понедельник, 14 июня 2021
Борис Камов "Мальчишка-командир". Биографический роман о юности А.П. Гайдара, когда он был еще Голиковым - от детства в Арзамасе к командованию полком,
читать дальшечерез вовлечение в большевистскую работу, поступление на военную службу, учебу на курсах краскомов, ранения и испытания характера, командование все более крупными подразделениями, каждый раз находящимися в беспорядке - от роты недавних "зеленых" до полка, чей командир арестован за пособничество "антоновцам".
За книгой "главного гайдароведа" Бориса Камова "Мальчишка-командир" и ее продолжением "Рывок в неведомое" я год охотилась по букинистическим, и наконец - они в моих руках, и скоро я их отпущу в большой мир. Потому что оно того стоит - уже эта первая книга написана на высоком уровне (и не думаю, что вторая хуже), это отличная литература для подростков и юношества, не хотелось бы, чтобы всё это пропало. Хороший литературный язык - публицистический, документально-очерковый стиль так легок, словно он художественный, без штампов и новояза. Есть некоторое упрощение в подаче событий - несомненно, из-за целевой аудитории (мата и излишне подробного натурализма тут тоже нет, а в жизни-то от них никуда не деться). Образ Аркадия Гайдара - образ романтика революции, он стремился жить согласно своим убеждениям, и будет неправдой отрицать это, скатиться в его подаче и интерпретации в мещанство или перестроечный либерализм: господа, не судите по себе товарищей, не путайте Егора или Машу Гайдар, взявших себе звучный псевдоним предка, с тем, кто стал олицетворением революционной эпохи (кстати, они ж еще и Бажовы, чего ту фамилию не взяли - не так много политического капитала удавалось выжать?)
Имеет ли роман общее с действительностью? Камов всю жизнь посвятил исследованию биографии Аркадия Петровича Гайдара, сбору свидетельств и документов, перекрестно подтверждаемым другими мемуарами и документами о событиях, где участвовал вообще-то не только Гайдар (к книге, кстати, прилагается несколько десятков фотографий, неплохая визуализация выходит). Например, взять эпизод с разгромом банды Матюхина котовцами - Камов практически цитирует мемуары Котовского, изложенное им бьется с современными научными работами по разгрому "антоновцев", не совпадает только с сочинением белоэмигранта Гуля, зато там театральщина через край, типа "Спокойно, Маша, я Дубровский!... то есть Котовский!" Камов старается донести информацию доступно и адекватно, показать то, как сформировался характер Гайдара, с кем он общался и что на него влияло, какие события оказались важными в его судьбе, что вообще происходило вокруг, в стране, и почему парнишка 14-17 лет был так высоко оценен, что стал боевым командиром?Борис Камов "Рывок в неведомое". Биографический роман о молодости А.П. Гайдара - точнее, о паре лет, отмеченных важными для его судьбы событиями (выпущено как продолжение книги "Мальчишка-командир").
читать дальшеКомандование отрядом особого назначения в Хакасии - как затяжной поединок с бандитским
атаманом Соловьевым; напряжение всех сил и их надрыв, непоправимо повредивший здоровье на фоне старых ранений; крах планов жизни - запрет на службу в армии; трудное вхождение на новую стезю - в литературное творчество, тот самый "рывок в неведомое" (по описанным обстоятельствам жизни Аркадия - как "прыжок веры", не вышло бы с первого раза - всё, можно падать и помирать).
Большая часть книги отводится хакасскому периоду жизни Гайдара (1922 год, ему 18 лет). По нему снят хороший фильм "Конец императора тайги", довольно близко к описанному (хотя в жизни, если верить, было покруче). Роман все же для юношества, и Камов некоторые сложные моменты оставляет в стороне, лишь намеком их затрагивая: это и подчас вредительское отношение красного начальства (в котором, как выяснилось постфактум, не обошлось без белых и иностранных агентов), это и семейная жизнь Голикова (местные не верили, что такой молодой командир уже не мальчик, а у него и жена, и ребенок имелись, но не везти же их было в район антибандитской операции). Написано как историко-приключенческий роман - легко, обстоятельно, интересно. Атаман Соловьев хоть и враг, но не варьетешный - серьезный, хитрый, предусмотрительный, об него обломало зубы несколько красных командиров. Заодно наконец прояснилось, как с ним было покончено (уже после отъезда Аркадия), фильм-то обрывается на мелодраматичной выдуманной сцене.Максим Сбойчаков " В бой роковой". Документальная повесть на 250 страниц мелким шрифтом - это практически исторический роман, и не роман только потому, что слишком много документальности. Место действия - Архангельск и окрестности, время действия - 1918-1920 годы, а именно с первого дня иностранной интервенции до ее окончания плюс немножко о судьбах выживших.
читать дальше Сюжет - нелегальная деятельность большевиков и им сочувствующих по подрыву боеспособности армий, воюющих с Советской Россией (в основном по указанию Ленина борьба шла в виде агитации и пропаганды).
Повествование по моему ощущению делится на две части. В первой изложение более художественное и эмоциональное, лучше раскрыты персонажи, больше авантюрных моментов - хоть захват Архангельска был для советской власти внезапным и подполья заранее организовано не было, какое-то время у власти продержались сторонники Февральской революции с их либеральными настроениями, большевики же в это время налаживали связи друг с другом, организовали комитет подполья, наладили выпуск и распространение листовок, успешно разагитировали вражеские войска переходить на фронте к красным. Ввиду столь успешной деятельности подполья иностранцы практически отстранили белых от управления русскими территориями, провели служебные чистки, стали арестовывать всех подряд по одним смутным подозрениям, расстреливать без суда... Попались и многие подпольщики - в основном из-за доверчивости и пренебрежения осторожностью, сперва арестовывали кого-то с доказательствами, а потом хватали из их круга общения тех, с кем подозревали не просто знакомство. После гибели подпольного комитета (см. памятник "Стена коммунаров" в Архангельске) начинается второй тип повествования, более сухой и скупой на детали. Действовать уцелевшим стало куда сложнее, осталось их меньше, но поражает, как на место выбывающих встают в ряды подполья новые люди, что раньше были хорошо если хоть на подхвате, а теперь решили взять на себя тяжесть и риски борьбы... а когда выбивают и их - все равно находятся те, кто не дает угаснуть агитации среди врага. И именно агитация, разъяснение смысла и целей империалистической войны простым солдатам других государств, отняла этих солдат у интервентов. Познавательное получилось чтение.Григорий Мишкевич "Тайна невидимых шедевров". Небольшая книжечка об отечественных мастерах микроминиатюры.
читать дальше Было любопытно - с этим видом искусства я раньше не сталкивалась, ведь это картины, скульптурки, техника, инструменты, которые размер имеют обычно сильно меньше миллиметра, создаются, демонстрируются, используются под микроскопом.
К содержанию. В первой главе идут крайности - примеры гигантской и микротехники, созданной в СССР... и как ни восхищенно о них пишется, всего через десяток лет они сгинут, растащенные на металлолом. Во второй главе - о русских мастерах-"Левшах" в царское время и в советское довоенное. Остальные главы - о 1940-1980-х годах. В третьей, самой объемной и самой хвалебной, рассказывается об армянском музыканте и миниатюристе Э.А. Казаряне, подробно описываются его произведения, среди которых очень много памятных сувениров, словно если для имиджа страны требовалось что-то необычное, обращались к этому мастеру, он же в своих работах старался обозначить не просто советскую принадлежность, а армянский патриотизм. Четвертая глава - об украинском музыканте и миниатюристе М.Г. Маслюке, тут упор на рассказ про работающие микромодели механизмов и инструментов. Пятая глава - сразу про двух уральских "чудо-мастеров" - А.М. Сысолятине и Н.И. Доцковском. К сожалению, о них довольно кратко - мол, о первом написана отдельная книжица, ищите-читайте, а второй уж 17 лет занимается только медицинскими инструментами, которые еще не умеет производит промышленность, но которые так требуются микрохирургам - так чего там подробно расписывать...
Подается тема в живом очерковом стиле, цель - популяризация микроминиатюристики и, опять же к сожалению, демонстрация автором своей верности линии партии. Причем это настолько экзальтированно, настолько притянуты за уши деятели марксизма-коммунизма и т.п., что ощущается ложью, большой фигой в кармане.Йозеф Вагнер, Надя Шнейдерова "Царь зверей не лев". Чешский исследователь и зверолов Йосеф Вагнер, создатель сафари-парка Двур Кралове-над-Лабем, пишет о своих экспедициях в Африку по отлову животных для зоопарка в 1970-х годах.
читать дальшеКнига объемная, богато иллюстрированная - как черно-белыми рисунками животных, так и цветными фотографиями африканской природы. Текст идет в две колонки параллельно, благо практически квадратные страницы позволяют. Основной текст - чуть ли не бытовой рассказ от первого лица (самого Джо Вагнера) о самой неподготовленной его экспедиции, на которую его уговорил друг-чех, биолог и летчик, далекий от процесса лова животных; еще часть в том же духе - о моментах из других экспедиций, часто вместе с сыном. Тут и занятное, и занимательное, и черты характера, и переживания, и обстоятельства - в общем, много личностного отношения и столкновения духа приключений с реальностью. Второстепенный текст, расположенный "на полях", более отстраненный, скорее научно-популярный, очень информационно емкий - и мне он показался интереснее, чем "художественная" часть; касается проблем организации отлова зверей в африканских условиях. Третья часть - вставка на страницах с отдельной нумерацией - состоит из трех научно-популярных статей: география Африки с флорой и фауной; этнография и история Африки; уничтожение природы Африки и способы ее спасения.
Пока читала, не раз удивлялась, почему столько грамматических ошибок в тексте (причем рода "как слышится - так и пишется"), вроде же издано в советское время, когда еще это жестко отслеживали. Так как нормальных выходных данных, библиографического описания и аннотации нет - сообразила уже потом, когда в типографский раздел заглянула: книга подготовлена и издана в Словакии, видимо, там что переводчики, что редакторы не вполне знали русский язык.Вера и Виль Дорофеевы "Истории без любви". Соцреализм, производственный роман на документальной основе. Институт электросварки имени Патона в Киеве в 1970-е годы.
читать дальшеТри сюжетных линии, позволяющие шире охватить разнообразную передовую деятельность института (реальные проекты), раскрыть его коллектив от младших научных сотрудников до руководства (реальные люди, местами изменены имена), показать сложности как самой работы на переднем крае науки, так и житейские, административные, производственные препятствия. Первый сюжет - международный, участие патоновцев в советско-французском эксперименте "Аракс" по изучению магнитного поля Земли (и заодно в других космических проектах). Второй сюжет про создание в ИЭС "машины века" для сварки труб многометрового диаметра, необходимых для газодобычи в СССР. Третий сюжет про административное торможение передовой науки чинушами, тоже дело чести для института - отстоять защиту диссертации своим молодым сотрудником у смежников. Все сюжет развиваются интересно и познавательно, в живых деталях, знакомят с реально жившими талантливыми людьми, с историей института (особенно в трудные военные годы - сварка танков на Урале), с его многообразной кипучей деятельностью в 1970-е. Воодушевляюще написано. Жаль, что всё это - в прошлом; нынче, если верить статьям, в ИЭС все доходы приватизированы, все расходы повешены на бюджет, институт на последнем издыхании...Иван Свистунов "Сказание о Рокоссовском". Книга правомерно называется "сказанием" - на основе как исторических фактов, так и устных преданий рисуется легендарный, чуть ли не житийный образ Константина Константиновича Рокоссовского, от рождения до смерти.
читать дальшеЭтакое житие в духе нового времени, житие святого-защитника земли Русской, показавшего своей жизнью подвиг верности долгу, смирения, незлобливости, любви к согражданам. Стиль легкий и часто торжественный, автор умело владеет словом и информацией - неудивительно, это журналист, что был военным корреспондентом на фронтах, где тогда же командовал Рокоссовский. Внимание - множеству частных случаев-свидетельств, раскрывающих с лучшей стороны личность полководца, притом без углубления в военное дело как таковое, да и семейной жизни касаясь мельком. И уж тем более нет никаких анекдотов (а как же знаменитое: "Товарищ Сталин, у Рокоссовского есть любовница! что делать будем?" "Что делать, что делать... Завидовать будем!")
Неплохо, художественно изложено, дает общую благостную картинку, пригодную для патриотического воспитания неокрепших умов.
@темы:
книги,
возлеисторическое,
вычитка,
профистории,
советская история,
Великая Отечественная