркивая главное), а на их судьбах, которые могли бы быть - и не случились, потому что пришла и всё сокрушила война.
Построен фильм как встреча в последний день войны двух друзей-товарищей - полкового комиссара и командира полка, считавших друг друга погибшими. История комиссара короче, основной рассказ - комполка, почти всю войну проведшего в плену. Сперва идет последний мирный день, тут и семья майора (жена, мать, двое детишек), и семья комиссара (жена-военврач, дочь-студентка, собирающаяся замуж за бойца из полка), и молодожены, и старшина-отец солдатам... Мирная ночь, и вдруг - бомбежка, обстрел, враг рядом, гибнущие товарищи. И дальше - как сражаются и гибнут те, кого мы только что видели живыми, веселыми, полными планов на жизнь. Сражаются, ждут подмоги, подбадривают и выручают друг друга, берегут женщин и детей, принимают последний бой.
Важную роль играет музыкальное сопровождение (уже кажущееся резковатым, качество звука еще то). Например, вот еще лиричное окончание ночи, нежная музыка утра - и под нее взлетают фашистские самолеты, чтобы бомбить нашу землю. Или - тонкая пульсирующая мелодия, затухающая вместе с умирающей женщиной, оттененная звуком падающих капель. Далеко не всегда музыка в старых фильмах эмоционально оттеняет картинку, вписана в нее, - а здесь это есть. Опять же в плюс неплохая работа оператора, постановка кадра режиссером, игра актеров - сдержанная и искренняя, соответственно моменту. Перед этим я попыталась посмотреть фильм "Непобедимые" - при всем уважении к реалиям съемок в военное время, он наигранный, а от тряски камеры чуть ли не тошнит..."Дни и ночи" (СССР, 1944). Военная драма. Фильм про оборону Сталинграда, снятый во время войны по сценарию Симонова, на основе его же повести.
читать дальшеМинимум сцен непосредственно боя, да и те без показа врага, враг где-то за кадром, с его стороны прилетают снаряды и пули, убивающие советских людей; канонада и выстрелы - постоянный звуковой фон, огни пожарищ и руины - основной фон визуальный. Заметно, что снимали в павильонах - по эху, по декорациям и постановке сцен, схожих с театральными... но я просто представила, как бы можно было поправить картинку компьютерными спецэффектами, и смотрела уже с ними
Потому как, главное, игру актеров додумывать не нужно - герои тут настоящие.
Фильм - про людей на войне. Вот она идет кругом, тут, где кто-то из них недавно строил мирную жизнь, вот эти самые три дома в полукилометре от Волги, за которые теперь бьется батальон капитана Сабурова осенью 1942-го. Бойцы обустраивают быт в месте, отведенном им для обороны (отступать отсюда им некуда, именно тут фашисты и так продвинулись дальше всего вглубь Родины). Люди и на войне влюбляются - как суровый капитан и спасенная им медсестра. В тяжелых условиях смягчается внешняя дисциплина и субординация, крепнет чувство долга и товарищество, и в фильме постоянно показывается ненавязчивая забота друг о друге и о деле, от покормить до прикрыть собой от пули. Фильм эмоционален не меньше, чем "Жди меня", просто акцент не столько на любви, сколько именно что на боевом товариществе и на отцах-командирах разных уровней, от комбата до командарма. Душевный незамысловатый фильм.
Обратила внимание на вкрадчивого балагура - оказалось, это Юрий Любимов, о котором я слышала только как о театральном режиссере. А симпатичный в молодости был...![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86803304.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86804659.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86807360.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86809626.jpg)
@темы:
кино,
возлеисторическое,
Великая Отечественная