Василий Ардаматский ""Грант" вызывает Москву". Роман о советских подпольщиках на оккупированной фашистами территории в 1941-43 гг.
читать дальшеРоман - потому что какая ж это повесть на 350 печатных страниц? (хотя некоторые так называют) Написан на основе документальных материалов из архивов спецслужб, с изменением имен и неназыванием места событий, ну еще кое-какие факты не совпадают - о них стало известно уже после публикации (например, предателями или помощниками главы чекистского подполья были его квартирные хозяйки). Если интересно, то разведчик Игорь Шрагин - это в реальности Виктор Александрович Лягин, действительно бывший инженером-судостроителем, тонко вошедший в доверие к немцам, ставший советником адмирала, организовавший ряд диверсий, выданный предательницей-врачом, стойко перенесший пытки, посмертно награжденный званием Героя Советского Союза; а место действия - город Николаев. Что интересно, предателей и фашистов писатель называет по реальным фамилиям, известным из дел следствия, а вот подпольщиков - по вымышленным, кое-что и от себя добавляя в их биографии. В мелочах есть художественный вымысел, работающий на единство произведения и восполняющий недостаток сведений, однако в основном - факты работы николаевского подполья. И даже хотелось бы этих фактов, подробностей про организацию конкретных операций побольше, не только упоминаний. В романе описано куда меньше, чем было сделано. С другой стороны, автор попытался, пусть и не очень успешно, подать ситуацию изнутри: что переживал и думал Шрагин, как выстраивалась работа подпольщиков под разного рода прикрытием, как видели немцы результаты этой работы и что предпринимали, и подробно - как и почему провалился каждый из чекистов. Чаще - из-за непридания внимания тем ненадежным людям, что были рядом, с которых и начиналось расследование гестаповцев. Иногда - из-за полагания на авось, недопрокачки ситуации, потери самоконтроля. Чекисты - в основном свежие выпускники школы НКВД, из них только Шрагин был более-менее опытным разведчиком, но и роль у него была самая сложная; вживаться пришлось сходу, косяки при организации были, опасность вокруг была постоянная и смертельная, характеры разные, так что слабое звено нашлось и треснуло. Враг же был серьезный, дотошный, не стесненный рамками совести, морали и права, к тому же у него были помощники как из вроде бы советских людей, так и из убежденных украинских националистов. В романе присутствует немного и партийное подполье, организованное независимо от НКВД и далеко не сразу наладившее связь с чекистстким. Есть немножко про обывателей и их отдельные выпады против оккупантов. Для военного боевика - многовато лирики и маловато действия, довольно спокойный рассказ только иногда ускоряется. Для шпионско-производственного романа - маловато специфической конкретики и деталей, все же автор сам журналист, не разведчик. Так что суть - рассказать о непростой борьбе наших людей в тылу врага, и это Ардаматскому вполне удалось.Леонид Пантелеев "В осажденном городе". Заметки из обыденной жизни города, но вся особенность-то в том, что город этот - Ленинград в дни блокады.
читать дальшеПисательский взгляд останавливается на мелочах, и дальше мелочи обычно не описывает, только делает небольшой вывод из увиденного - жизнь продолжается, или новое применение старых вещей, или тяжкий выбор "кому жить и умереть"... Стиль чаще отстраненный, где-то чуть насмешливо и свысока на всех этих тёток, где-то с сочувствием, где-то с пафосом. Объем - примерно с брошюру.
Владимир Попов, дилогия "Сталь и шлак" и Закипела "сталь". Производственный и военно-приключенческий роман о донбасских металлургах в первой половине Великой Отечественной войны.
читать дальше
Первый роман из дилогии имеет свой более-менее финал и потому вполне читается как самостоятельное произведение. Повествование от третьего лица, с попыткой нарисовать полотно пошире, дать персонажей побольше и в момент душевного напряжения - что довольно хорошо удается, хотя нагромождение лиц распознавать бывает сложновато.
В центре сюжета коллектив металлургического завода - точнее, его руководство и сталевары, среди которых отдельное внимание оказывается линии Крайнева, начальника мартеновского цеха, им роман открывается, за ним следит, им заканчивается. В начале романа - в начале войны - завод перестраивается на военные рельсы, осваивает танковую броню и т.п. Фронт все ближе, завод разбирается, эвакуируется, готовится к подрыву. Далее основное внимание делится между теми, кто эвакуируется на восток и теми, то остался, про ушедших на фронт лишь несколько упоминаний. Все они разные, но среди уехавших шлака не показано - наоборот, общая беда и цель людей сплотили, проявили в них лучшее, человечное, пусть даже не сразу, после ряда случаев. Надломленные отступлением мужчины (даже будь то старики или шебутные юнцы), видя, что женщины и дети нуждаются в их силе - становятся сильными и пробивными (иногда даже чересчур, как в истории про семь третьих эшелонов). А дальше - найти себе место в жизни на новом месте, при новом заводе-гиганте, определить и решить новые производственные и отношенческие проблемы.
В оккупированном городе остались те, кто не решился уезжать из обыденного страха потерь, кто собрался вести подпольную работу, кто ждал прихода "немцев-освободителей" - и Крайнев, который не смог выполнить задание партии, взорвать электростанцию. Тут людей-шлака хватает, проявляются все, кто уже был отмечен автором как "не такие", самовлюбленные мещане, плюс более хитрые затихарившиеся типы. Показаны подпольщики - не особо-то и много, и показаны Поступки (увы, чаще последние в жизни) обычных, не подписывавшихся на героизм людей, просто - поступающих по-совести, в порыве любви и ненависти. И меж всеми - путаная стежка Крайнева к выполнению уже раз проваленного задания, что в итоге получается у него не хуже подготовленного агента; он решил втереться в доверие к фашистам, чем себя сделал, однако, целью подпольщиков...
Книга вполне себе интересная, с производственным уклоном и про войну. И хотя про нее сказано, что взяла в 1949 г. Сталинскую премию, выложенный в интернете вариант однозначно не первопечатный, а как минимум хрущевского разлива: определенную (и положительную!) роль в сюжете играет нарком, "которого нельзя называть" - при всем при том, что некоторых других наркомов по фамилиям упоминать не зазорно. Описание круга обязанностей, ответственность за эвакуацию промышленности, да и скудные черты внешности - все намекает, что перед нами Берия. Вот даже любопытно стало, вырезали в переизданиях романа только его имя или и какие-нибудь сцены с ним?..
Вторая книга не будет вполне понятна без прочтения первой - в общем, не самостоятельное произведение, просто вторая половинка, хотя не исключает наличие продолжения. Если в первой книге была потеря Донбасса - тут завершается его возвращением (не знаю, написал ли автор еще и про восстановление после оккупации). Деление книги более четкое - несколькими крупными частями отдельно события на заводе в тылу, отдельно житие подпольщиков. При этом военных приключений как таковых по ощущению, меньше, напряженность, что ли, слабее? Производственная часть и прорезавшаяся житейско-любовная поярче будут. Истории про любовь и дружбу очень тонкие и нежные, и их довольно много, на них нет акцента, но они - естественная часть противостояния смерти. Ведь зачем воевать, если нечего защищать? Истории про производство хотя по прежнему с упором на сталеваров, но тут ним добавляется малость смежников и сопутствующих проблем. Когда наладили подачу газа для выплавки металла, поступила задача сварить новую сталь для новой танковой брони. Нашли ответ, перестроили производство, переучили друг друга молодые-старые, пришлые-местные - снова здорово, фронт дошел до месторождений марганцевой руды, без нее не будет стали - добывайте на месте. У соседей проблемы с деталями для брони танков - нашли способы помочь, начали не только катать броню на блюминге, еще и отливать ее (башни для КВ?), да еще супердомну запустили... В общем, из всех этих деталек стало ясно, что завод тот не сферический в вакууме, не обобщенная выдумка, а хоть и не называемый прямо, но вполне конкретный - Магнитка! Магнитогорский металлургический комбинат. Так что, думается, и за персонажами стоят вполне конкретные люди...
Интересно читать такие вот свидетельства эпохи - вроде и худлит, да по свежим следам, и как худлит - без желания выставить себя как-то по особенному (в отличие от многих мемуаров), с пониманием автором производственных процессов, с естественными для того времени характерами и поступками (там и отрицательные, и критикующие имеются, не ура-патриотизм), с обычными тогда детальками быта - и с огромной любовью к людям и своей стране.Виктор Кондратенко "Без объявления войны". Документально-художественное произведение размером с небольшой роман о работе советских военных корреспондентов.
читать дальшеИ хотя оно автобиографическое, жизнь автора тут не главное - он скорее свидетель, многое и многих увидевший и об этом пишущий, тем более что и профессия его - писатель и журналист, примечать главное, емко описывать он умеет. Начинает свой рассказ Кондратенко с первых минут войны - утра 22 июня 1941 года, с мобилизации украинской редакции газеты "Красная Армия", с того, как журналисты стали военными корреспондентами, коллектив встал на колеса, он сам и многие другие были направлены к местам боев за информацией. И потом так и идет - от командировки к командировке по горячим точкам (от оставленного Киева до окружения армий Паулюса под Сталинградом) , от встречи к встрече с очень разными людьми на фронте (от музыкантов до командармов). Автор часто обходится кратким упоминанием кого/чего-нибудь с какой-то интересной деталью, словно говорит о всем известном, одна проблема - громкие в советское время имена и подвиги сейчас часто едва помнятся, приходилось то и дело гуглить для понимания. Имена, лица, характеры, дела - их очень много в книге. Тех, с кем встречались военкоры, о ком писали статьи - о них так вот и сохранились сведения для истории, а вот о самих пишущих живое слово встречается не всегда. В том ценность этой книги - узнать из первых рук о военном быте военкоров, как устроена работа редакции на войне, откуда берется материал для фронтовых газет, что за люди его добывали, чем они вдохновлялись и вдохновляли бойцов - и кем они были, и как выживали или погибли... Недостаток - в суховатости, в краткости сведений, подразумевающих развертываемость по ключевым словам в памяти читателя.
@темы:
книги,
возлеисторическое,
Великая Отечественная