Александр Зайцев "А-Прогрессор". Фэнтези-стратегия.
читать дальшеЗемлянин умер, меж адскими муками и адским служением выбрал стать дьяволом, отправлен в другой мир средневекового типа на испытательный срок в качестве регионального управленца от Ада ("а-прогрессор" = "адский прогрессор"). Кругом на других участках земли тоже дьяволы-регионалы разной прокачанности, а также ангелы-регионалы, но из них главный герой дело будет иметь только с местным. Новичка отправили вкалывать без подмоги и нормального инструктажа, так что поначалу - разбирательство, что к чему, где и как, кто и зачем. Остров, на нем три веры - а ля христианство, друиды, пантеон развалившейся империи, на всех на них всего два представителя Ада и Рая (что необычно, кстати), у каждого задача не изменять жизнь людей, а увеличить поток душ по своему ведомству. Регулируют возможность влияния весы, каждое косвенное вмешательство имеет последствие в баллах, вплоть до невозможности что-либо сделать... еще можно врукопашную лично сойтись с "коллегой". Забавность в том, что при разнице стратегической цели (кому больше душ), тактические цели демона ангельским не противоречат: объединить свой регион (под властью одного монарха и одной веры), усилить его для противостояния врагам извне (и ждущим конца испытательного срока ГГ соседям-дьяволам), стимулировать прогресс (в чем Сергиусу помогает знание земной истории и технологии). Повествование в основном от первого лица; стиль более-менее легкий не без ироничности; у героя случаются и успехи, и провалы, он неопытный и не самый умный; хорошо передан тип точечного влияния, причем непрямого - а косвенные воздействия раз за разом могут проваливаться и приходится придумывать новые... Персонажи прописаны почти никак, эмоциональности или жизненной детальности мало, книга получилась любопытная и довольно необычная, но не более того. Хотя если вы фанат глобальных стратегий - может, как раз зайдет...Ирина Сыромятникова, цикл "Житие мое" ("Житие мое", "Алхимик с боевым дипломом", "Монтер путей господних", "Ангелы по совместительству"). Фэнтези.
читать дальшеЦикл "Житие мое", на текущий момент состоящий из 4-х книг, делится на трилогию с вполне завершенным сюжетом и действием в рамках одного государства, и на примыкающий том - экспедиционные приключения Тангора в чужой стране. В трилогии куда больше повествования от первого (Тангора) лица и, несмотря на легкий бытовой стиль, больше попыток в драматизм; в последнем томе - юмор ближе к стебу, некромантом все чаще любуются со стороны, дух фанфикшена витает над книгой... Главный герой, и правда, неплох, но тут уж прям какое-то всеобщее (включая автора) ему поклонение - перебор-с. Феномен, победитель великого и малого зла, спаситель всего и вся, ломатель стереотипов, "живуч, удачлив и умен" - вот это вот всё он, Томас Тангор, черный маг, который предпочел бы быть алхимиком, а не магом, и тем более не некромантом - но ведь заставили! Спасибо автору, развитие идет постепенно, плюшки перемежаются неприятностями, сюжет часто непредсказуем, другие участники событий оказываются тоже интересными личностями (от начальства до родственников), много продуманных деталек, имеющих место в сюжете и оживляющих придуманный мир. Этот техномагический мир довольно любопытен - возможно, это наше будущее, если опираться на результаты изысканий археологов-некромантов, а может, и другая цивилизация. Сейчас в нем есть носители двух видов магии - белой и черной, живого и неживого, экстравертов и интровертов... но не злого и доброго - хотя не все так считают, а кое-кто вон борется за Свет и Справедливость убийственными способами. Нет бы разобраться, откуда что пошло - ну да этим как раз Тангор успешно занялся...
В целом, цикл позитивен и вполне хорош как легкое чтиво, и я бы не прочь почитать приквелл про Тангора-старшего и его друзей.
Гарри Гаррисон и Том Шиппи, цикл "Молот и Крест" ("Молот и крест", "Крест и Король", "Король и Император"). Альтернативная история Европы, с религиозной мистикой.
читать дальшеДавненько не читала Гаррисона - основное знакомство с его творчеством состоялось благодаря полярисовской серии, куда "Молот и крест" попасть не успел. По рекомендациям дайриковца таки решила восполнить пробел - всё-таки один из любимых фантастов.
Начинается первый роман с захвата в плен англичанами конунга Рагнара Лодброка в 865 г., продолжается вторжением армии викингов во главе с его сыновьями, жаждущими мести - а вот потом датское нашествие идет малость не так, споткнувшись о такую песчинку, как юноша по имени Шеф, сын изнасилованной викингами жены тана, кузнец и безотцовщина (кто отец - одна из загадок цикла, другая - кто бог-покровитель - получает ответ еще в этой книге).
Альтернативная история, которая альтернативной становится постепенно, этак с середины книги, а до того вполне себе приключенческо-исторический роман. Чем дальше в цикл, тем больше прорезается вмешательство богов, превращая АИ в фэнтези, но это потом, первая книга еще просто прогрессорство. До попаданца дуэт авторов не дошел, но по сути главный герой весьма близок к таковым (не русского разлива, так спрэгдекамповского - точно) - и идеи-то новинок в нем рождаются одна за другой, и собрать их в краткие сроки не проблема, и применить, сокрушив любых противников; он - делает себя сам, и в то же время он - избранный богом и наставляемый божественными видениями, он поднимается из грязи в князи, от почти раба до соправителя одного из английских королевств... Характеры персонажей даются несколькими грубыми мазками, даже главный герой раскрыт мало; больше внимания обыденным деталям, образу жизни, порядкам - и добротному приключенческому сюжету. Главная альтернативность - в плане персоналий и религии, вместо одних правителей будут другие, вместо христианских идей и особенно вместо власти римской католической церкви - новая вера, со скандинавскими богами и творческими силами человека.
Во второй книге цикла альтернативной истории и фэнтези (в виде все более активно вмешивающихся богов) куда больше, чем в первой книге. Время действия - 866-867 г., место - Скандинавия. Главный герой бежит от своей первой любви, вышедшей замуж за другого - и все повторяется на новом витке спирали. Шеф снова один и сперва почти в рабском положении, из которого ему помогают выйти смелость, рассудительность, кузнечные навыки и репутация (за ним охотятся враги, но есть и готовые помочь сторонники). Опять ему встретится обворожительная женщина, и опять он отвратит ее от себя. Опять ему идти с горсткой сторонников через чужие земли - Дания, Норвегия, Швеция, даже финны и "тролли" - чтобы в итоге стать королем Севера. В первой книге присутствовало символическое копье Одина - теперь многое крутится вокруг вполне физического копья Лонгина, которое ищут христиане.
Стиль по-прежнему суховато-детальный, от третьего лица, приключенческо-исторический сюжет включает исторических лиц - теперь крупная альтернативка пошла с гибелью Харальда Прекрасноволосого, ну и сыновья Рагнара правящих династий не дадут. Перевод Гаврилова временами выдает непонятки (типа "минетные корабли" вместо "баттлшипс" в оригинале, как я проверила). Герои по-прежнему не столько личности, сколько функции, но вот мир рисуется живо, как суровый и безжалостный, где надежда на лучшее возникает только из доброй воли сильного человека.
Мне попался в руки вариант третьей книги цикла "Молот и крест" от издательства "Азбука" - т.е. в двух томах под разными названиями (Король и император, Император и молот); наверное, так там решили извернуться для максимизации прибыли - вместо одного толстого тома два тонких, целиком-то третья книга трилогии раза в полтора больше объемом любой из первых. Если брать в таком разделении, то первая половинка третьей книги послабее, потому как тут подготовительно-предвоенный этап, вся война будет во второй половинке; названия половинок, получается, суть тоже не отражают, Король и Император как раз тут и не противостоят прямо, а там императору нет никакого дела до молота, ему Грааль/Градуаль подавай.
Если же брать книгу как единое целое, как авторы написали - то всё норм, постепенный рост напряженности, кто чем и почему занимался, как на действие каждая сторона находит противодействие...
События происходят спустя 10 лет от начала трилогии, на этот раз в районе Средиземного моря. История уже альтернативная - вместо Людовика II императором Римской империи стал получивший от Шефа святое копье Бруно, который, однако, так же как в нашей истории заключил с византийским базилевсом Василием I военный союз против мусульман - в данном случае германская армия на суше, греческий огонь на море. Единый король англичан и скандинавов Шеф заключил договор с арабами по принципу "враг моего врага мой союзник" - и отправился эскадрой на юга: развеяться, посмотреть достижения человеческой мысли, предотвратить Рагнарек...
Прогрессорство продолжается: к всевозможным осадным машинам, алебардам и арбалетам добавляются воздушная разведка, порох, книгопечатание, подзорные трубы, алгебра с баллистикой. Новая любовная линия главного героя на этот раз более удачна, видимо, потому, что начинается не с обожания, а с неприязни. Снова поднимается тема веры, на этот раз с привлечением не только христианства и скандинавства - тут и ислам, и евреи, и что-то похожее на лангедокских катаров, и безбожие; расклад похож в итоге на теорию эгрегоров - люди сами себе творят богов своей верой. Вторая половина романа - сплошь активные боевые действия, столкновение не малых отрядов, но армий (хотя на пике - всё равно отдельные личности), все освоенные новинки брошены в дело, поражения есть то у одной, то у другой стороны, и кто вырвет победу - неясно до последнего (хотя... предполагать можно из логики рассказа))).
В целом, беря две части как целый роман - хорошо, добротно скроено и сшито. А разбирайся переводчик хотя бы малость в требушетах, баллистах и прочем, о чем идет речь в книге, было бы еще лучше...Андрей Смирнов "Рыцарь". Историческая фэнтези с попаданцем в рыцаря-крестоносца.
читать дальшеПравда, попаданец такого рода, что как бы и не вполне попаданец - душа одна, под внешним магическим влиянием забыла жизнь в 12-м веке, вспомнила в 20-м... Этот вариант мне импонирует больше многих, однако встречается редко. Автор просто и доходчиво, особенно в плане кто там какой веры, рисует Лангедок за несколько лет до крестового похода на альбигойцев - это первые полистории, так сказать, про исторических лиц. Вторые - путешествие в испанские земли за девушкой, порученной заботам Андрэ; эта часть более приключенческая и мистико-философская. Забыла я, что за ересь, но вроде когда-то такое уже встречала (но не ересь катаров, которая в романе, конечно, присутствует): бог Ветхого Завета и дьявол Нового Завета - одна сущность, из-за искупляющей грехи людей жертвы Христа равновесие добра и зла нарушилось, великие силы рвут мир на части... К сюжету с попаданцем сие привязано плотно, но невнятно, авантюрная часть вышла увлекательнее, тем более что по ней - неплохой поворот с хэппи эндом, и продолжение в таком стиле было бы даже интересно почитать.Александр Дюма, роман "Красный Сфинкс" и повесть "Голубка". Так сказать, хватит читать фанфикшн про Ришелье, почитаем-ка исторический роман от самого Дюма.
читать дальшеДа, увы, роман неоконченный - это главный его недостаток... хотя и то, что есть - на 700 страниц и неплохо так додает. Эх, жаль, что много места отведено множеству других лиц, и ладно еще когда они участвуют в жизни кардинала как враги или соратники, раскрывают его как человека и политика, важны для интриги... Так нет же, полно исторических анекдотов о тех, кто был при дворе или где-то неподалеку плюс-минус век от описываемых событий (Франция, 1628-30 гг.) - это, конечно, заполняет мелкофигурным фоном белый лист истории с несколькими крупными фигурами, но как же этот стиль повествования с отступлением из отступлений стал уже непривычен! Ну и то сказывается, что второе название сочинения - "Граф де Море" - не просто так, полно не особо-то интересных моментов вокруг этого "истинного сына истинного короля" (т.е. бастарда Генриха IV). В "Голубке", являющейся как бы окончанием лавстори Антуана де Море и девицы Изабеллы (хоть повесть и написана раньше), сей юноша - дебил-дебилом (но романтишшшный), в романе же мелодрамы куда меньше, здравомыслия и историчности больше, читать роман несравнимо приятнее (да, даже анекдоты - сами по себе они любопытны и введены "для просвещения читателя").
Начинается роман с приезда де Море в Париж в 1628 г., вскоре после окончания событий "Трех мушкетеров", когда Ришелье хоть уже и первый министр, но нерушимый дуэт с королем Людовиком XIII еще не сложился - и именно то, как это случится, что именно укрепило доверие аж до самой их смерти, тут и будет весьма изящно показано. Показаны и родственники короля, как один, преследующие собственные цели, далекие от интересов короля и Франции (чьими интересами сочтем независимость, богатство, силу, величие, уважение) - так что один из конфликтов романа и есть стоящая перед королем дилемма "семья или Франция". Королева-мать Мария Медичи страдает по молодости, любовникам, власти времен регентства. Королева-супруга Анна Австрийская страдает по неслучившемуся любовнику и отсутствию детей. Младший брат короля страдает, что не он король. Все втроем страдают, что интересы королей Испании и Австрии мерзкий кардинал ставит ниже французских, не понимая родственных чувств королевских особ. Гадюшник-с. И, по счастью (хоть меньше, чем хотелось бы) показано, как Ришелье противостоит этому гадюшнику, как работает и расследует, как заводит шпионов и верных людей. Все то, что осталось за кадром в "мушкетерах" или подавалось под анно-австрийским соусом.
Обрывается роман главой, где королеве Анне требуется срочно завести наследника престола, дабы остаться регентшей после предполагаемой скоропостижной смерти мужа, и намечен в производители де Море, чтоб заодно вернуть на трон кровь Бурбонов (потому как сыновья Марии Медичи, по версии Дюма и не только, не от Генриха Наваррского, а от кого попало). Если исходить из данных Дюма в романе намеков и из хронологии "Голубки", рассказ должен был бы быть доведен как минимум до конца 1632 года - через "день одураченных", заговор Гастона Орлеанского, мятеж и казнь герцога Монморанси. Жаль, что не случилось...
"Голубка" - любовная повесть в письмах. Будь она написана в наше время, сказала бы - героев роялями завалило. Но так как ей ныне стукнуло 170 лет, будет уместнее сказать, что мастер сел за рояль и исполнил слезливую мелодраму. Герои ее - любовная пара из "Красного сфинкса" (в связи с неоконченностью которого я до этой повести и добралась), граф де Морэ и его невеста, ведущие переписку друг с другом из монастырей, сперва не зная, с кем же переписываются через голубку. Голубка, кстати, тот еще уникум - и летает туда-сюда, а не только туда, и грузоподьемность у нее ого-го, объем отнюдь не пары тонких бумажек мелким почерком, помещенных внутрь пера... летающий рояль! Которому успешно противостоит унылый и туповатый герой-влюбленный (зато сын истинного короля). По направлению его инициативы кажется, что влюблен он в первую очередь в свою честь, а вот думать наперед не в силах - ну там, куда может завести мятеж, раш-атака, ограниченные сроки встречи без указания адреса встречи, что дважды уже чуть не погибшая птичка таки может не долететь... На его фоне нежная Изабелла своей решительностью - ну прямо Лютиэнь, четыре раза именно она идет за любимым, как может, сражается за свою любовь, невзирая на опасности и условности, и ей без разницы, как там она будет выглядеть в глазах людей. Вот из-за ее образа повесть читабельна, иначе был бы сплошной фейспалм.Галина Гончарова, цикл "Азъ есмь Софья" ("Азъ есмь Софья. Сестра", "Царевна", "Государыня", "Тень за троном", "Крылья Руси"). Альтернативная история России 1660-1720-х гг. в. с попаданкой-бизнесвумен в тело царевны Софьи, дочери Алексея Михайловича Тишайшего.
читать дальше
Первая книга написана примерно на уровне Злотникова, Старицкого, Красницкого - средне-крепенько, без погружения в детали и ТТХ, близким к современному языком с вворачиванием архаизмов, которые еще живы по деревням, для имитации древнерусского языка, от третьего лица, позволяющего иногда переключаться между персонажами. Откровенной клюквенности в исторических описаниях нет, автор старалась погрузиться в тему и притом оставить повествование легким чтивом - баланс найден. Претензии по использованию уже имеющихся в литературе ходов про попаданцев-прогрессоров юного возраста быть могут (если вы, конечно, такой литературы читали достаточно, чтоб штампы заметить), однако и авторская изюминка тут не потерялась: именно то, что героиня женщина, и вокруг нее женщины, и надо было описать эту женскую жизнь - о которой, кстати, в средневековых исторических источниках ой как не густо, это вам не про мужчин писать... Так что - молодец и автор, и ее герои. Да, немного напрягает чрезвычайно юный возраст Софьи поначалу - три года! Но обоснуй не хуже чему у многих других авторов, считающихся в жанре популярными и значимыми (как минимум у издателей). Почему окружающие взрослые не задавались вопросами по поводу взрослости дитятки? так задавались - для Аввакума вон целое шоу устроено было, с остальными не столь проницательными попаданка работала через кого-нибудь, чтоб ее за объект, а не субъект влияния по малолетству считали - инерция мышления она такая инерция... Кстати, за протопопа и за боярыню Морозову автору отдельное спасибо, интересно увидеть их живыми в альтернативной истории, ни у кого этого пока не встречала, а ведь такая тема - избежать раскола! Первая книга цикла описывает 8 лет, до смерти царицы - неплохо ближе к хорошо, надеюсь, дальше будет лучше, т.к. героиня получит возможность не изображать малолетку.
Вторая книга цикла про попаданку в царевну Софью, своими действиями меняющую историю России на альтернативную - теперь уже необратимо по сравнению с первой книгой. Главное для этого делается в первой половине романа: не дать Тишайшему жениться на Нарышкиной, не дать родиться Петру Первому, сделать из Речи Посполитой союзника. Вторая половина - это такой большой фанфик к "Пану Володыевскому" Сенкевича (и к реальной истории заодно): чтоб пан Ежи и его возлюбленная получили заслуженное счастье и жизнь, чтоб турок обломали под Каменец-Подольским, чтоб король Михаил Вишневецкий породнился с Русью и правил сколько-то подольше (следующие книги цикла покажут), а Ян Собеский с женой-француженкой до польского трона не добрался. Вторая половина динамичнее из-за хорошо прописанной военной части - как десятикратно (поначалу и вовсе стократно) меньшими войсками остановить и разгромить врага (впрочем, это на мой вкус, а кто-то предпочтет выборы невест и свадебные интриги). Естественно, во второй половине книги Софья присутствует мало - юной царевне полагается сидеть в теремах, не в поход идти. Немного, но неплохо подан поход второго русского войска на Азов, обозначено возвышение Степана Разина среди казаков и "при дворе царевича" (вместо войны против царя, как раз пришедшейся на эти годы в реале). Спасибо автору, было интересно, захотелось Сенкевича перечитать... или хоть фильм про Володыевского вечерком посмотреть.
Третья книга цикла охватывает 1673-1676 гг. - и как-то в этот раз вовсе по верхам и широкомасштабно (от Нидерландов до Китая), как в глобальной стратегии: тех отправить туда, этих сюда, тут построить, там убить... Самые яркие, образные страницы - те, что про подавление бунта после смерти царя и про "проклятую" царевну. Остальное одновременно и суховато-малоэмоционально, и мерисьюшно, слишком удачливо и суперпозитивно для русских вообще и для царевны сотоварищи в частности. Так сказать, ни сердцу, ни уму.
Четвертая книга цикла - и что-то уже совсем приелось, едва дочитала, а впереди еще том... Время действия - с 1677 по 1683 год, место - Европа от Испании до Шотландии, Русь, Турция. Здорово утомляет повествование от третьего лица, каждые несколько страниц перескакивающее в очередное место к очередным лицам в паутине интересов Софьи - наверное, их больше двух десятков наберется. Этакий дайджест, где большинство персонажей раскрыться не успевают, оставаясь именем в политической интриге или там на войне - функцией. Слишком механистично, слишком скучно - альтернативная история в виде перечисления изменений. Сюжет - те самые политические интриги: военные действия, династические браки, агенты в иностранных государствах. И будь хоть какое-то реальное сопротивление извне планам Софьи и ее царственного брата Алексея, борьба умов, черные лебеди, неожиданные повороты - было бы интереснее. Увы, все идет как по маслу, все предусмотрено, все повернуто к наилучшему для Руси - то ли мерисьюшное читерство, то ли такой вот вариант ромфанта, когда пара любовников - это женщина и государство. Ну и еще мое терпение таки не выдержало в каждой книге поминаемых не по разу нечистоплотности европейцев и умытой России, прям "вшивый все о бане" - у автора что, в реале проблемы были, что это идеей-фикс стало? Эх, а тема раскола и его преодоления раскрыта так и не была...
Уф, наконец-то я осилила завершающую книгу цикла "Азъ есмь Софья"! Первую прочла за пару вечеров, пятую мусолила две недели промеж чего-нибудь поинтереснее - надо ж было узнать, чем закончилось дело у десятков персонажей цикла. Картинка вышла благолепная и слащавая донельзя, хоть автор и пыталась приправить ее нравоучениями о грязи и крови в политике. Гвоздем всего цикла, кажется, служит мысль о необходимости для Руси-матушки ответственно-работящей монархии, чтоб мужчина-царь "пахал как раб на галерах"(тм), очередная умная женщина-царевна разгребала политическую грязь как "тень за троном", коррупция и кумовство при дворе сурово-показательно истреблялись, зарубежные порядки не перенимались, наоборот, Русь бы доминировала чем дальше, тем шире в мире. Идиллия и шапкозакидательство... Какое-то противодействие русским планам в этой книге оказали только шведы, но только против датчан и пока не подошли русские войска как тот лесник, что всех разогнал. Стиль изложения по-прежнему сухой, малохудожественный, типа годовой сводки (за 1684-1729 годы + 1829-й), у кого чего в Европе случилось (в данном томе массово добавилось, кто как помер), а чтоб размочить, добавлена чуточка слезливости в духе ромфанта. Как-то цикл спасало от забрасывания только то, что автор все-таки сверялась с историческими фактами и обоснуй под свою альтернативную историю все ж таки подводила. Но в целом - досадно, что неплохо начавшийся цикл разочаровал зашкалившим ура-патриотизмом, бюрократизмом и плоскими персонажами.
Алексей Ивакин "Время возвращаться домой". Обратное попаданчество - не наши современники попадают в 1941-й год, а лейтенант из предвоенного 41-го - в 2010-е.
читать дальшеХод нетипичный, и фантастика в силу содержания на этот раз у Ивакина получилась куда более социальной, чем обычно... и при этом менее интересной. Ну либо я со своей принадлежностью к поколению родившихся в позднем СССР не вижу тут чего-то для себя нового - а вот нашим детям из 2000-х это будет в самый раз: какие они были, нормальные советские люди, что бы они подумали про начало 21-го века...
Начало книги - июнь 1941-го, "все еще живы" - мир, молодость, дружба, любовь, верность. Лейтенант-выпускник приезжает к девушке "по переписке" в Москву, соглашается на эксперимент, переносится в Москву на 75 лет вперед, в наше время "победившего абсурдизма" - и тут встречается в основном с подонками общества и его либеральной "илитой", его "ведут" фсбшники, а путь дела показывают поисковики с Вахты памяти. В конце книги - кусочек будущего середины 21-го века, но такое оно нереальное, это будущее, так смазанно получился финал...
Возможно дело в том, что после первых трех книг на Сыромятникову обрушился поток хвалебных отзывов (впрочем объективно - это отличная трилогия). Ну и случился довольно значительный перерыв, когда она начала писать продолжение. Ну и это чувствуется, когда автор пишет на волне своих эмоций без каких-либо обязательств или под давлением общественности (дайте проду).