Решила на досуге пересмотреть наш российский вариант "Графини де Монсоро" (сериал, 1997 г.). Фильм очччень хорош. Пейзажи и декорации местами подкачали, но в целом приятно и душевно. Для сравнения посмотрела фрагменты французского сериала (1971 г.) - там масштабнее, холоднее всё и все, подозреваю, что и историчнее.
И хайт с ним - там свои плюшки, тут свои.
читать дальшеАбсолютно разные Шико, довольно схожие Дианы (пожалуй, французская поактивнее, но тоже великовозрастная телушка), а Бюсси... француз показался идеальнее и добрее, наивнее, что ли, чем тот, что получился у Домогарова, но именно домогаровский ближе к моему пониманию этого героя. А что касается всех остальных ролей - наши актеры сыграли однозначно лучше, в большинстве случаев их персонажи такие же или даже многограннее и живее, нежели в книге. Монсоро, оба Валуа, Горанфло, Сен-Люки, миньоны (особенно Келюс), барон Меридор... Не очень удалось индивидуализация анжуйцев (или я еще не досмотрела до тех серий?), и, ИМХО, переигрывает массовка.
Местами пересматриваю, чтобы насладиться оттенками сюжетных линий, логикой каждого героя. По фильму эта логика несколько отлична от первоисточника (если, конечно, воспринять, как в фильме дано). Итак.
Луи де Клермон, граф де Бюсси. Народный герой, придворный строптивец, отличный боец, авантюрист, последний рыцарь. Недавно смотрели дилогию про крестоносца Арна, так вот они похожи по поведению. В народе при упоминании Бюсси сплошь ахи и вздохи, а он воспринимает свою славу с усмешкой, представляется лишь в случае необходимости. Это надо видеть: "Вы из людей Бюсси?" - "Я сам - Бюсси". Вышел на бой с четырьмя, чтобы не уронить репутацию, но при том кольчугу-то поддел, а в бою использовал весь арсенал подручных средств. Бесчестных дел избегает, так что на сомнительные, вроде коронации Франциска, его даже не зовут. Раненых не добивает, с женщинами не воюет, под начальство не стелется, достоинство, чье б оно ни было, блюдет - неудобный человек, право слово. И как умный человек, множащиеся подлости жизни вполне себе видит, участвовать в них не желает и от их засилья, сдается мне, уже устал. То-то невинная Диана ему стала так нужна - она ж не от мира сего, такая красивая, правильная, страдающая. И еще пунктик - Бюсси один из самых знатных и богатых людей Франции, может позволить себе жить в свое удовольствие, чем он и занимается.
Шико. Есть такая работа - короля развлекать. А еще утешать, направлять, защищать, иногда и про себя вспоминать. Этот Шико - не просто хитроумный интриган, а возмужавший ухитромный интриган, перенесший центр мира с себя на другие ценности - короля, государство, друзей. Эмоциональные взрывы в прошлом, рассудок прежде всего. До таких высот духа мало кто доходит... А без его иронии история трех Генрихов была бы чересчур серьезна и беспросветна.
Диана де Меридор. Жила-была лет до 30 девица в малонаселенном замке при любящем отце, была красива, была воспитана на рыцарских романах и Библии, была обучена этикету, но вот жизни в обществе совсем не знала. Да и откуда, если главная подружка - лань, в лесу ни единого робин гуда, в окрестных замках ни единого ухажера. Она живет в идеальном мире, где все так, как должно быть, если не так (например, Монсоро под окном на лодочке вместо положенного рыцаря-спасителя дев) - сопротивляется или подвисает, обдумывая проблему. Ангел. Дамы-ангелы в распутной Франции дичь редкая, потому мужчины падают к ногам Дианы штабелями. Ей же явно нужен сильный красивый рыцарь, чтоб быть Дамой его сердца, а не старик и не скучающий принц. Быть фавориткой на неделю - пошло. Быть фиктивной женой старика - почему нет, ведь есть пример Изольды и Гвиневеры. Только смерть любимого ей вставит на место мозги, но ту Диану мы не увидим.
Граф де Монсоро. Провинциальный дворянин в годах (а в книге он лет на 20 помоложе) спешит сделать карьеру при дворе. Умен, активен, даже честен, если это интересам не вредит. А свои интересы ставит превыше всего. Карьеру основывает на интригах и службе, что требует времени, но возраст неумолим - надо завести семью, пока не поздно. Кандидатка - чтобы верная, красивая, воспитанная. Диана вполне подошла для влюбленности, но любовь эта - собственническая. Искал бы Монсоро верную и хозяйственную - и было б ему счастье, но ему красивую подавай, чтоб все завидовали... Ключевая фраза для образа этого Монсоро - "он слишком долго находился в Испании". Это действительно испанец по всем статьям. Ессно, его понятия о нормах поведения резко отличаются от французских, за этим очень интересно наблюдать.
Кстати, если сравнить Монсоро и Бюсси... Они во многом схожи - графы, волевые личности, отважные, искренние в чувствах, оба личные интересы ставят выше государственных, оба оказывают влияние на принца Франсуа. Но первый больше занимался политикой и проглядел то, что находилось рядом - Диану, а второй под свои любовные интересы подгонял интересы политические, за что и поплатился. И, пожалуй, от шараханий Бюсси в масштабах государства вреда больше, чем от четко выстроенной линии Монсоро. Дюма рисовал злодея; но именно граф Бриан де Монсоро вызывает теперь у меня наибольшее сочувствие - после данного фильма.
Горанфло. Его речь надо не столько слышать, сколько видеть. Всё в жестах и мимике.
Король Генрих. Я старший - я король, и ниипет. Ну и что, что нарушил законы, клятвы (они ж не в заправду), что управлять страной не хочу (скууучно), зато к богу ближе и самый тут главный. Комплекс на комплексе. Мальчик играет роль главного в отсутствие мамы, играет с женой в то, как завести детей, ревнует друзей, нашедших интересы помимо дружбы с ним, в упор не видит дворцовых интриг и глупости своих поступков. Чувство ответственности мизерно. Мальчик играет - даже если это великовозрастный и неглупый мальчик. Его слишком оберегают от бед, ему не дают достоверной информации вовремя и достаточно для принятия важных решений. Один плюс - не гей.
Принц Франсуа. А это уже не мальчик - это юноша. Он оскорблен предательством мамы и брата, отнявших у него законный трон. Он хочет для себя справедливости, власти и взрослых игр. Он избалован и не терпит отказов, ему не нужны друзья - только слуги, ему не нужна честь - с нею легче проиграть, а Франсуа очень любит выигрывать. Если ты взял то, на что нацелился принц - ты уже не брат, не друг, а враг, которого надо растоптать. А если не выполнил просьбу, приказ - ты предатель, то есть враг, которого также нужно уничтожить. Чтоб другие боялись грозного и самого-самого сильного и умного Франсуа.
Барон де Меридор. Растил-растил дочку, вышло просто чудо, всем родителям на зависть. Скоро помирать, так что пора любимицу пристраивать в хорошие руки. А тут и руки подвернулись - сам наместник провинции... Ну и что, что с плешью, зато человек серьезный и достойный во всех отношениях. Эх, лучше бы сей барон Диану в свет вывозил, она бы хоть юношей повидала, пофлиртовала с кем-то... до замужества.
Гертруда. Служанка Дианы явно была ее основной, постоянной подружкой, уж слишком близки их отношения. Она честно выполняет ЦУ барона - способствует замужеству Дианы. Когда та стала графиней де Монсоро, Гертруда получает свободу действий: устраивает свою личную жизнь и помогает устройству личной жизни подружки (да-да, отдельно - жизнь семейная, отдельно - личная).
Крийон. Это, пожалуй, единственный наблюдатель во дворце. Страж трона, хранитель порядка, он принципиально в стороне от интриг. Скала, за которой можно спрятаться, на которую можно опереться, отдыхая, прежде чем снова лезть в опасный водоворот.
"Графиня де Монсоро" была одной из моих любимых книг в юности.
читать дальшеШико вызывал восхищение своим умом, Бюсси - доблестью, им хотелось подражать. Да что там, хотелось быть ими!
Д Антрагэ, Ливаро, Рибейрак, Келюс, Шомберг, Можирон - столь похожие, но по разные стороны границы, разделяющей братьев Валуа; тогда я остро поняла, что хорошие, достойные, отважные люди могут быть на обеих воюющих сторонах, что все могут быть правыми, что больно, когда убивают любого их них... а остаются такие шакалы, как Д Эпернон.
Кстати, по той же причине и с того же времени фанатела от фильма "Беглец" (который "Freejack", с Миком Джаггером): переживаешь и за беглеца Алекса Фурлонга, и за его преследователя Виктора Фасендека, оба правильные люди, в отличие от отдельных высокопоставленных сволочей, и неправильно как-то, что они вынуждены быть врагами. Правильно - что эти двое начинают уважать друг друга, в итоге неожиданно для всех объединяются, а это приносит им победу в интриге, сохранение жизни и приятные перспективы.
Почти лирическое отступление (про школу).
читать дальше
Впервые я прочитала ГдМ в 8 классе, году так в 1994. Причем после книги "Сорок пять" (а после нее - "Королеву Марго", т.е. ровно всё наоборот от задуманного - так уж книги удалось купить). Шико спасибо за то, что подпортил мне отношения с новой учительницей, отчего в аттестате по литературе вышел трояк вместо обычной пятерки, а я не стала заканчивать школу - и так-то 2-3 по точным наукам, тут еще с гуманитарией такая ерунда вышла... Спрашивается, зачем перевелась, будучи отличницей, из интерната с отличными учителями в типичную среднюю школу, если в те последние классы, из-за которых в основном и перевелась, так и не пошла?
Выпроваживали меня с неоконченным средним злопыхательненько: гордым, нищим и тупым место у швабры, высшее не светит. Отчасти в пику тем школьным учителям и последующим типам типа них я пару красныхЪ дипломов все равно получила 
Прикол же был такой. пришли мы с лета в школу - а у литераторш смена состава. Дети, что читали летом? Каждый встанет и назовет последнюю прочитанную книгу! Дети, как положено, через одного и чаще: "Педагогическую поэму". Я, как назло, такую скукоту не читала и честно ляпнула: "Сорок пять" Дюма. Мне вопрос на засыпку: "И кто же тебе там понравился?" Ессно, Робер Брике. Встречное недоумение и попытки понять, кто это. А был это Шико под прикрытием, только об остальных деяниях Шико я еще была не в курсе. В общем, друг друга не поняли - и покатилось... А "Педагогическую поэму" мне прочитать пришлось - но уже в вузе.
@темы:
кино,
книги,
Дюма,
возлеисторическое