Антон Текшин, цикл "Размороженный" ("Cooldown", "Oldschool", "GoodGame", "PlayKiller", "EndGame"). НФ про мир недалекого будущего + литрпг.
читать дальшеВ среднем - неплохо, почти хорошо.
Первая книга цикла "Размороженный" соединила в себе черты разных интересных мне жанров - боевик про "воина справедливости" и литрпг в космическом сеттинге; мир недалекого будущего присутствует скорее антуражем, вторично. Интереснее всего личность героя - его история, дающаяся в прологе и в редких воспоминаниях; его суицидально-несгибаемый характер - давить на него особо-то и нечем, потому как все дорогое уже давно потеряно, он может позволить себе свободу выбора, идет своим путем по жизни (эти эпизоды эмоционально ярче) и в игре. Игра для размороженного убийцы сама по себе не интересна, она только средство сделать хорошее нужное дело - выйти на тех, кто убивает игроков в реале. Поэтому гармонично смотрится то, что замороченности на статах, прокачке, луте нет, они нужны только для достижения реальной цели. Новичок в компьютерных играх и тем более в игре полного погружения, он ведет себя человечно - и с учетом профдеформации военного; случайно выбрав класс мечника среди изобилия огнестрела, нашел в нем плюсы под свой стиль действия. Проходит несколько квестов один или в составе случайных групп, демонстрируя реакцию и приспособляемость. Из игроков, с которыми Климу-Куладуну довелось выполнять квесты, запомнился Огурцофф - этот грамотный фрик ну очень напомнил Орбита из Вальдиры. Из реала многообещающе выглядит Эльвира, фанатка-последовательница Клима. Начало цикла накидало заманушек, посмотрим, как что развернется.
Во второй книге цикла "Размороженный" игровые события, увы, перевесили реал: в реале Клим лечится, Эльвира сидит в соседней капсуле. Одиночная игра кончилась, прежняя цель (внедрится в подозреваемый в убийствах клан) сменилась более размытой "вызовем огонь на себя", а для этого надо выделиться в толпе, а значит - все в прокачку новосозданного клана. Тут не очень-то задорно: летело корыто, разбилось о планету - а далее долгий гринд, зачистка монстры, стройка, поиск полезного по окрестностям... Я люблю Варфрейм, но таки в него приятнее играть, чем про подобное читать. В конце уже другой тип игры - Королевская битва, тут подинамичнее. В целом, у автора неплох стиль - такой чаще в постапоке/сталкерятине встречается, неплохо и естественно смотрится олдскульность героя (проведшего четверть века в криозаморозке) на фоне его молодого окружения. В общем-то, подзатянутые и рваные моменты по-прежнему прощаются за цельность личности главного героя.
Третья книга цикла "Размороженный", снова игры (боев, кача, добывания ресурсов и звездолетов) больше реала - но реал жестко врывается в последней главе. Пожалуй, это хорошая сторона цикла - ожидаемая внезапность. Что-то может случиться, к вариантам этого герои и в игре, и не в игре вроде как морально готовы, но если ход за другой стороной - он все равно "вдруг" и неприятно... иногда смертельно неприятно. И главный герой, который "всегда готов", хоть и старается спасти людей хороших, противостоять злу, но не всесилен, ограничен в ресурсах - здоровье, деньгах, связях... Его палочка-выручалочка в игре, когда опять зашел в тупик - Любомир Огурцофф, интереснейший персонаж (который в основном и остается в памяти от большей части сюжета спустя неделю после прочтения). В каждой книге он появляется ближе к концу, участвует с братишкой Кулом в очередном игровом спецрежиме за очень нужные спецнаграды, приносит победу и дает нужные советы. Любопытно было наблюдать за влюбленной в Клима девочкой-убийцей Элли, которая и сама постоянно ради него собой жертвовала, и другим тем пример давала, укрепляя его статус неформального лидера. Не то чтоб он в этом сильно нуждался - о себе Клим тоже думает постольку-поскольку, в рамках выполнения миссии по выманиванию и уничтожению убийц игроков. Выманил. Что дальше?
Четвертая книга литрпг-цикла "Размороженный". Клим не справился как защитник от зла - пришлось снова становиться мстителем; острее передано ощущение, что игра нужна для реала, ну и действия в реале раскручиваются по более высокому рангу участников. В игре - полученная база оказалась в осаде, клан "Мясорубцев" пытается выжить и подняться в рейтинге, Кул с компанией работает тараном, добывает корабли (а клан-лидер их опять непотребно называет), отрабатывает старые завязочки. Под конец снова спецрежим игры (теперь - пошаговая стратегия, никем не пройденный дэнж), снова Огурцофф, снова после превозмогания в игре - поворот в реале. Скучновато, что сюжет идет по схеме, что затяжные описания игровых боев. Интересны - неожиданности, идущие от действий других сторон, продуманная подготовка к ним главного героя, повествование от первого лица - и что в этой части срабатывает все больше закладок из предыдущих частей.
Пятая, завершающая книга цикла "Размороженный". Финалы историй в виртуале и реале таковы, что можно было бы продолжить - но зачем? Там надо начинать две новые эпопеи в разные времена и с разными группами участников событий. Главный герой цикла помог своим товарищам выйти на пути, что могут привести их к лучшей жизни - "мавр сделал свое дело, мавр может уйти" (не думаю, что он оцифровался). Расследование завершено, многие закладки из прошлого сработали, виновников настигло возмездие, на Земле наступает цифровой переход власти, от которого успевает сбежать последняя надежда человечества... Киберпанк таки берет верх над литРПГ. Минусы есть - сюжет местами идет пунктиром, реала автор "недодает", при этом, на мой вкус, перебор с количеством описаний игровой боевки. С пунктуационной грамотностью во всем цикле печально, но хоть с орфографией терпимо - увы, отсутствие редакторов бич самиздата. Зато - довольно бодро, от первого лица, с самоотверженной целеустремленностью и прагматизмом героя. Так что последняя книга в цикле даже чуть получше тех, что в серединке.
P.S. В цикле есть обрывки истории про обмен телами через вирткапсулы, непонятно, есть ли об этом у Текшина написанная книга, но выглядело интригующе.
Михаил Дулепа "Правила рыцарей". Киберфантастика с мехами и история взросления.
читать дальшеМир будущего, прошедший через войны с восставшей против людей техникой и живущий в дискретной техноэпидемии, возникающей то в одном городе, то в другом. Главный герой, ведущий рассказ от первого лица - старшеклассник, фанатеющий по боевой технике прошлого, мечтающий быть пилотом тяжелого доспеха-рыцаря. И в один недобрый день мечта сбылась... Парень взрослеет в считанные недели, от восторженного поклонника - до ветерана. Он не может отказаться от участия в боях, каждый раз ожидает смерти и упорно идет вперед, а рядом гибнут соратники - те, кем восхищался, те, с кем дружил, те, кого невольно подставил... Он становится Героем для горожан - и погружается в депрессию от осознания своей негероичности.
Мы видим всё происходящее глазами только одного героя, ограниченного и в информации, и в понимании происходящего. Мы словно читаем мемуары, где не разъясняются незнакомые бытовые моменты - ведь рассказчик о них знает, знают все, кто вокруг, чего ж об известном подробно говорить, вот разве что свои мысли и переживания донести по поводу, предположения построить, если уж старшие о ходе расследований с юнцами не делятся, а еще объяснить причины своих поступков, которые со стороны могут казаться бесстрашными, прозорливыми, странными - ведь никто не видит, как трясутся колени внутри мощного доспеха... Благодаря такой подаче очень хорошо раскрыт герой, этот роман собственно и есть "история героя" - и, к моему сожалению, недостаточно раскрыты причины случившегося, виновники, да и сам мир за пределами карантинных границ т-эпидемии.Михаил Дулепа "Факультет хвостатой магии". (Техно)фэнтези, академка, абсурд и юмор
читать дальше- последними двумя элементами напоминает дулеповского же "Господина барона". Парень-землянин угодил во всемирное училище магии на единственное место от нашей планеты, думал выбрать некромантию, но чуть-чуть не разглядел, пришлось изучать котоведение... а оно оказалось несколько шире, чем узко про кошек, да и вообще во всей вселенной кошки считаются Великим Врагом - куда там некромантам! Повествование от первого лица, идет бодро, легко, вежливо, с безуминкой и мягким юмором. Почти хорошо, если бы не скомканный финал.Павел Корнев, цикл "Небесный эфир" ("Ренегат", "Ритуалист. Некромант", "Ритуалист. Людоед", "Ревенант", "Рутинер"). Фэнтези - авантюрное с уклоном в детектив.
читать дальше
Не то чтобы темное, скорее, реалистично-мрачноватое фэнтези + роман плаща и шпаги. Фэнтези-цикл "Небесный эфир" напоминает цикл "Экзорцист", разве что дополнительным плюсом - подросшее за годы писательское мастерство Корнева. Авторский мир в сеттинге Нового времени, когда в ходу шпаги и мушкеты, однако ограничением огнестрелу тут служит магия, что может подорвать порох и вообще на многое способная. Маги делятся на истинных, способных напрямую управлять небесным эфиром, и ритуалистов, которым требуются ритуалы, магические палочки и т.п. Главный герой - мужчина в расцвете лет, с которым что-то не так - и отнюдь не то, что он может колдовать под печатью, запрещающей это делать, как думают вроде бы знающие его секрет, а, скорее, как дается понять уже в начале первой книги, что он вообще не тот, за кого себя выдает (а именно - другой близнец). Повествование от первого лица, как я люблю. Каждая книга начинается с дороги куда-то и в дороге же кончается промежуточным финалом, составляя в итоге цельную историю, из которой ни части не выкинешь - ведь это не просто бытописание следователя, это жизнь-в-работе. Вокруг героя идет движуха, поначалу вовсе незаметная как разрозненные неприятные случаи, но чем дальше, тем более активная, опасная, складывающаяся в чужой замысел - отмахнуться от совпадений уже нельзя, герой строит догадки, решает части головоломки, в которую каждый новый эпизод приключений докидывает фрагменты, поди догадайся, от одного ли они паззла...
В первой книге - "Ренегат" - Филипп вон Черен, ритуалист, следует по служебному назначению инкогнито для расследования в имперский городок, дабы выяснить, какая магическая хворь поразила школяра-племянника епископа. Нападение разбойников в дороге сводит его с людьми других ведомств, однако так же вроде бы и разводит по прибытии к месту - так думает герой. На месте будет детективная история, подставы, хвостики чужих интриг - что вынудят двигаться дальше, понеся потери и приобретя нового слугу-школяра.
Во второй книге - "Ритуалист. Некромант" - Филипп вынужден сделать остановку в пути по причине чуть не ставшего смертельным ранения, знакомится с необученной истинной - ведьмой Мартой. А потом вынужден отклониться с пути к месту нового назначения, чтобы оказать услугу местному церковнику - нужно разобраться в глуши с пойманным якобы некромантом: какому ведомству им заниматься. Расследования мало, боевика много, снова подставы и следы чужой интриги, в которой сам не знает почему замешан главный герой.
В третьей книге - "Ритуалист. Людоед" - Филипп наконец доехал до городка на окраине империи, чтобы получить лечебную формулу для племянника епископа. Эта миссия негласная - так-то сюда его назначили по службе чуть ли не в наказание за якобы провал (и в родном надзорном ведомстве интриги!). В основном магистр занимается личными делами - и ради цели, души брата, он готов использовать методы тех, кого преследует (прям как Эйзенхорн...) Герой немного занимается и местной проблемой - убийцей-людоедом... что оборачивается опять же частью все того же водоворота чужой интриги, куда, как наш маг наконец понимает, его втянуло. Врагов вокруг всё больше, они всё ближе, спасти свою жизнь всё сложнее - но напряжением всех сил и с помощью трех подручных герою это пока удается.
В четвертой книге - "Ревенант" - завершается начатое в предыдущем томе бегство компании от резни, подставы и погони. Начальство призывает в столицу на ковер, и Филипп медленно начинает двигаться в указанную сторону, сделав остановку для участия в следствии по делу кровавых жертвоприношений девушек. Официально назначен ревизором и проверяет работу коллеги, неофициально участие его отряда оказывается решающим на стороне этой самой коллеги.
В пятой книге - "Рутинер" - Филипп наконец-то выезжает в столицу, обнаруживая по пути неладное в королевстве, на месте оказывает услуги сразу нескольким сторонам политической игры, идет по горячему следу, что так долго петлял вокруг него - а там и на самого зверя напарывается. Интрига оказывается государственной величины, следователю-магу-артиллеристу она не по зубам - увидеть-то можно, но что-то предпринять - разве что для собственного спасения. Бездоказательные намеки на финал интриги встречались и в предыдущих книга, в этой части они шли с начала тома, так что особой внезапности, кроме технических деталей, не было. Неожиданно душевным было окончание истории проклятого бретера-пьяницы, ну и обстановка эпилоговой встречи отца с сыном.
Цикл получился добротным, этаким производственно-приключенческим, циничным и выживальческим. Заточен на личность главного героя и большую интригу, в которую его вовлекли - хотя почему именно его, мне осталось непонятным, ну не только же из мелкой неприязни начальства... разве что предполагалось, что бездарного проще подставить в нужный момент? Предыстория его так почти и не раскрывается, но для повествования достаточно - мы же можем наблюдать текущий момент от первого лица. Главный интерес вызывает то, как ГГ ускользает от смерти, выкручивается из проблем и мелких неприятностей, которые следуют непрерывным потоком, ну и других людей из них вытаскивает заодно. Мир получился смазанным фоном, на котором выступают персоналии сотоварищей героя, в первую очередь это Марта, Уве, Салазар, прошедшие с ним большую часть пути, но и в других успевают за несколько абзацев проскочить человеческие черты. Недостаток - обычный для Корнева: хоть есть годный сюжет и даже некартонные герои, проблема с наличием чего-то большего, идейного, важного за пределами произведения...Алексей Свадковский, цикл "Игра Хаоса" ("Игра Хаоса", "Выбор пути", "Право на жизнь", "Судья богов", "Игрушки богов", "Время перемен", "Все цвета пламени"). Фэнтези.
читать дальшеВ среднем - уверенно хорошо. местами послабее, местами отлично.
Фэнтези, отсылающая ко многому уже виденному, прочитанному, сыгранному - и в то же время своеобразная. Первая книга цикла "Игра Хаоса" только вводит в авторский мир, несколько схематична, не особо-то захватывающа (меня зацепили, заставив не бросить чтение, именно что отсылки к Амберу и TES); состоит из двух частей - первые две трети от первого лица про игрока-человека, последняя треть от третьего лица про игрока-нага (человекозмея). Оба игрока - хаоситы, потому как выбрали вместо прежней жизни Игру Хаоса, служение Смеющемуся богу; один хаотик гуд, другой хаотик ивл - они в игре уже ну очень много лет, их истории даны не с начала и в этой книге еще не пересекаются.
Игроки вечно молоды, могут погибнуть, но не умереть от старости, их задача - убивать разумных, получая опыт для своей прокачки и души для своего бога. Их снаряжение и вооружение - игровые карты и артефакты, соответствующие элементам игрового интерфейса. Мир игры состоит из втянутых в нее больших и малых фрагментов разных миров и одного города - постоянной базовой локации; периодически проходят игровые события (в первой книге только упоминаются), игроки объединяются в кланы... В общем, от литРПГ тоже много, но, к счастью, и в помине нет длиннющих описаний статистики, похитовки и вот этого всего нехудожественного.
Вторая книга цикла "Игра Хаоса" приятно удивила тем, что оказалась лучше первой. Мир уже более-менее понятен, теперь пришло время раскрыться главному герою.
"Игра Хаоса безжалостно перемалывает игроков, превращая нас в беспощадных убийц и мерзавцев; но пока я жив, я до последнего хочу оставаться человеком."
Этому способствует многое. Появляется предыстория - коротенько в допросе всплывает биография Рэниона. Повествование ведется в основном от первого лица с вкраплениями от третьего - когда речь про всяческих противников ГГ и конкретно про нага (теперь без деления на две части "сперва про одного, потом только про другого"). Ну и, конечно, герой раскрывается через его поступки в путешествии, которое планировалась как простое "дойти в точку встречи и совершить обмен", а вылилось в борьбу за жизнь на каждом отрезке - причем не только за свою, но и за чужие, будь то соседи по ночевке, заблудившиеся в мирах туристы... или целый мир, который почти сожран богом-захватчиком. в каждом случае был естественный для большинства хаоситов вариант "пройти мимо" - но Рэн выбирает свой путь, которым шли до него немногие... А заодно узнает, что бог Хаоса против жестких правил игры, всегда есть варианты, просто некоторый выбор для выживания требует большей внимательности, сообразительности, удачи, отдачи, риска для жизни, помощи со стороны, которую еще надо расположить к себе. И в итоге после преодоления наполненного испытаниями пути бессмысленное существование игрока "только ради собственного выживания" получает новые цели и смыслы.
Третья книга фэнтези-цикла "Игра Хаоса" строится вокруг турнира, в котором сходятся все игроки - половина победит, половина умрет... надо отстоять в дуэли свое право на жизнь, проверить боем правильность выбранного пути развития. Сперва показана немалая подготовка к турниру, завершение Рэном дел, что нежелательно откладывать из-за возможной смерти, ночь прощания, переживания всех до и после испытания. Несколько непонятно, как турнир касается высокоранговых - там же срок набора уровней чуть ли не короче, чем срок от турнира до турнира, их мало, применять к ним правила для больших групп странновато... Но так как пятерка отделившихся от клана проводников - низкоранговые игроки, то и показан только этот уровень турнира и последующего праздника с испытаниями, в которых тоже можно умереть.
Четвертая книга фэнтези-цикла "Игра Хаоса" получила название "Судья богов". Сам божий суд, правда, занимает весьма мало места в конце книги - даже жаль, было интересно, ведь обе стороны действовали в соотношении "песчинка против глыбы". Основное же повествование - как группа Рэна в сотрудничестве с нагом Шепчущим готовилась к экспедиции в катакомбы уничтоженного народа поклоняющихся смерти, как план опять пошел побоку из-за внешних обстоятельств и очень-очень-очень долго пришлось выживать в глубинах подземелий, на каждом шагу сражаясь за свою жизнь. Эти скитания по склепам здорово напомнили третью книгу "Хроник Сиалы"... ну и глобальной стратегии в довесок автор неплохо так добавил.
Пятая книга фэнтези-цикла "Игра Хаоса". Рэнион в подземельях добыл достаточно, чтобы хорошенько снарядить свой маленький отряд в экспедицию за хорошо охраняемым кладом на водную планету, пока та не вышла из колоды миров Хаоса. Ну, он думал, что достаточно, однако сокровище оказалось в центре интереса божественных сил - тут бы смертным просто уцелеть... А пошел потом поделиться удачей, чтоб она с ним была и в будущем - напоролся на такие неприятности, подробности о которых и знать-то опасно. Очередное вынужденное путешествие без любимой и друга (пока они с ума сходят в неизвестности): случайные союзники рядом, беспощадные враги за спиной, непонятные опасности на каждом отрезке пути, задания на спасение жизней и выведение очередного мира из игры Хаоса. Странно, но мне фарфоровая девушка показалась живее кошкодевушки, может, из-за нее эта часть кажется лиричнее... хотя эта часть еще и вполне себе героически-эпична.
Шестая книга фэнтези-цикла "Игра Хаоса". Тут помимо Рэна активно действует Шепчущий, к которому троица друзей официально нанялась на службу. Рассказано более детально, как наг вернул себе власть над домом Змеи, показаны его текущие хитрые ходы - политика-с. Ну да всё равно главное повествование не о нем, а об игроке, в кои-то веки из тысяч и тысяч игроков понявшем желания бога Хаоса (не "кровь богу крови", надо же, а "перемен требуют наши сердца"). Основная боевая часть проходит снова в водном мире - игроки наняты в помощь ослабевшей хранительнице этого мира, чтобы одолеть созданий вторгшегося к ней и почти победившего чужака. Победа перетекает в поражение и обратно - одни пошли по шерсть да вернулись стрижеными, кое-кто загребает жар чужими руками, ну а кто-то смертию смерть попрал. И как финальный аккорд - Парад миров и смена правил Игры.
Что приятно - уже шестой том, а цикл по-прежнему хорош. С каждым поворотом сюжета полнее раскрываются и главные персонажи, и смысл Игры, и ее правила, с фантазией и логичностью выстраиваемого мира у автора все ок, стиль бодр, а для особо дотошных отсыпано отсылок.
Седьмая книга фэнтези-цикла "Игра Хаоса". Пока все служители Хаоса в шоке от перемены правил, изменения свои личных сил (чаще уменьшения, чем роста - т.е. и уменьшения своих шансов на выживание), Рэн наконец занялся своей прокачкой из простого игрока в полководца, а то все не до того было - то миры спасай, то сам спасайся. Он бы может и не прочь остаться одним из сильнейших низкоранговых игроков, но вот не получилось с таким образом служения, так что теперь он один из нубов-полководцев, что снова особо опасно для жизни... Зато свой отряд призываемых существ есть, а не только карты. Опробовать новые силы, прокачать их и заодно подзаработать Рэн решил на пару с другом-тигролюдом, разведав для Шепчущего свежеоткрывшиеся миры. Основная приключенческая часть с боестолкновениями - это разведка нового мира, куда, как оказалось, не особо давно вторглись инсектоиды, от чего наплодились мутанты и едва держатся чистые людские земли (Фоллаут +Чужие, так сказать).
Эта часть больше всех предыдущих напоминает литрпг, что ей не на пользу, ну и к тому же не является законченным приключением - его продолжение обещано в следующем томе, который сейчас (февраль 2021) еще только в начале написания. Так что можно было бы остановиться в чтении пока и на шести книгах...Ольга Громыко, две книги из цикла "Космоолухи" ("Встретимся на Кассандре", "Киборг и его лесник"). Юмористическая фантастика.
читать дальше
"Встретимся на Кассандре" - вроде как седьмая книга из цикла про космоолухов, в которой ненавязчиво так собираются персонажи множества предыдущих повестей и рассказов на планету Кассандра, имея дела до Общества защиты киборгов. Мельтешение имен и едва связный сюжет - словно повесть собиралась из фрагментов угара на фандомном форуме. Может, тут моя проблема - я просто читатель, иногда возвращающийся к этому циклу, когда нужно что-то знакомое, забавное, бездумное; я не помню всех персонажей цикла с их тараканами, серии киборгов с их способностями, кто кому кто - а часть произведений, похоже, вовсе пропустила. Отсюда ощущение, что окунулась в Санта-Барбару, часть происходящего просто не понимаю и оттого мне скучновато.
Сюжет строится на судебном споре за замок на Кассандре, который унаследовало ОЗК, и чтобы попробовать выиграть суд, нужно найти останки якобы захороненного в замке барона к приезду комиссии. При этом планета находится практически в изоляции, денег нет но вы держитесь, являются убойные гости, а в самом замке полно неадекватных/увлеченных людей и киборгов. Основное внимание - главе ОЗК Кире и леснику с его киборгом; довольно много про авшуров - евреистых инопланетян. Экипаж мозгоедов появляется ближе к финалу, тогда же юмореска пытается ненадолго перейти в сентиментализм с серьезным лицом. Драмы из этого не выходит, очень уж шаблонно, зато драматизм есть в прилагающемся к повести рассказе - предыстории киборга Джека, он уровнем написания повыше.
"Киборг и его лесник" - шестая книга цикла. Не собиралась, но взялась за эту книжку по двум причинам: перед этим прочитала "Встретимся на Кассандре" и стало любопытно, что за парочка друзей там на главных ролях; на вычитке у меня - про гражданскую войну на Украине, жесть хочется разбавить легким чтивом на ночь. Как легкое туповатое, местами забавное чтиво с неплохим литературным языком и даже где-то с драматическими моментами - сойдет. Шутки, правда, заезженные, темы в цикле не раз обкатанные (экипажа космоолухов тут и упоминаний нет, но дух их жив! солюшечка и епть!), развития главных персонажей (Джека и Жени) нет, могущей быть интересной предыстории второстепенных персонажей, почему они такие (бабки, полицейский, рыбинспектор) - нет, детективная линия - слаба, кто будет противником, указано еще в начале (приказом киборгу подчиняться полиции), все намечающиеся сюжетные линии не получают развития, оставаясь прикольными эпизодами... Но бытописание молодого лесника в глуши на мелкой планетке расписано со смаком, этакий производственный роман - вот за это в первую очередь оценку я и повышаю до "почти хорошо".