"Смерти нет. Краткая история неофициального военного поиска в России". Сборник интервью с российскими военными поисковиками разных поколений.
читать дальшеКнига не без нареканий, но в целом - хорошая. Приятно взять в руки: строгая обложка в тему, гладкость белых страниц, четкий читаемый шрифт, иллюстрации перед главами графично рисуют места и интервьюируемых лиц, есть сведения о них, есть примечания. На библиографе, правда, сэкономили - отсюда в библиографическом описании неполные данные, отсюда смешной индекс книги, оставшийся от какого-то другого издания про неформалов-музыкантов - вместо полагающейся тут военной археологии.
Люди, у которых брали интервью - известные личности в неформальном военном поиске. Между ними много противоречий, несогласия, чуть ли не у каждого свое понимание, что нужно делать, часто противоположное из-за убеждений, веры, личного опыта, широты видения общей картины. Общее - что не должно быть забвения погибших в Великую Отечественную войну, что надо восстанавливать имена, что не должно быть такого выхолащивания идеи, как в официальном поисковом движении России.
Я так поняла, что порядок интервью дан как бы по цепочке встреч: сперва люди, на которых журналисты вышли первыми, и в некоторых этих беседах многовато наносного, даже показалось - обиженного. Но чем дальше - тем больше по делу, больше конкретики, тянутся ниточки связей к другим поисковикам, ткется общее полотно истории: почему после войны осталось так много ненайденных и непохороненных солдат, кто стал ими заниматься, в каких условиях и кем развивался неофициальный - а в какой-то краткий момент на излете СССР и официальный военный поиск, что стало с ним в 90-е, что с ним происходит в новом веке.
Спасибо составителям и давшим интервью поисковикам - было интересно и познавательно.Вера Морозова "Привлеченная к дознанию…" Четыре повести о русских революционерках: Марии Ясеневой-Голубевой, Клавдии Кирсановой, Конкордии Самойловой, Розалии Землячке.
читать дальше Время действия - от 1880-х до 1920-х. Каждая небольшая повесть состоит из фрагментов, касающихся только политической деятельности этих женщин - жизнь на нелегальном положении, распространение нелегальной литературы, подпольные кружки и митинги, помощь товарищам по партии, обман жандармов, аресты, тюрьмы, побеги, участие в революции 1905 года, что-то из дел после 1917-го, встречи с В.И. Лениным... Про семейное - вскользь, с акцентом, как приходится уходить из родительской семьи, чтоб ее не трогали, как непросто профессиональным революционеркам иметь мужа и детей. Книга для юношества, изданная в советское время, никаких перестроечных "кровь-кишки-миллион расстрелянных" и в помине нет - простой язык, революционная лирика, неприязненная насмешливость по отношению к охранителям всех мастей, любопытные реалистичные исторические детали без натурализма. Вполне неплохо передано горение делом и вечный бег по грани девушек, что выбрали себе жизнь борцов за социальную справедливость в царской России.Алексей Ивакин "Кровь и слезы Луганска". Современная военная проза.
читать дальшеПод общим названием "Кровь и слезы Луганска" Алексей Ивакин до 2020 года публиковал рассказы о вялотекущей нынешней украинской войне на сайте современной военной литературы "Окопка"; наверняка писал бы и дальше, да в августе 20-го умер... С тем же названием (хотя вроде как и другие рабочие варианты были) на "Самиздате" он выложил повесть о поездке из Москвы на передовую в Луганск в 2017-м.
Повесть средненькая, бытописательная, хоть и небезынтересная - почему человек из благополучной Москвы (и несколько менее благополучной Вятки) едет в город на передовой, как добирается до Луганска, кому он там нужен как журналист, военный археолог и просто мужчина. И хотя автор изменил фамилию главного героя, чтоб как-то отмежеваться от вопросов, не про себя ли пишет - повесть осталась как минимум полуавтобиографической.
А вот рассказы - рассказы сильные. Большую часть - хоть сейчас в школьную программу для старшеклассников включай как современный материал к урокам на антивоенную тематику (и некоторые учителя, кстати, так и делают). Написанные в разные годы, рассказы расположены были автором по хронологии событий, меньшая часть из них - с привязкой по месту и времени (например, майдан или Одесса), большая часть - случаи, жуткие в своей новой обыденности. Они о том, как хрупка человеческая жизнь, как человечность противостоит расчеловечиванию. Гуманизм и реализм, откровенность (потому присутствует в естественных для этого моментах мат) - но без пошлости и смакования. О войне написано так, чтобы прочитавшим не хотелось войны...Александр Дюма "Учитель фехтования". Записки путешественника по России 1820-х + лавстори.
читать дальшеНебольшой роман, а скорее повесть, любопытен как пример раннего творчества Александра Дюма (еще расти и расти!) и как взгляд француза на Россию (опосредованный через чужие мемуары, сам Дюма тут еще не бывал). Сюжета пока минимум, и стержень его - любовная история, которой герой стал свидетелем и помощником. Сперва это своеобразный вариант Золушки: в бедную симпатичную француженку-модистку с первого взгляда влюбился молодой красивый русский граф, она от него скрывается, он сумасбродничает, ввязавшись в заговор, но потом они таки встречаются и любят друг друга... пока не случается восстание на Сенатской площади, следствие, ссылка - это уже часть о самоотверженной женской любви, вознагражденной браком. Неплохо, по мотивам реальных событий, сдобрено путеводительными заметками, сравнительными замечаниями путешественника о нравах и обычаях, историческими анекдотами (оказывается, прикол про две русские зимы, белую и зеленую, идет как минимум с начала 19-го века).
Далия Трускиновская "Свидетель с копытами". Приятный исторический детектив,
читать дальшепятый по счету в цикле "Архаровцы". Про самого обер-полицмейстера Архарова, к сожалению, на этот раз мало, да и про его подчиненных не особо-то много. В основном - про три группы, чьи интересы столкнулись в подмосковном лесу: голштинцы готовят покушение на императрицу, люди Орлова выгуливают драгоценного арабского скакуна, люди соседки-лошадницы озабочены привести этого скакуна на тайную случку... Так что основное содержание - кусочки жизней словно кусочки мозаики, из которых собирается картинка небольшого временного отрезка в 1776 году, процесс того, как тайное становится явным - тут всплывают и семейные тайны, и сердечные, и государственные. Сам "свидетель с копытами" - не кто-нибудь, а Сметанка, родоначальник орловских рысаков, что тоже добавляет толику интереса.
@темы:
книги,
возлеисторическое,
вычитка,
профистории,
Великая Отечественная