"Делай добро и бросай его в воду"
"Улыбайся чаще — и чаща улыбнется тебе"
"Смерти нет"
"Будем жить!"
Отзывы на прочитанное перенесла на Livelib, новые пишу там - рецензии Ingris
Мусульманское нашествие на Европу и Темные векаURL записи
Паладины Карла Великого вошли во французских эпос как герои, остановившие мусульманское нашествие на Европу. Больше всех среди французских героев отличился неистовый Роланд, который с мечом Дюрандаль бился в ущелье Ронсеваль против сарацинских полчищ. Испанский герой XI века, Сид Кампеадор, также прославился битвами с мусульманами. Сид, в отличие от Роланда, был реальным полководцем того времени, и легендами обрастали его настоящие подвиги в бурлящей Испании, за четыре века до Реконкисты.
Историки XIX века относились к эпическим сказаниям как к материалу для своей науки, однако общий духовных климат того времени естественно приводил к разоблачению подвигов. Так, известный испанский писатель Рамон Менендес Пидаль в своей книге о Сиде, написанной уже в ХХ веке, вынужден держать оборону и в каждой главе разоблачать направленные против Сида мифы, которые к тому времени успели укорениться в сознании испанской интеллигенции. О Роланде же никто всерьез и не думал. Общим местом в ХХ веке стало представление о том, что подвиги франков по защите Европы от мусульман сильно преувеличены.
Во-первых, мусульман остановил не Роланд, и даже не Карл Великий, а Карл Мартелл на два поколения раньше. Во-вторых, мусульманского нашествия как такового и не было – рядовая операция небольшого контингента на окраинном театре военных действий (так сейчас описывают и Марафонскую битву с точки зрения персов). Нет нашествия – нет подвига. Бессмысленные сказки непросвещенного времени.
Против этой тенденции выступил бельгийский историк Анри Пиренн (1862 – 1935) в своей книге «Магомет и Карл Великий», в России издана в 2011 году издательством «Центрполиграф» под названием «Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира».
К русскому читателю, как мы видим, эта книга пришла с запозданием, но и на родине она была основательно подзабыта, и открывается заново в наши дни. В этой книге автор выдвигает так называемый тезис Пиренна: Темные века наступили не в результате Великого переселения народов, а под влиянием исламской экспансии VII – начала VIII веков. Спокойно, методично, на основании экономического анализа, который так любили историки того времени, автор доказывает, что даже падение Рима в V году ничего принципиально в Европе не изменило – сохранялось общее экономическое и культурное пространство, в котором господствовала Византия, то есть тот же Рим, только Восточный. А вот после того, как мусульмане в VII веке перерезали торговые пути в Средиземноморье, в VIII столетии грянул мощнейший кризис, который и был началом Темных веков.
Так что нашествие было, полная смена культурной парадигмы тоже была, и подвиг тех безымянных франков, которых символизирует Роланд в Ронсевале, имел место и оказался по сути именно тем, что описывают старые песни.
К русскому читателю, как мы видим, эта книга пришла с запозданием
Ingris, не вполне верный тезис. Как мне объясняли медиевисты, историки столетней давности, имея за плечами курс гимназии и классического университета, не нуждались в переводах публикаций франкоязычных коллег и того же Пиренна читали в подлиннике.