Об инновационных Вооруженных Силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании(окончание)
читать дальше
III. О национальной системе профессионального военного образования
"Народ вправе желать, чтобы офицеры, в полное подчинение коим поступают его дети, были безупречными"
А. Апухтин
Безупречность офицерского корпуса России зависит от качества и общей тональности государственной идеологии воинской службы, его профессиональной этики и, во многом, от того профессионального образования, которое должен получить офицер в ходе своей службы, как военный профессионал и гражданин России.
"Идея" национальной профессиональной военной школы
Изучение нашей военной истории не может не привести к достаточно печальному выводу: в России всегда было немало прекрасно образованных людей, в том числе и военных, но в нашем государстве никогда не было хорошего военного образования.
Поэтому, считаю необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе "военной школы", притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать "идея школы".
Этот тезис родился у меня в связи с тем, что по нашему мнению, чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая школа любого уровня (в том числе конечно и военная), в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.
Обращусь за подтверждением этого тезиса к нашим классикам. В. О. Ключевский писал: "…Идея школы слагается из известной цели, к которой направляются все образовательные средства, знания, навыки, правила, и из прилаженных к этой цели приемов, которыми эти средства проводятся в воспитываемую среду".
"… Каждый из наставников должен живо и цельно представлять себе тот умственный и нравственный тип, который схематически предначертан воспитательной программой… с конечной целью - сделать каждого воспитанника возможно точным снимком с этого программного образца". 4
Мой личный служебный и образовательный опыт (я сам прошел все ступени военного образования от Суворовского училища, до Военной академии Генерального штаба) привел меня к следующему выводу: в России "идея школы" изначально закладывалась и реально осуществлялась только при организации системы суворовских военных училищ в 1943 году, так как и подбор учебных программ, и подбор офицеров воспитателей, и общая атмосфера "кадетского братства" в СВУ были сформированы нашим государством специально для того, чтобы дать ему (государству) идеально взрощенных (в идеале, в принципе, в плане) государственно социализированных будущих государственных (военных) руководителей.
Все остальные военные учебные учреждения (МВОКУ, Военная академия им. М. В. Фрунзе и Военная академия Генерального Штаба) таких идеальных моделей, то есть "идеи школы" не имели. Они имели своей главной задачей заниматься не душами, широким образованием и индивидуальным воспитанием своих слушателей, а насытить их головы определенным и минимально необходимым количеством программных (согласно образовательному стандарту) и специальных знаний и навыков.
Это происходило, может быть и потому, что считалось, в эти учреждения высшей военной школы слушатели должны поступать уже по определению достаточно образованными и воспитанными людьми, что конечно было (и есть) глубочайшим заблуждением.
Может быть, именно по этому существующая система профессионального военного образования не способна воспитать и дать основы настоящего профессионализма своим учащимся, и заложить в них истинную воинскую этику, а попытка перестроить его исключительно на так называемых "общеобразовательных стандартах" привело только к тому, что военные училища и академии стали наименоваться (как бы в отместку армии) военными институтами и университетами.
И дело здесь не в том, что наши государственные общеобразовательные стандарты плохи, а в том, что наша национальная система профессионального военного образования должна базироваться в первую очередь - на серьезной и глубокой гуманитарной (либеральной) составляющей учебных программ, а также на своих собственных профессиональных военных стандартах.
Наше видение "идеи" национальной военной профессиональной школы (НВПШ) таково.
Профессиональная военная школа - должна готовить военных профессионалов способных воевать (в терминах С. Хантингтона - "управлять насилием") и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.
Это значит, что НВПШ должна готовить своих питомцев как:
* военных профессионалов способных и умеющих воевать успешно, то есть "установленных на победу", то есть как победителей;
* высокого уровня, государственно социализированных и ответственных, системных управленцев (менеджеров);
* безусловных и просвещенных патриотов России;
* духовно-нравственных и во всех отношениях здоровых людей.
Такая базовая "идея" НВПШ подразумевает, что ее выпускники (кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин) должны:
* получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);
* обучаться кодексам поведения (житейским правилам службы и воинского общежития) в их идеальной этической трактовке, в том числе и "правилам и обычаям войны" как собственно вооруженной борьбы, другими словами они должны обучаться умению жить и служить, как подобает российскому офицеру;
* НВПШ должна воспитывать и них "критическое нравственное чутье", то есть умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
* воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее; давать (на примере нашей национальной истории) полное представление о месте и роли армии в государстве и обществе, и о роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;
* получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о боевом опыте и современном состоянии зарубежной и национальной военной мысли.
В "Наказе" Екатерины II, относительно системы образования в России была и такая мысль: "При специальном обучении, должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство".
Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания, то есть "вкоренения норм и кодексов" в умы и сердца воспитанников - это дело исключительно всего персонала учреждений профессионального военного образования и конечно института офицеров - воспитателей, руководителей учебных подразделений. Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в слушателях "идеальный тип бойца".
В. О. Ключевский отмечал: "Гражданская школа (в том числе и современная), выпускает людей "рыхлых", без какой - либо внутренней оси.
Наша военная школа - давала людей точных, подобранных, знающих, что можно и чего нельзя, а главное - с верным, никогда не мутившимся чувством Родины. Это чувство было сознанием постоянного ее служения".
Безусловно, что все сказанное выше должно присутствовать на каждой ступени ВПШ, но по степени сложности должно быть разнесено по ее уровням.
Таким образом, профессиональное военное образование должно иметь конкретную (деловую) цель, а каждая его ступень (уровень) должна приводить нормального воспитанника (офицера) к следующему (очередному) уровню его служебной (государственной) карьеры.
Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) для ВПШ должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной социализации и корпоративной пригодности. С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.
Кроме того, Военная профессиональная школа и сама система прохождения воинской службы должны способствовать непрерывности образовательного процесса и вырабатывать у офицеров внутреннюю потребность и привычку к совершенствованию собственного профессионального уровня путем самообразования (привить вкус к самообразованию).
К сожалению, отсутствие государственной кадровой политики и системы, способной оценивать личный уровень образованности кандидатов на выдвижение, уничтожает и само побуждение офицеров к самообразованию. Нам представляется, что эту ситуацию надо менять.
В целом это значит, что интересы государственной военной реформы требуют радикального изменения как самих учебных планов учреждений профессионального военного образования и выработки новых профессиональных стандартов, так и реформы всей системы профессионального военного образования.
О разработке новых государственных профессиональных военных образовательных стандартов
Мы считаем, что проблема разработки нового поколения государственных профессиональных военных образовательных стандартов является одной из ключевых во всей системе преобразований национального профессионального военного образования, без решения которой невозможно никакое новое его качество.
Нам представляется, что это в принципе возможно только тогда, когда их основой станет "Идея" национальной профессиональной военной школы.
Это как бы само собою предполагает, что государственный стандарт (и заказ) должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности.
С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.
В целом это значит, что интересы России и ее Армии требуют выработки новых государственных образовательных и воспитательных профессиональных военных стандартов, новых подходов ко всей системе воспитания военнослужащих и граждан страны, а значит и внесения существенных корректив в национальную систему профессионального военного образования и ткань образовательного процесса.
Вспомним, что по определению академика И. П. Павлова "воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции".
В этом плане нам крайне важно понять, что сохранение исторической памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций, (а для Армии - крайне важных - боевых традиций) как основ национального самобытного образа жизни (основ жизнедеятельности армейских коллективов), что собственно и должно лежать в основе непрекращающегося процесса воспитания.
Мы считаем важным, чтобы при определении основных направлений преобразований в национальном профессиональном военном образовании, наше высшее государственное и военное руководство осознало, что российским офицерам как военным профессионалам может быть и придется воевать со своими американскими, английскими, германскими, НАТОвскими или китайскими коллегами, но никогда не придется конкурировать с ними на "международном рынке военного труда".
Это значит, что при формировании новых национальных государственных профессиональных военных образовательных стандартов мы должны исходить только и исключительно из потребностей собственных Вооруженных Сил
В свою очередь, это значит, что при рассмотрении приоритетности собственно военных профессиональных дисциплин, и дисциплин общегуманитарного плана, соотношение этих двух базовых образовательных компонент в едином учебном плане учреждений военного профессионального образования всех уровней должны быть дифференцированы в пользу профессионально необходимых дисциплин согласно уровню и профилю образовательного учреждения.
Важно, чтобы при такой специфике, получаемое в ходе обучения, например, общее высшее образование, никогда бы не подвергалось сомнению ни одним учреждением или инстанцией высшей школы страны, а Минобрнауки РФ не должно жестко навязывать Минобороны свои собственные подходы к образовательным компонентам государственного стандарта профессионального военного образования.
Нам представляется, что новое поколение наших национальных государственных профессиональных военных образовательных стандартов должно состоять из трех взаимоувязанных учебными планами компонентов: профессионального военного: широкого гуманитарного общеобразовательного: воспитательного.
Это значит, что наряду с разработкой государственного профессионального военного образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности военнослужащих (командного состава) Армии, предназначенных для ее целенаправленного формирования и реализации системой профессионального военного образования России, в целях подготовки воспитуемых к их долгой и беспорочной службе в рядах Вооруженных Сил России, и к активному участию в общественной и культурной жизни страны.
Еще одна крайне важная констатация - Россия сегодня, слава Богу, не воюет, и нам не нужно "гнать" учебный процесс.
Этот значит, что сроки обучения в учреждениях профессионального военного образования должны диктоваться не существующей и для Армии гибельной логикой "ускоренной подготовки командного состава армии и флота" (например, сокращение сроков обучения в Общевойсковой академии с трех до двух лет, практически уничтожило великолепную образовательную школу этой ведущей военной академии страны, и привело к появлению нескольких поколений плохо и небрежно образованных командиров среднего звена, которые со временем неизбежно будут формировать такой же необразованный и невоспитанный высший командный состав Вооруженных Сил России), а только и исключительно логикой получения полноценного и качественного профессионального военного образования.
Это предполагает полный отход от существующей кадровой политики в отношении воинских званий и служебно-должностных соответствий командного и профессорско-преподавательского состава в системе национального профессионального военного образования.
Печальный опыт борьбы за "сокращение генеральских званий" в военной науке и образовании, убедительно доказывает простую истину - экономия на статусе постоянного состава учреждений военного профессионального образования, есть путь гибельный, так как ведет не к "экономии государственных средств", а только к ликвидации образования как такового.
Национальная система профессионального военного образования
Мы считаем, что наша национальная Военная профессиональная школа должна основываться, кроме всего прочего, на понимании нескольких базовых аксиом.
1. Профессиональное военное образование должно быть непрерывным.
Это значит, что общий подход к нему должен основываться - на направлении (по линии) развития и поддержки профессиональной военной пригодности различных категорий военнослужащих, путем его непрерывного профессионального (очного, заочного и самостоятельного) образования.
При этом - образование - должно обеспечивать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, а воспитание - должно формировать ценностную, нравственную основу профессиональной деятельности военных кадров и их безусловную функциональную пригодность к воинскому труду.
Непрерывность профессионального военного образования должна обеспечивать профессиональное развитие военных кадров России, то есть обеспечивать способность их перехода к деятельности на другом (высшем) качественном профессиональном уровне.
2. Фундаментальное профессиональное военное образование необходимо для (при) перехода военнослужащего на качественно новый (другой) уровень военного профессионализма. К примеру:
* стать и считаться профессиональным военным (то есть офицером) возможно только при получении Базового военного профессионального образования;
* переход к профессиональному оперативно-стратегическому уровню - возможен только по получению высшего военного профессионального образования, то есть после окончания Военной академии;
* переходу на государственный уровень - должно предшествовать получение образования в Государственной академии (о чем см. ниже);
* стать военным специалистом с потенцией большой профессиональной карьеры - можно, как правило, при обучении (с детства) в СВУ и равных им образовательных учреждениях начального профессионального военного образования.
3. Все остальные служебные промежуточные ступени профессиональной военной карьеры - должны сопровождаться соответствующей курсовой подготовкой, которая должна максимально гибко реагировать на новые геополитические и военно-технологические изменения.
4. Самостоятельное профессиональное военное образование должно считаться и являться неотъемлемой частью профессионального военного образования (в том числе и высшего), и должно быть соответствующим образом вписано в систему командирской и оперативной подготовки.
Представляется, что национальная система профессионального военного образования есть самостоятельная часть (вид) профессионального образования государственной службы и должна состоять из:
1. первичного (начального или кадетского) профессионального военного образования, это - Суворовские (Нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса;
2. базового профессионального военного образования, это - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ;
3. специального профессионального военного образования, это - система курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил и Родах войск;
4. высшего профессионального военного образования, это - военные академии Видов Вооруженных Сил РФ, по одной на вид;
5. высшего профессионального государственного образования, это - Государственная академия (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).
Попробуем определить некоторые базовые требования к каждому уровню военного профессионального образования.
Первичное (начальное - кадетское) военное профессиональное образование
Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса, комплектуемые, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же из сирот, "сыновей полков" и бездомных детей), должны прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга, и давать им:
* полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование;
* отличные знания иностранных языков;
* прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;
* базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;
* высокий уровень физической и психологической подготовки;
* общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;
* навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;
* общие навыки управления воинскими коллективами уровня "отделение- взвод" в мирное и военное время;
* умение вести себя в обществе и контролировать свое поведение, и так далее.
Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.
Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течении 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться войсковая стажировка.
В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.
Войсковая стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию.
Выпускники Суворовских (нахимовских) военных училищ, военных лицеев и кадетских корпусов должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового военного образования.
Таким образом построенное первичное (начальное) профессиональное военное образование должно обеспечить высокий уровень гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в Армии, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.
При необходимости и при желании выпускника, возможно принятие им на последнем курсе Военной присяги и заключение контракта с ним, обеспечивающим продолжение им обучения в учреждениях базового профессионального военного образования, а, в дальнейшем и воинской службы, с зачетом этого времени в общий срок воинской (государственной) службы выпускника.
В целом, кадетское образование должно давать своему воспитаннику начальное профессиональное образование государственной военной службы.
Учебные учреждения кадетского образования должны размещаться в областных центрах и находиться под личным попечительством Президента России, Палат Федерального Собрания РФ, Министров силовых структур, Главкомов Видов Вооруженных Сил РФ, Губернаторов провинций и серьезных финансовых, и коммерческих структур, затраты которых на создание соответствующей базы и на поддержание достойного уровня "своих" учреждений безусловно не должны облагаться налогами.
Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров офицеров-воспитателей в учреждения национальной суворовской (кадетской) школы, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.
Нам представляется, что для работы в СВУ должны отбираться офицеры:
имеющие высшее образование; прослужившие порядка 10 лет в строевых частях Вооруженных Сил РФ; имеющих крепкие семьи и своих (уже не малолетних) детей; не стремящиеся к "быстрой и блестящей" военной карьере в строю, желающие и готовые служить и работать в СВУ долго.
Кроме того, важным и новым направлением кадровой политики в Армии могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.
Непременным условием назначения офицеров в систему СВУ должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.
Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ.
Естественно, что каждый принимаемый для работы в СВУ офицер и специалист должен быть обеспечен комфортабельным жильем в служебном жилом фонде СВУ.
Основные штатные должностные категории постоянного состава СВУ должны быть такими: Начальник училища - генерал-майор; заместитель начальника училища - полковник: командир суворовской роты - подполковник; командир суворовского взвода - майор.
Притом, что должностной оклад этих категорий должен быть приравнен:
Начальника училища к окладу командира дивизии; заместителя начальника училища, к окладу заместителя командира дивизии; командира суворовской роты, к окладу командира полка; командира суворовского взвода, к окладу командира батальона.
Представляется так же важным, чтобы офицеры постоянного состава училищ сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.
Базовое профессиональное военное образование - высшие военные училища Видов Вооруженных Сил РФ
На наш взгляд, базовое военное образование должно вестись в течении четырех - пяти лет и обеспечивать: в течение первых трех - четырех лет - получение выпускниками общего гуманитарного высшего образования, имеющего в целом гуманистическую направленность, достигаемую за счет углубленного изучения мировой и отечественной истории, исторического мирового и национального военного наследия, основ литературы и искусств, этики и эстетики, педагогики, основ менеджмента, философии, дипломатии, мирового и национального права, иностранных языков, углубление навыков во владении компьютером, стрелковым и холодным оружием, техникой вождения автомобилей и так далее.
Особое внимание должно уделяться формированию физической и морально-психологической готовности учащихся к управлению коллективами людей.
В течение последних двух лет обучения, должен осуществляться курс собственно военных наук.
Он должен включать изучение всех видов боевого и тылового обеспечения, вплоть до практических навыков в их осуществлении, а также прохождение теоретического курса общей тактики, дающего возможность выпускникам ориентироваться во всех видах общевойскового боя тактического уровня.
Обучение на двух последних курсах должно сопровождаться проведением войсковых стажировок в должностях командиров взводов, командиров рот и им равных, с учетом возможной (выбранной) выпускником будущей специальности.
Выпускник учреждения базового военного образования должен иметь диплом о получении сертифицированного общего высшего гуманитарного образования по специальности "менеджер по управлению коллективами" общегражданского государственного образца, и диплом о получении базового (среднего) военного образования, дающего ему право и возможность служебной карьеры до командира полка включительно.
На наш взгляд, очень важной особенностью учащихся в учреждениях базового военного профессионального образования, является то, что они осознанно выбрав свой жизненный путь, как служение Родине в рядах ее Вооруженных Сил, автоматически становятся военными профессионалами и не нуждаются в служебных контрактах.
Специальное профессиональное военное образование
Тем не менее, появление выпускника в войсках, то есть собственно служба в частях действующей Армии, может состояться только после того, как он пройдет -
Курс специального военного образования, то есть первый из системы курсов по подготовке военных кадров по конкретной военной и родственным специальностям, существующих при Видах Вооруженных Сил, Родах войск и Военных округах.
Эти курсы должны готовить офицеров и специалистов непосредственно к работе по выбранной специальности, в конкретной должности, в конкретном военном округе (флоте).
Они могут быть непродолжительными, но обучение на них должно стать необходимым условием получения следующей, очередной в служебной карьере офицера, должности, вплоть до уровня командира отдельной части.
Высшее профессиональное военное образование
Офицер или специалист может получить высшее военное профессиональное образование только успешно окончив одну из военных академий Видов Вооруженных Сил РФ, (по одной на Вид, в том числе и на Тыл ВС РФ ).
Главной особенностью этих академий должно явиться то, что они должны готовить профессиональную военную элиту, способную командовать дивизиями, армиями и флотами, на уровне общевойсковых операций, то есть в них необходимо совместить уровни знаний существующих военных академий и существующей Академии Генерального Штаба.
Высшее профессиональное государственное (стратегическое) образование
Высшее государственное образование, это образование получаемое генералами и гражданскими государственными служащими, отобранными или избранными, для назначения на высшие посты государственного управления на федеральном уровне, а также представители региональных элит, избранных населением на высшие управленческие должности в своих регионах.
Это Президент России, высшие чиновники его Администрации, председатели и руководители Палат и комитетов Федерального Собрания РФ, члены Кабинета министров Правительства РФ и его аппарата, губернаторы и руководители региональных дум и так далее.
В собственно военной сфере, это уровень Министров и их заместителей, стратегических и территориальных командований, Управлений Центрального аппарата Минобороны и Генерального (Объединенного) штаба и так далее.
Для этого должна предназначаться - Государственная академия России (сейчас это Военная академия Генерального Штаба и Академия государственной службы).
Эта академия должна готовить государственную управленческую элиту и вырабатывать Государственную стратегию развития России
Главными предметами обучения в ней должны стать - философия и практика государственного строительства и управления государством.
Таким образом, на наш взгляд, должна быть выстроена система профессионального военного образования, способная дать нашему Отечеству и нашей Армии необходимый им профессионализм и выковывать их новую этику.
Кроме этого, только в системе профессионального военного образования можно по настоящему развивать и фундаментальную военную науку.
Построение предлагаемой системы непрерывного профессионального военного образования не предполагает больших дополнительных расходов и ее строительство, возможно начать уже сегодня, например с создания на базе существующей системы СВУ и КК Минобороны системы кадетского образования и приданием ей возможностей, статуса и полномочий давать своим воспитанникам - сертифицированное начальное профессиональное образование государственной (военной) службы.
Это значит, что, фундаментом военного профессионального образования должна явиться национальная суворовская школа, которая, как нам представляется, должна лежать и в основе системы государственной гражданской службы.
Важные аспекты военной службы общего характера
Нам представляется, что подходы к несению государственной (гражданской и воинской) службы гражданами (населением) страны в целом, должны основываться на принятии обществом, и закреплении государством в праве, следующих аксиом:
1. Государство только тогда прочно, успешно и безопасно (точнее - гарантированно "обезопашено" от разрушения извне и изнутри), когда оно достойно и ответственно выполняет свою социальную и оборонную функции.
2. Государство только тогда достойно выполняет свою социальную и оборонную функции, когда все его институты, институты гражданского общества и структуры национальной экономики - осознают важность социальной и оборонной ориентации собственной деятельности, имеют соответствующую политику и практику, и руководимы разделяющими эту тезу кадрами, которые, в свою очередь, способны, желают и умеют (каждый на своем уровне) эти социальные и оборонные проблемы (проблемы безопасности) решать.
3. Проведение подобной политики всеми субъектами национального социума предполагает:
во-первых, введение в программы обучения, образования и профессиональной подготовки соответствующих социализирующих программ и курсов обучения, дающих адекватную гражданскую социализацию своим слушателям (студентам, ученикам и т.д.), а так же предметов обучения, закладывающих в основу их профессионального предназначения базовые аспекты личной и корпоративной социальной государственнической ориентации;
во-вторых, получение ими (то есть всеми обучающимися, выдвигающимися и назначаемыми на ведущие государственные и главные корпоративные должности) - соответствующей практики личного участия в осуществлении гражданской государственной или несения воинской государственной службы.
4. Это значит, что необходимо закрепить в Конституции и точно выполнять пункт - "об обязательном исполнении всеми гражданами России своего конституционного долга служению России в составе органов (структур) государственной гражданской службы или государственной военной службы", конечно, что такой пункт надо еще внести в Конституцию и принять его конституционным большинством.
5. Это так же означает, что термин "альтернативная служба" должен быть законодательно (в том числе и в Конституции РФ) изменен на термин - "гражданская государственная служба", с одновременным изменением содержания этого понятия.
Введение обязательной гражданской ("альтернативной") государственной службы должно привести к тому, что служба государству станет обязательной для всех граждан России.
6. Таким образом, реальное единство прав и обязанностей граждан будет конституировано, а значит, восторжествует принцип - государству обязаны служить все его граждане.
Демократические принципы "свободы выбора" будут реализованы в праве каждого гражданина страны - добровольно и сознательно выбрать - где он лично будет служить государству - в Армии (в течение относительно короткого срока), или на гражданской государственной службе (в течение гораздо большего времени, в том числе и на нестроевых должностях в самой армии).
7. Важным должно являться то обстоятельство, что только государственная (военная или гражданская) служба станет обязательной основой любой карьеры в любой отрасли деятельности, а "герои откосов" станут изгоями общества.
8. Сам призыв на государственную военную, и (или) альтернативную (гражданскую государственную) службы должен носить перманентный (непрерывный) характер, так как он должен охватывать практически все население страны, достигшее девятнадцати лет и старше (до тридцати лет), притом, что все частности должны будут оговариваться специальным федеральным законом.
Все это значит, что существующая система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных исторических ценностях служения Отечеству, должна стать основой государственной патриотической социализации всего нашего общества, и дать России новые поколения ее защитников, управленцев и просто достойных граждан.
Я убежден, что, несмотря на все трудности своего нового государственного становления, Россия создаст свою основу-Армию достойную ее величия.
Я уверен, что суворовские училища и впредь будут давать нашему великому Отечеству лучших представителей офицерского корпуса и формировать нашу политическую элиту.
Заключение
Представленная вниманию уважаемых читателей работа, безусловно, не претендует на всю полноту освещения проблемы, так как затрагивает только ее часть, в то время как "инновационная армия" это понятие комплексное, а ее строительство есть задача обеспечения выживания нации, то есть основная задача национальной стратегии.
Автор, как профессиональный стратег, видит свою задачу только в формулировании самой проблемы и в обращении к ней внимания руководства государства, Армии, экспертного сообщества и российской общественности.
Позволю себе напомнить тезис Президента России: "Нам необходимо, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня".
Нам представляется, что предлагаемые вниманию уважаемых читателей некоторые базовые направления формирования Вооруженных Сил России будущего, в области развития национальной военной мысли, военной науки и профессионального военного образования, и есть, на наш взгляд, инновационные подходы к этой проблеме.
Важным является осознание высшей государственной властью и высшим военным командованием той истины, что отличительным признаком инновации является воплощение ее на практике, которая должна характеризоваться как радикальным, так и постепенным изменениям в процессах деятельности, стратегии и состоянии организации.
Это значит, что от способности руководства страны и Армии самим перейти на инновационные методы работы и от внедрения в практику государства и Армии новых инновационных идей и подходов к военному строительству, их личного профессионального, культурного и нравственного уровня, и ответственности - зависит будущее нашей Армии, а, значит и историческое будущее России.
Как говорил фельдмаршал М. Кутузов на совете в Филях: "Сохраним Армию - сохраним Россию. Не сохраним Армию - не сохраним ни Москвы, ни России".
Вот и вся альтернатива.
Мы напоминаем эти слова великого полководца только затем, чтобы еще раз подчеркнуть, что передовая национальная военная мысль, военная наука и профессиональное военное образование жизненно необходимы нашему Отечеству, Армии и власти, притом, что все эти компоненты должны иметь высочайшее качество и специально культивироваться государством.
Только в этом случае Россия получит офицерский корпус и высший командный состав вооруженных сил и государства, способные в мирное и военное время успешно решать задачи любой сложности и выполнять свое главное предназначение - обеспечивать безопасность развития России и ее историческую вечность, что значит: в мирное время - своей готовностью, решимостью и очевидной мощью не допускать войны; а с ее началом - всегда побеждать в войне.
1(назад) В. Путин Доклад на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. "О стратегии развития России до 2020 года"
2(назад) Инновации - это нововведения в различных областях, использование новшеств в разных сферах деятельности. Они обычно основаны на научных достижениях.
3(назад) Я имею в виду огромную работу, которую проводит Внештатный коллектив Российского военного сборника при Военном университете МО РФ, руководители полковники Савинкин А. Е. и И. В. Домнин, который только за последние годы выпустил двадцать два выпуска хрестоматии отечественной военной классики, и которые, несмотря на неоднократные обещания всех высших российских военных начальников последних 15-ти лет никогда не были необходимым образом тиражированы, доведены до библиотек военных учебных заведений и включены в их учебный процесс.
4(назад) В. О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Т IX Материалы разных лет. Изд. Мысль.1990. Стр. 6А также:
Интервью А. И. Владимирова газете "Завтра" о военной реформе (от 17 декабря 2008 г.). Очень... скажем так, познавательно. Большое, поэтому только ссылка:
Хватит "кошмарить" армию! И всего одна маааленькая цитата:
"ЗАВТРА". А что вы думаете относительно директивы, запрещающей военным любое распространение информации о ходе военной реформы?
В.А. Это ошибка людей, которые не уверены в своей компетентности и правоте.
Практически данное решение вскрывает их понимание того, что они действуют неправильно и во вред. Но это решение вскрывает ещё и то, что его авторы считают своими "врагами" всех тех, кто как-либо критикует их действия. То есть интересы группы чиновников ставятся выше государственных. А это может обернуться трагедией державы, так как не ищутся и не исправляются ошибки, а ищутся и наказываются честные, знающие и смелые люди, имеющие смелость открыто говорить о проблемах и недостатках, и побеждает воинствующая и низкая серость.
==================================
Что интересно - в реформе нуждаются, по мнению спецов, и органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. От лица таких людей - депутат, полковник ФСБ (в запасе)
Геннадий Владимирович Гудков. Интервью прочитала в "Комсомольской правде", сетевая версия -
"Чтобы милиция защищала народ, ее нужно сократить вдвое!" 
Кто-то еще считает, что в России - демократия? Двести с фигом лет бюрократии, и конца ей не видно.