Германия перестала платить и каяться, молчать и слушаться. Германия никого не возвеличивает и не клеймит, курит историю, переосмысливает и показывает...
"Капитан" (2017, Германия и др.) - военно-историческая драма аж до комедии абсурда, Германия в апреле 1945 г.
читать дальшеЧто самое сногосшибательное - фильм на основе реальных событий, и не так уж от них далеко. "Жизнь дает лишь один шанс" - и им 20-летний дезертир воспользовался сполна, наткнувшись на дороге на брошенную машину с чемоданом парадной одежды хауптмана люфтваффе. Надев чужую форму, рядовой нашел в себе находчивость, смелость и хладнокровие вести себя соответственно мундиру, найти слова убеждения и для фермеров, и для дезертиров, и для военной жандармерии, и для руководства концлагеря. Заподозрил его сразу только хитрый и жестокий вожак дезертиров, но ради собственной выгоды присоединился к самозванцу, а потом дошло и до добродушного первого присоединившегося, ставшего водителем у капитана Гарольда. Сперва Гарольдом руководит взятая на себя роль - ради спасения собственной жизни, но потом он входит во вкус власти, его все восхваляют за решительность, за смелость взять ответственность за убийство неудобных заключенных, и видно, как необходимость выпутаться сменятся кровавым угаром - начиналось с простого, с еды, а там выпивка, уважение к положению, власть над чужими жизнями, право сверху казнить любыми способами, желание убивать ради развлечения, оргия... там их и повязали. А потом... оправдали.
Играют - отлично. Даже за персонажами с одной фразой видна позиция, решается больше не словами - поступками. Даже в концлагере внезапно показаны такие офицеры, что хотели бы затянуть дело с судом над дезертирами, не казнить своих же немцев, дождаться конца войны - и нагрянувший капитан с полномочиями от фюрера для них кровавый палач (а зрителю подкинуто саспенса). Кто-то в смутное время ищет, на кого скинуть расходы и ответственность, кто-то доходит до министров в попытке отстоять человеческие жизни. Заключенные идут на казнь с лиричной песней, не противясь закону и силе. Актер выбирает смерть вместо службы палачу. Дезертиры убивают дезертиров - умри ты сегодня, а я завтра, фишка так легла - кому-то повезло успеть встать под чужое знамя, кого-то схватили раньше. Налетят вражеские бомбовозы и перемешают всех с землей... Война, проигрываемая война.
Режиссерская находка - на финальных титрах. Команда Гарольда на городских улицах. Окружают, требуют документы,забирают понравившиеся вещи, унижают - в общем-то, всё то же, что они себе позволяли с гражданскими и заключенными. Только вот идут они - по улицам современного города, и попались им - наши современники. И понимай как хочешь - то ли как переосмысление прошлой войны, то ли актуальность с мигрантами в Европе, то ли что озверевшие люди от времен не зависят..."Наши матери, наши отцы" (2013, Германия) - военно-историческая драма, Германия 1941-45 гг.
читать дальшеИстория поколения - в истории пятерых молодых людей, друзей детства и влюбленных, жизнь которых перекорежила и уничтожила война. Хотя фильм заявлен как чуть ли не на реальной основе, и развесистой клюквы там вроде не замечено - крепко сделанная и весьма психологическая история, но... но мировоззрение у этих пятерых в начале фильма - ближе к современным, мягким и толерантным, словно их обошел нацизм и всенародный восторг, а в чем они его буквы и придерживаются - так вынужденно, из страха, с внутренним возмущением. Второстепенные персонажи куда правдивее в этом плане - от евреев-немцев, верных фюреру и уверенных, что их не тронут, до гибкого-практичного гестаповца, предпочитающего жизнь и комфорт чести и смерти.
Пятерка внутренних диссидентов - разная по типу реакции, каждый из них в трудном случае поступает своим способом, к которому плюсуется понимание людей в соответствии с типом реакции и щедро выданная сценаристом удача. В начале фильма они собираются на прощальную вечеринку: два брата, Вильгельм и Фридхельм, лейтенант и рядовой, отправляются на фронт; Шарлотта - во фронтовой госпиталь медсестрой; в Берлине остаются любовники - еврей-портной Виктор и бармен Грета.
Вильгельм - старший брат, он в ответе за младшего, долг беречь его то и дело вступает в конфликт с долгом командира, когда братец косячит в своем пацифизме. Вильгельм по сути не меньший пацифист, его реакция - жить мирно со всеми, если уж стал военным по родительской воле - вести войну благородно, не затрагивая гражданских и после боя не убивая пленных... но это ведь не такая война. Поэтому, чуть есть возможность улизнуть от неправильного приказа и действия - он уходит в сторону. То, что внутренний, а потом и натуральный дезертир (уклонист от курской мясорубки) стал штрафником - закономерно, это еще повезло. Он наблюдателен и рассудителен, понимает, что к чему ведет, умеет рискнуть ради выживания - и шанс выжить у него велик.
Фридхельм - младший брат, на войну призван, служит под началом брата и потому выживает первое время. Внутренний протест он выражает саботажем, нарывается от безысходности, и вообще имеет суицидальные наклонности. Но, как ни странно, захватившие его фатализм, отупение чувств, спокойствие перед лицом смерти делают из него хорошего солдата, который никогда не сдается. Смерть он выбрал себе сам - и мне кажется, так, чтобы устрашить мальчишек из фольксштурма, чтоб они предпочли жизнь, а не героическую смерть.
Шарлотта - и нашим, и вашим, никак не может обойтись одним вариантом, из-за этого вроде бы все время упускает случаи, совестит себя, ожесточается, с другой стороны - счастливые случаи ее тоже находят. Все как-то неполноценно, невовремя, глупо получается, правда.
Виктор - еврей, по умолчанию он жертва охоты что в Германии, что в Польше. Его реакция на непонятное - ступор, из которого его всегда выводят другие люди, будь то верховодящая в их паре Грета, арестовывающий любовник Греты, полячка-арестантка, поляк-партизан... Но - иногда, когда есть время чуть подумать и оценить ситуацию, Виктор действует решительно и даже рисково, с умом и мужеством, что приносит ему успех и спасение.
Грета - немка, любящая еврея, что стало запрещено по расовым законам. Она импульсивна и стремительна, недальновидна и уверена, что ей никогда ничего серьезного не будет... Неумная, в общем девушка. Мечтает стать известной певицей, и пользуется подвернувшейся возможностью ею стать, а также защитить своего Виктора - через секс с гестаповцем, почему-то считая, что тот подставит свою карьеру ради нее. Тот же ее (ис)пользует раз за разом, и даже уже бросив в тюрьму за попытку шантажа - пытается снова использовать, и тут то ли Грета наконец сообразила безвариантность конца, то ли гордость заставила отказать, но для иного финала ей нужно было быть не столь беспечной на войне. Овца лезет на волков - испугаются ли те скандального блеяния?
Интересно, как осуждающе пытаются отмежеваться немцы от гестаповцев, ССовцев, вспомогательных отрядов украинцев в зачистках мирного населения, вроде бы выставляя вермахт возмущающимся, но потом - показывая, как и армейцы не смущаются теми же расстрелами что пленных, что детей. Интересен взгляд на ту войну с немецкой стороны, плюс их взгляд и на русских, и на поляков. Поляки представлены в основном партизанами Армии Крайовой, теми, что и против немцев, и еще больше против евреев. На роли русских, судя по речи, взяли в основном русских (кроме еврейки-врача, но с нею вообще все странно), показаны они в бою, и сражаются умело и ожесточенно (сцена в госпитале - не либеральнее, чем у "перестроечных творцов", и озверевших солдат тут же одергивают).
Довольно... объективный взгляд. Вообще фильм стремится к показу той войны как всеобщей трагедии (ну а для некоторых посволочнее, как пригретого американцами гестаповца - только драмы). ![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86863500.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86863501.jpg)
@темы:
кино,
военное,
возлеисторическое,
зарубежье