Виктор Васильевич Авилов
Жаль, что Виктор Авилов - актер преимущественно театральный. Потому что уже 5 лет, как он с нами только как актер кино. Потому что он умер летом 2004 года.
Он - тот случай, когда обаяет не лицо, а личность. Его образ - это идея стойкости и мощи духа. А также - неожиданности, так как может быть абсолютно любым и способен на всё. Он - воплощение человека: “Я царь, я раб, я червь, я Бог”.
Две главные кинороли - Мордаунт и Монте-Кристо. Не могу отдать предпочтение какой-то одной, т.к. в моем восприятии они сливаются в один характер с разными вариантами судьбы. Из других фильмов, конечно, "Волчья кровь"; у Авилова там роль невелика (чекист Боровик), зато сам фильм хорош.

Мордаунт ("Мушкетеры 20 лет спустя")

Граф Монте-Кристо ("Узник замка Иф")

__

__
Роли в театре и киночитать дальше
Роли в театре
Театр на Юго-Западе
* 1975 — «Женитьба» Н. В. Гоголя — Кочкарёв
* 1978 — «Уроки дочкам» («Уроки дочкам» И. А. Крылова — Семён, «Беда от нежного сердца» Вл. Соллогуба — Дарья Семёновна Бояркина)
* 1979 — «Старые грехи» (по рассказам Антоши Чехонте) — Альфонс Шампунь («На чужбине»), Дубов («Дорогая собака»), Лесник («Беспокойный гость»), Дьячок Ефим («Хирургия»), Дездемонов («Депутат»), Шлепкин («Два газетчика»)
* 1980 — «Мольер» М. Булгакова — Мольер
* 1980 — «Лекарь поневоле» Мольера — Сганарель
* 1981 — «Жаворонок» Ж. Ануя — Дофин Карл, Инквизитор, Лаир
* 1981 — «Эскориал» М. де Гельдерода — Фолиаль
* 1981 — «Владимир III степени» Н. В. Гоголя — Иван Петрович, Собачкин
* 1981 — «Игроки» Н. В. Гоголя — Ихарев, Швохнев
* 1981 — «Дракон» Шварца — Генрих, Ланцелот
* 1982 — «Что случилось в зоопарке» Э. Олби — Питер
* 1982 — «Носороги» (Э. Ионеско) — Беранже
* 1983 — «Штрихи к портрету» (В. Шукшина — Прокопий Лагутин («Ваня, как ты здесь?»), Князев («Штрихи к портрету»), Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»)
* 1984 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
* 1984 — «Самозванец» (Л. Корсунский) — Пашка (ввод)
* 1984 — «Гамлет» Шекспира — Гамлет
* 1985 — «Агент 00» (Г. Боровик) — Вождь
* 1986 — «Мандрагора» (Н. Макиавелли) — Каллимако
* 1986 — «С днём рожденья, Ванда Джун!» (К. Воннегут) — Лузлиф Харпер
* 1987 — «Последняя женщина сеньора Хуана» (Л. Жуховицкий) — Хуан
* 1988 — «Трилогия» (А. В. Сухово-Кобылин) — Варравин
* 1989 — «Трактирщица» (К. Гольдони) — маркиз Форлипополи
* 1989 — «Калигула» (А. Камю) — Калигула
* 1993 — «Ромео и Джульетта» Шекспира — Меркуцио, Парис
* 1993 — «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — Воланд
* ? — «Макбет» Шекспира — Дональбайн (ввод)
* 1996 — «Сон в летнюю ночь» Шекспира — Фисба
* 1996 — «На дне» (М. Горький) — актёр
* 1996 — «Страсти по Мольеру» (В. Белякович) — Лафреж («Скупой»), Маркиз Д’Авилон («Мещанин во дворянстве»)
* 2002 — «J.Gay-Opera.ru» (В. Белякович, по мотивам пьес Джона Гея и Бертольта Брехта, 2002) — Филч (ввод на премьере, 30 мая 2002 г.)
Другие театры
* 2001 — «Пляска смерти» (Август Стриндберг) — Курт (Театр наций, реж. Виктор Гульченко).
* 2001 — «Скамейка» (Александр Гельман), Независимый театральный проект, реж. Игорь Китаев.
* 2001 — «Дон Кихот» (Алексей Дындыкин) — Дон Кихот (Театр клоунады п/р Терезы Дуровой, реж. Тереза Дурова).
* 2002 — «Туда и обратно» (Дж. Толкиен) — Предводитель гоблинов, дракон Рыжий Смог (театр «Киноспектакль», реж. Олег Лещинер).
* 2002 — «Парфюмер» (Патрик Зюскинд) — Гренуй (Арт-Хаус, реж. Вадим Тухватуллин).
* 2003 — «Свободная пара» (Дарио Фо) — профессор, «Любовник» (Независимый театральный проект).
* 2003 — «Забыть Герострата» (Григорий Горин) — правитель (Арт-Хаус, реж. Вадим Тухватуллин).
* 2003 — «Мастер и Маргарита» (Михаил Булгаков) — Воланд (Русский независимый театр, реж. Юрий Крыжановский).
Фильмография
1. 1988 — Господин оформитель («Ленфильм», реж. Олег Тепцов, дипломная работа Высших режиссерских курсов) — Платон Андреевич
2. 1987 — По траве босиком (к/с. им. М.Горького, реж. Антон Васильев) — Лёха
3. 1988 — Узник замка Иф (Одесская к/с., реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич) — Граф Монте-Кристо
4. 1988 — Любовь к ближнему (реж. Николай Рашеев, по рассказам Леонида Андреева «Монумент» и «Любовь к ближнему»)
5. 1988 — Большая игра (реж. Семён Аранович) — Френк По
6. 1989 — Искусство жить в Одессе (Одесская к/с, реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич) — Владислав Симен
7. 1989 — Смиренное кладбище (к/с. им. Довженко, реж. Александр Итыгилов) — Стас
8. 1989 — Зелёный огонь козы (к/с. им. Довженко, реж. Анатолий Матешко) — Отец
9. 1989 — Красные слоны (ВГИК, реж. Григорий Константинопольский) — Мольер
10. 1990 — Зимняя вишня 2 («Ленфильм», объединение «Троицкий мост», реж. Игорь Масленников) — Миша
11. 1990 — Сафари № 6 (Свердловская к/с., реж. Андрейс Аболс) — Сержант Гёз
12. 1990 — Гражданское пари (Свердловская к/с., реж. Андрейс Аболс)
13. 1990 — Маскарад («Лентелефильм», реж. Инесса Мамышева) — Арбенин
14. ? — Полигон (Свердловская к/с., реж. Андрейс Аболс)
15. 1991 — Растворённое зло (Студия «Прецедент», реж. Александр Кириллов) — маньяк
16. 1992 — Танцующие призраки («Гранат-фильм», реж. Ефим Резников и Дмитрий Коротков)
17. 1992 — Экстрасенс (Одесская к/с, студия «ФБ.-33», реж. Геннадий Глаголев) — хирург
18. 1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя (Одесская к/с., реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич) — Мордаунт
19. 1993 — Тараканьи бега (Одесская к/с., реж. Роман Гай) — Риша
20. 1993 — Антифауст (Россфильм, Вторс ОСТ-ВЕСТ Варен Хандель ГМБХ (Германия), реж. Георг Фризен) — Гильберт
21. 1993 — Сделай мне больно (Одесская к/с, реж. Александр Исаев)
22. 1994 — Петербургские тайны (РГТК Останкино, Объединение «Экран», реж. Леонид Пчелкин) — Катцель
23. 1995 — Волчья кровь («Студия-С», реж. Николай Стамбула) — Боровик
24. 1995 — Зимняя вишня 3 («Ленфильм», объединение «Троицкий мост», реж. Игорь Масленников) — Миша
25. 1998 — Царевна-Лягушка (Германия, реж. Е. Шаталова) — Кощей Бессмертный
26. ? — Футурошок (ВГИК, реж. Е. Финогин) — Оптимист
27. 2002 — Русские амазонки — всемогущий
28. 2002 — Синоптик (Концерн «Новый метеор», реж. Елена Пашинцева) — писатель
29. 2004 — Хиромант (Кинокомпания «Friends corporation», реж. Антон Борматов) — незнакомый друг отца
30. 2004 — Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства (ООО Кинопроизводящая компания «Дар XXI-век», реж. Святослав Архипов и Валерий Ткачёв) — Кузнец Хват
31. 2004 — Золотая голова на плахе (реж. Семён Рябиков) — МейерхольдБиография c peoples.ruчитать дальше
(Дата рождения: 8 августа 1953 г. Место рождения: Моска, СССР. Дата смерти: 21 августа 2004 г.)
Детство Авилова прошло на московской окраине, в поселке Востряково, что по Киевской железной дороге. Виктор окончил Московский Индустриальный техникум. Возвращаясь из армии, даже не думал о театре. У него были две профессии - шофер-профессионал (несколько лет работал на "МАЗе", возил песок из Рублева на новостройки Москвы) и - монтаж и наладка систем контроля и автоматики (работал в разных НИИ).
Тем временем Валерию Беляковичу пришла идея создать новый театр. Авилов в свое время учился в одном классе с младшим братом Беляковича - Сергеем. Тот и рекомендовал Авилова в создаваемый в 1975 г Театр на Юго-Западе. С тех пор вместе с заслуженным артистом России Валерием Беляковичем Авилов является одним из создателей знаменитого коллектива.
Основные роли в Театре на Юго-Западе: Мольер - "Мольер"; Актер - "На дне"; Портной Заморыш, он же Фисба - "Сон в летнюю ночь".
Роли прежнего репертуара в Театре на Юго-Западе: Гамлет - "Гамлет"; Калигула - "Калигула" (1-я версия); Воланд - "Мастер и Маргарита"; Хлестаков - "Ревизор"; Кочкарев - "Женитьба" (1-я версия); Беранже - "Носороги" и др.
Виктор Авилов - "лицо" театра на Юго-Западе, его "фирменный" образ. Несмотря на разные, непростые этапы взаимоотношений, он остается в истории театра величиной постоянной. Без Авилова театр представить себе невозможно. Он - из поколения отцов-основателей, из тех, кто строил театр собственными руками и сам формировался вместе с ним. И хотя прошлое водителя грузовика давно подернулось дымкой экзотических воспоминаний, трудно забыть те годы, когда из персонажа старинных русских водевилей (где актер сыграл не только парня из народа, но и ехидную старуху), рассказов Чехова и гоголевских комедий, выкристаллизовался, вырос Мольер Булгакова.
Дарование Виктора Авилова настолько уникально, что не позволяет отнести его ни к одному актерскому типу. Неутомимый бес Кочкарев из "Женитьбы" Гоголя, чьи кульбиты, скорченные рожи и разыгранные скетчи запоминались надолго и вызывали дикий смех, а рядом - яростный, страстно отстаивающий свое достоинство, затравленный и раздавленный сильными мира сего писатель Мольер. Игра Авилова в этой роли была настолько проникновенна, обнажение души было таким полным, что в истории театра остались легенды о потрясениях, испытанных зрителями на спектакле, о рыданиях и забытых в гардеробе пальто.
Валерий Белякович, открывший в Авилове героя, безошибочно использовал безграничную способность актера к перевоплощению и мощный темперамент. Интуиция и художественная смелость привели актера и режиссера к спектаклям, ставшим программными в истории театра на Юго-Западе - "Носорогам"
Э. Ионеско, "Что случилось в зоопарке" Э. Олби, "Гамлету" Шекспира. Авилов удивительно преображался на сцене, и это свойство сохранилось до сих пор. Худая до истощения фигура становилась грациозной, движения - стремительными, глухой, хрипловатый голос - задушевным, проникающим в сердце, а резкое лицо со средневекового портрета - прекрасным в моменты вдохновения.
После продлившегося больше года перерыва в актерской карьере Авилова, связанного как с разладом, так и с болезнью артиста, он постепенно возвращается на сцену. Одна из лучших ролей последнего периода - Актер в пьесе Горького "На дне" - отчасти роль-исповедь. В этой постановке вообще удалось, избежав деления на главных и второстепенных героев, дать каждому персонажу возможность полноценного высказывания.
"Господин Оформитель"
В кино Виктор Авилов начал сниматься поздно - в 1987 году, хотя предложения от режиссеров были и раньше. Виктор Авилов вспоминает: "В нашем театре существовал запрет на съемки. До того как сняться в "Господине оформителе", я отклонил много хороших предложений. Сниматься в "Оформителе" я поехал, несмотря на запрет, в свой отпуск. Белякович изо всех сил боролся с популярностью своих актеров".
Первые крупные роли в кино, принесшие известность Авилову - мистическая драма "Господин Оформитель" по мотивам рассказа Грина "Серый автомобиль" и фильм "Узник замка Иф" по роману Дюма "Граф Монте-Кристо", вышедшие в 1988 году.
Фильм "Господин Оформитель", появившийся в перестроечные годы, подавался как "первый советский мистический триллер" (с чем могли поспорить и "День гнева" Суламбека Мамилова, и "Десять негритят" Станислава Говорухина, все-таки вышедшие раньше). Намеренно разностильная, тотально постмодернистская музыка Сергея Курехина задает тон в несколько запутанном повествовании, вносит дополнительный роковой смысл в историю художника Платона Андреевича, который был влюблен в юную натурщицу Анну, позже умершую от чахотки, а потом встретился будто с "ожившей мумией" - Марией, молодой женой Грильо, нового заказчика, как две капли воды похожей на давно преданный земле "идеал во плоти".
Виктор АВИЛОВ о первой работе в кино - с Олегом Тепцовым "Господин оформитель": "От содержания (рассказа Грина "Серый автомобиль) почти ничего не осталось! Разве что имена: Платон Андреевич, Грильо. Сценарий мне тогда показался необычным. Он любому показался бы странным. Особенно по тем временам. Я ведь прочел его где-то году в 85-м. Конечно, в то время подпольно такие фильмы к нам проникали, но их было не так много. Честно говоря, я даже не понял, что мне предложили. Но это был все же мой первый фильм. Почему бы и не попробовать? Ничего принципиально нового для меня не было. Никаких потрясений и в голове ничего не отложилось. Была работа. Тяжелая напряженная работа. Лишь немного отличная от театра. Нужно было в короткие сроки снять фильм. Мы постоянно торчали в Питере, ездили по кладбищам. В памяти осталась, я не хочу этим обидеть Тепцова, питерская промозглость, холод, постоянная изморось".
Граф Монте-Кристо
В том же году выходит еще один фильм - "Узник замка Иф" Георгия Хилькевича. Авилов там сыграл Монте-Кристо в зрелом возрасте, а юного Монте-Кристо играл Евгений Дворжецкий. Такой шаг со стороны режиссера Хилькевича был оправдан. По роману, графа после побега из тюрьмы никто не узнает. В этом плане во французской экранизации романа Дюма с Жаном Маре в главной роли выходила некоторая натяжка. А Дворжецкий и Авилов замечательно дополнили друг друга.
Перед Авиловым стояла достаточно не простая задача - всегда трудно сыграть, если уже была экранизация, тем более с таким известным актером как Жан Маре. Авилов справился достойно. Его Монте-Кристо вышел не просто не хуже, а другим - именно в стиле самого актера - таинственным, мистическим.
Виктор АВИЛОВ: "У Хилькевича сниматься было интересно. Мы тогда широкую географию охватили. Снимали в Одессе, выезжали в экспедицию в Гурзуф, на море. Там работа сочеталась с отдыхом. Солнце, море… Меня дублировал мешок набитый каким-то сеном. Это в сцене, когда меня кидали со скалы. Да, и потом, когда я погружаюсь на дно, 15 метров. Там был профессиональный каскадер-аквалангист. Его загримировали под меня, он вдыхал глоток воздуха и вылезал из мешка. А мне подниматься с глубины просто запретили. Опасно, кессонная болезнь… Когда съемки шли ближе к поверхности, я уже сам нырял. Там были камни, глубина - метра два. Стояла камера и я мимо нее проплывал…"
Настоящий замок Иф снимали в Марселе. Там Авилову пришлось работать без дублера. Стоял ноябрь. Холодный ветер, волны. Авилова снимали плывущего в тюремной одежде, с бородой.
Фильмы "Господин оформитель" и "Узник замка Иф" принесли актеру всенародную известность. В неподвижном взгляде его киногероев - Господина оформителя, доктора Кацеля, графа Монте-Кристо, - окутанных волнующей тайной, чудится нечто сверхъестественное. Такое лицо хочется назвать дьявольским; независимо от того, вызывает симпатию или нет, однажды увиденное, оно уже не забудется никогда.
Другие работы в кино
В те же годы Авилов снялся в эпизодических ролях в двух фильмах, практически не знакомых широкой публике: "По траве босиком" и "Любовь к ближнему". Также в 1988 году вышел 6-ти серийный художественный фильм Семена Арановича "Большая игра" по Юлиану Семенову. Там Авилов сыграл корреспондента - француза.
Фильмы "Сафари 6" и "Гражданское пари" (1990) на экран так и не вышли, распространяются на видеокассетах.
Одна из лучших работ, по мнению самого Авилова, была на питерском телевидении - "Маскарад" по М.Ю.Лермонтову, где он сыграл Арбенина.
В 1992 году Авилова вновь снялся у Хилькевича. На этот раз в роли Мордаунта, сына Миледи в приключенческом фильме "Мушкетеры двадцать лет спустя". Первоначально Авилов был очень не доволен ролью. Не хотелось играть персонажа, который не по душе. Но Хилькевич сумел убедить актера. "Витя, ты пойми, четыре здоровых козла убили твою мать. Как ты должен к ним относиться! Ну как?! С твоей стороны это благородный поступок, особенно в те годы, - отомстить за убийство матери".
Выбор режиссера оказался оправдан. Мордаунт в исполнении Авилова оказался очень убедительным. Его глаза просто пылали ненавистью и жаждой мщения.
Одной из последних работ актера была роль Кощея Бессмертного в немецком фильме по отечественной сказке "Царевна-лягушка".
Личная жизнь
Авилов о своей семейной жизни (интервью 2002 г):
"Я три раза был женат. С последней женой мы прожили уже восемь лет. Со мной в театре работает моя вторая жена, у нас двое детей, а я от них ушел. Дети уже достаточно взрослые. Старшей в апреле девятнадцать, а младшей - пятнадцать. Для меня эта тема душещипательная. Больно... Я себя казню за все это, но ничего сделать не могу".
С третьей женой познакомился "в Одессе во время съемок. Она была ассистентом режиссера. Я ее от мужа увел. Ну кто ж оставляет такую красивую девушку на полгода и уходит в плавание? Он вернулся, а она уже со мной в Таллине, на съемках. Эта история закончилась их разводом. Сейчас она не у дел. Но у нее есть опыт работы на Одесской киностудии. Если у нас пойдет передача, мы будем делать ее вместе".
Неповторимый актер
Виктор Авилов работе в кино всегда предпочитал театр. Он считаел, что в кино менее интересно работать - там, если не получится, можно переснять несколько дублей, а в театре надо работать на одном дыхании.
Критик Лев Аннинский отмечал, что у Авилова профиль Михоэлса. Другие авторы сравнивали его то с "деревянной скульптурой ранней готики", то с "полотнами фламандских живописцев", то "с гравюрой Дюрера". Он и понятен, и загадочен одновременно.
О. Фукс (журнал "Стас",1997):
"Авилов много играет героев, хотя, казалось бы, ни природа его облика,ни театральное происхождение не содержат в себе ничего героического. Огромные пронзительные глаза, длинные светлые волосы, удлиненное лицо, которое можно было бы назвать некрасивым, если бы временами оно не было бы прекрасным, как в "Мольере", в "Гамлете", в роли Беранже или Ланцелота. Худая фигура, походка вразвалочку, чуть шаркающая и вместе с тем стремительная. Низкий голос, быстрая речь с выразительными акцентами-взрывами.
Герои Авилова в чем-то сродни античному человеку, который понимал вину, требующую возмездия, как "форму активности умерших духов" (Законы Платона), как болезнь, передающуюся по наследству. Отказ от действия для него неприемлем, хотя закон "свершившему страдать" ему прекрасно известен. Таков его Гамлет, таковы его герои двух салонно-авантюрных фильмов Юнгвальда-Хилькевича "Мушкетеры 20 лет спустя" и "Узник замка Иф".
Рок не спрашивает их согласия, рок требует отомстить, рок навязывает ту или иную роль, но каждый раз в очертаниях навязанной роком и театром роли у Виктора Авилова проступает человек с его любовью и страданием.
Он играет людей, которые не задерживаются в жизни - рвутся в мечту, в смерть, в бессмертие, в фантасмагорию. По мнению многих критиков, Авилов стал продолжателем темы и традиций Владимира Высоцкого в театре и кино".
Неожиданная утрата
В августе 2004 года неожиданной, страшной вестью разлетелось по стране: "Виктор Авилов смертельно болен". У него был обнаружен рак печени четвертой степени. В это отказывалось верить. Нет, не может быть!
Люди со всей страны откликнулись на призыв помочь любимому актеру, который проходил лечение в Новосибирске. К несчастью это не помогло. 21 августа его не стало.
Виктор Авилов по характеру всегда был оптимистом. "Жизнь порой бьет-бьет, а я всегда нахожу в себе силы сказать: "Ничего, Витек, ничего..." - говорил он. Таким мы его и запомнили - сильного, независимого. И пока мы смотрим его Господина оформителя, Графа Монте-Кристо, Мордаунта - он с нами.
Виктор Авилов: «Все роковые роли я уже сыграл» читать дальше
(20 апреля 2004 г.) tvplus.dn.ua/pg/news/13/full/id=971
Поистине дьявольский образ, со всеми присущими ему описаниями, по мнению многих критиков и бывалых театралов, присущ лишь одному российскому актеру - Виктору Авилову. По завершении спектакля "Мастер и Маргарита" нам удалось буквально на ходу встретиться со знаменитым артистом и задать ему несколько вопросов.
- Какого жанра, на ваш взгляд, оказалось больше в этой постановке?
- Везде получается по-разному. Тут драма, там - трагедия, комедия, не поймешь. Честно сказать, даже не знаю, как это выглядит со стороны. Может, это была драма.
- Как выглядел со сцены краматорский зритель?
- Классно выглядел. Образованно. Видно, что знакомы с "Мастером". В каждом городе я делаю такую "фишку": когда говорю о том, какая участь ожидает Берлиоза, специально обращаюсь к залу. В том месте, где должны идти слова об Аннушке-комсомолке делаю паузу, и зрители сами заканчивают фразу.
- Вы, как и ваш герой Монте-Кристо, несколько лет занимались изучением йоги и восточных наук, приобщались даже к магии и всякого рода оккультным делам. Очаровать зрителя - это одно, а околдовать его вам не приходилось?
- Я это делаю постоянно. Или почти постоянно. Но это не прямое колдовство. Просто я держу зал, слежу за ним, концентрирую его внимание на персонажах.
Действительно, было время, когда я изучал аспекты магии и даже пробовал себя в экстрасенсорике. Как вы правильно догадались, неплохо владею гипнозом. Могу лечить людей руками, снимать головную боль и всё такое.
- Блага для себя с помощью магии не выбивали?
- Я верю в роковые случайности. Если чему-то дано произойти, то оно обязательно сбудется. Вся моя жизнь - это сплошные случайности. Для себя я мало делаю. Но в Бога, судьбу и магические предзнаменования верю.
Мне говорили, что нельзя играть в трех случаях: когда это "Мастер и Маргарита", "Пиковая дама" и "Макбет". Но я все роковые роли уже сыграл.
- Ну и как, обошлось?
- Слава Богу. Правда, что-то в этом деле мистическое определенно было и есть. Где-то минут за сорок до начала спектакля "Мастер и Маргарита" в Берлине, у меня началось сильное кровотечение. Почему, не знаю до сих пор. Но тогда меня врачи дважды выводили из состояния клинической смерти. Потом еще было, и еще:
Мне кажется, я уже достаточно сыграл всего, что хотел. И мелодрамы были, и комедии. Правда, с моим-то лицом больше получилось ужасного, чем прекрасного!
- О какой роли еще мечтаю?
- Я сыграл уже всех гениев и злодеев. Осталось разве что тень отца Гамлета сыграть!
- Кто из ваших героев наиболее близок вам по характеру?
- Вообще, мой самый любимый герой - Ланцелот. И я горжусь тем, что его играю. Вот он как раз и есть тот, кто похож на меня. Почти как две капли.
- В этом году вы отметили свое 50-летие. О чем жалеете, и что еще хотите успеть?
- Да, юбилей прошел шикарно. Не знаю, много это лет или мало. Ни о чем, что я сделал или сказал на сцене или в жизни, не жалею. А вот успеть: Черт его знает, мне просто хочется покоя.
- У вас две дочери. Кто из них пошел по стопам отца?
- Младшая, Оля. Она уже профессионально играет в Театре на Юго-Западе. Но все устроено так, что мы с ней в одних и тех же спектаклях на сцене не пересекаемся.
- Как любит отдыхать актер Авилов?
- Мое хобби - рыбалка. Больше нравится летняя. Сейчас как-то все некогда. Но когда время находится, собираемся большой компанией - и вперед. Есть у нас заветное место на одной речушке, там щука и лещи водятся. Рыбалка там просто чумовая!
У меня есть собственный рецепт копчения рыбы. Берется выварка или большое ведро, на уровне семи сантиметров от верха ставится решетка. Засыпаются ольховые опилки, на решетку кладется рыба, и начинается копчение. Рыбка получается - объедение! Актер-архетип читать дальше
Когда уходит из жизни актер – как будто одна из небесных звезд внезапно гаснет и падает на землю. И не суть важно, какой величины и яркости была эта звезда. Ведь все вместе они составляют неповторимую картину небосклона. Конечно, навсегда останутся в нашей памяти великие Андрей Миронов и Владимир Высоцкий, и многие другие рано или трагически ушедшие гении прошлых времен. Но от этого не становится менее горькой каждая новая утрата, каждая смерть Актера.
Совсем еще недавно, 21 августа 2004 года не стало замечательного актера Виктора Авилова. Диагноз простой и страшный: рак (незадолго до этого, в 1999-2000 годах, Авилов тяжело переболел туберкулезом).
НОВЫЙ ГЕРОЙ ДЮМА
К моему стыду, серьезный театральный актер Виктор Авилов лучше всего знаком мне по фильмам «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Узник замка Иф». Смелый и изобретательный режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич создал незабываемые и родные зрителям образы героев Дюма. Немногие поспорят с тем, что сложно представить себе другого Д’Артаньяна, кроме Михаила Боярского. Но тоже самое можно сказать и о большинстве героев обоих фильмов.
С ролью Авилова в «Мушкетерах» все достаточно просто и понятно. Сын Миледи – Мордаунт – воплощение зла, зла неприглядного и неприкрытого, в отличие от своей красавицы-матери. Такими злодеями пугают маленьких детей. А ведь ни для кого не секрет, что «мушкетерская» трилогия давно уже проходит по разряду кино для детей юношества.
Странное лицо Мордаунта искажено вечной гримасой страдания и ненависти – позавидовал бы сам Призрак Оперы. Непотопляемый (в буквальном смысле) злой гений четверки мушкетеров – людей самых что ни на есть благородных и добродушных – даром что сообща убили женщину.
Авилов некоторое время не хотел соглашаться с простоватым режиссерским замыслом этой роли, явно не самой удачной в фильме. Но режиссеру все же удалось настоять на своем. Хотя актеру, тем не менее, удалось внести немного человечных ноток в образ идеального злодея.
Одной из серьёзных работ Виктора Авилова стала роль графа Монте-Кристо в фильме «Узнике замка Иф». Казалось, это единственный актёр, для которого эта роль родилась, как ни для кого другого.
До Авилова Монте-Кристо играли актеры героической внешности. Но в таком случае разница между юным Эдмоном Дантесом и пережившим тридцать лет заключения угрюмым мстителем не так уж велика. Обычно склонный к облегчению и упрощению материала Дюма, здесь Юнгвальд-Хилькевич поступил мудрее своих предшественников. Молодого Эдмона играет Евгений Дворжецкий, а Авилову довелось изображать уже то демоническое существо, в которое превратился наивный капитан после замка Иф. Так, с помощью полной внешней неузнаваемости героя была проложена дорожка и к интересному внутреннему перевоплощению образа. Граф Монте-Кристо в фильме – это не постаревший и измученный Эдмон. Это совершенно новое действующее лицо, сотканное из флера зловещих тайн и восточных ароматов. И ему вовсе необязательно обладать красотой того романтического моряка, которым он, возможно, никогда и не был. Именно такого Монте-Кристо Авилов сыграл непревзойденно.
Достаточно вспомнить сцену смерти предателя Фернана в исполнении Михаила Боярского. Уже напуганный грядущим возмездием, Фернан заглядывает в окно комнаты, где сидит Монте-Кристо. Граф даже не пытается что-либо сделать с предателем. Он просто смотрит на него, словно пытаясь проникнуть на самое дно его черной души. Бывалый вояка, Фернан не выдерживает тяжелого взгляда…и сам пускает себе пулю в грудь. Взгляд Авилова-Монте-Кристо незабываем. Можно на всю жизнь уверовать в колдунов, способных одним взглядом убить человека.
После «Узника замка Иф» к Авилову пришла настоящая известность. Между тем, актерской профессией к тому времени он уже занимался десять лет.
ТАИНСТВЕННЫЙ ХУДОЖНИК
Но перед «Узником замка Иф» вышел другой, знаковый в творчестве Авилова фильм – «Господин оформитель» (1988 год). Совсем еще молодой режиссер Олег Тепцов экранизировал сценарий Юрия Арабова по мотивам малоизвестного рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Это был первый по-настоящему мистический фильм в истории советского кинематографа, выполненный полностью в стиле модерн.
Герой Авилова – Платон Андреевич – талантливый и небедный художник, решивший постигнуть тайны мироздания. В фильме совсем немного текста, все построено скорее на музыке, которую написал композитор Сергей Курехин и зрительных образах. Авилов, мастер выразительных пауз, как нельзя более органично вписывается в этот условный, словно нарисованный кистью сумасшедшего художника декадансный мир. На умном и благородном лице Платона Андреевича калейдоскопом отражаются различные мысли, одна безумнее и мучительнее другой.
Но сильнее всего он одержим одним – образом своей пропавшей натурщицы Ани, с которой он когда-то сделал свой гениальный восковой манекен. Страсть, тяжелая и мучительная, как наркотик, который вкалывает в его ослабевшую руку верный слуга. Лишь на краткий миг, во время второй встречи с Аней – теперь уже женой богача Грильо – глаза художника вспыхивают светом истинной любви. Но вскоре сомнения лишают его покоя и приводят к разгадке страшной тайны.
Виктор Авилов сыграл сверхчеловека эпохи модерн, благородного маньяка, ставшего жертвой собственных страстей и идей. Это человек, готовый на все, во всем его облике, и даже походке, чувствуется свобода истинного отчаяния. «Вы должны приставить мне пистолет к виску…или сойти с ума», - с безумной улыбкой предлагает Платон Андреевич в ответ на просьбу Грильо рассказать о прошлом его жены. Все страшное и сверхъестественное словно магнитом притягивает его, что и приводит к ужасному финалу.
ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ
Виктор Авилов – один из очень немногих российских актеров, не получивших никакого актерского образования. Закончил он Московский индустриальный техникум, да еще успел поработать шофером и послужить в армии. И лишь после армии в нашем герое проснулся интерес к художественной самодеятельности.
С будущим основателем Театра на Юго-западе Валерием Беляковичем Виктора познакомил брат того, Сергей. Аргумент был довольно несолидный: мол, он анекдоты хорошо рассказывает. Но совсем скоро оригинальный и обладавший богатым жизненным опытом (большинство студийцев Беляковича было младше него) Авилов вписался в молодую труппу – тогда еще самодеятельную. А уже с 1979 года он официально стал актером московского Театра на Юго-западе.
В Театре на Юго-западе Авиловым были сыграны самые разнообразные роли – от несуразного Кочкарева в «Женитьбе» до великолепного мессира Воланда. Что же объединяет эти столь непохожие на первый взгляд работы? Наверное, ощущение некоей первобытной цельности характера – неважно, драматического или комического.
В комментарии к одному из интервью Авилова профессиональный психолог Илья Гернет так говорит о причине актерского феномена Авилова: «Авилов (к тому же типу относятся, например, Высоцкий, Депардье) – это архетип, то есть зримое воплощение наиболее архетипической природы человека того времени, когда люди еще не разделялись по расовым или национальным признакам, иначе говоря, «абориген земли». «Абориген земли» может нравиться или внушать ужас, но как актер он изначально фактурен и интересен.
Обо всех замечательных театральных работах актера сказать, к сожалению, не получится. Так что остановлюсь на трех, заслуживающих особого внимания.
«Мастер и Маргарита»
Лучше всего проявить свой нестандартный талант и харизму Авилову удалось в роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» 1993 года. Сам облик легендарного героя мало соответствовал романному описанию, зато был удивительно неформальным и стильным. Забранные в хвост полудлинные волосы, кожаный пиджак, какой-то таинственный амулет на шее. Авиловский Воланд мог бы быть похож на обыкновенного рок-музыканта в возрасте – только если не всматриваться в его выражение лица. А на лице в складках чуть преждевременных морщин застыла вековая мука сущности, вынужденной бесконечно оправдываться перед родом человеческим: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо».
А как улыбался Воланд Маргарите! Мудрые усталые глаза постепенно теплеют, уголки строго очерченных губ покидают свою обычную позицию. Вечная маска на секунду становится почти человеком. Да, ради такого Воланда Маргарита могла бы и забыть о Мастере.
«Что случилось в зоопарке?»
Не часто вспоминают сейчас спектакль «Что случилось в зоопарке?» с Авиловым и Беляковичем, хотя в свое время он пользовался серьезной популярностью. Его по праву можно считать лучшей из московских постановок пьесы Олби.
С первых же аккордов звучащей за сценой музыки спектакль заставляет нас погрузиться в чуть абсурдную атмосферу шестидесятых. Как нельзя лучше соответствует этой атмосфере образ героя Авилова – Питера. После прочтения пьесы читатель может представить Питера солидным состоятельным господином, далее по стереотипу – может быть, даже лысоватым и с животиком. В свой законный выходной он читает газету в парке, пока дома ждут жена и дети.
Но в Питере – Авилове нет ни капли респектабельной банальности. Волосы до плеч, черная кожаная куртка, усталое лицо – облик довольно подозрительный для добропорядочного семьянина. При этом второй персонаж спектакля – опустившийся сын покойной алкоголички Джерри – носит вполне приличный пиджак и обладает открытыми чертами лица. Да, в бредовом зоопарке нашей жизни собака может запросто походить на человека, а человек – на собаку, бродяга – выглядеть, как благополучный гражданин и наоборот. Через образ Питера мы понимаем, сколько трагедии скрыто под маской современного благополучия.
Питер говорит очень мало – только разбавляет короткими репликами и междометиями бесконечный монолог своего разошедшегося собеседника. На протяжении почти всего спектакля он не выпускает из рук газету и практически не меняет позу. Но сколько же понимания в этих до боли серьезных бездонных глазах! Питер понимает Джерри гораздо лучше, чем сам Джерри. Потому и не прогоняет назойливого болтуна и даже не возражает, когда тот уж совсем по-панибратски кладет руки ему на плечи. Питер, в отличие от Джерри, предпочитает изучать людей, а не собак, и изучать молча, чтобы не спугнуть редкий экземпляр.
Всем своим видом Авилов демонстрирует снисхождение – но отнюдь не презрение к собеседнику. Улыбаться он позволяет себе крайне редко. Например, при упоминании о колоде порнографических карт. Казалось бы, ничто не способно вывести его из состояния печального равновесия. Как будто бы у него каждый день случаются подобные разговоры. Питер в начале выглядит психоаналитиком, привычно выслушивающим жалобы своего пациента.
Но в финале роли резко меняются. Теперь Питер оказывается «общественно-опасным элементом», так что брутальный облик оказывается как нельзя более кстати. Испугавшись неадекватной вспышки Джерри, мирный гражданин и тонкий психолог-любитель мгновенно превращается в животное. Животное, обороняющее свою территорию. Может статься, это уже не первое случайное убийство в жизни Питера – с такими глазами это не исключено. Но так глупо и неожиданно – точно уж впервые. Питер потрясенно отступает в глубь сцены, но печаль в его глазах потихоньку начинает светлеть. За одну секунду он из животного превратился в милосердного ангела смерти, исполнившего желание заблудшей души.
«Мольер»
Спектакль «Мольер» (1980) стал одной из прекрасных легенд Театра на Юго-западе. Говорят, зрители были так потрясены, что некоторые выходили из театра, забыв пальто в гардеробе. Спектакль игрался на протяжении многих лет и претерпел множество изменений как в актерском составе, так и в самой сценической редакции. Но сквозь все это пестрое разнообразие четко проступает одна фигура – неизменный Мольер-Авилов, великий комедиант и при этом, как редко бывает в жизни – просто светлый человек.
Главное отличие трактовки этой роли Авиловым от исполнения других актеров – пожалуй, в том, что его Мольер не одинок. Существует мнение, что Мольер на голову выше, чище, умнее и т.д., чем окружающая его беспутная актерская братия. Но в спектакле Театра на Юго-западе это совсем не так. Как свита играет короля, так труппа театра Пале-Рояль играет своего мэтра. Мольер – центр театрального пространства, все в спектакле движется вокруг него. Он любит своих актеров, и по-своему любим ими, но это ничуть не мешает трагедии.
В одном Мольере здесь как бы заключено несколько Мольеров: влюбленный мужчина, мэтр, отец, друг и т.д. Разные роли, разные ситуации. Но это чисто театральное притворство, бескорыстное и безвыгодное. Искусного лицедея так легко обмануть!
Главное, что мы видим в этом Мольере – свет и всепрощение. Он прощает Арманду, Муаррона и даже Короля.. Мотив победы света – мотив многих, даже самых трагических ролей актера – проявляется и здесь.
Больше других запоминается лирическая сцена с Армандой. Мольер стоит перед ней и смотрит на нее так, как любая женщина мечтает, чтобы на нее посмотрели хоть раз в жизни. В этом взгляде есть все: и умиление, и мольба, и нежность, и безграничное доверие, и еще что-то, что нельзя описать словами. Из всего этого и складывается Любовь. Именно настоящая Любовь, а не страсть, как в «Господине оформителе». Мольер как на ладони у Арманды, он беззащитен перед ее безжалостной молодостью. И, следя за направлением этого светящегося взгляда, так искренне хочется, чтобы Арманда никогда его не обманула. Чтобы он навсегда остался наивным большим ребенком, погруженным в золотой и сладкий любовный сон.
Метко описан в одном из воспоминаний и другой эпизод этой роли: «Знаменитая авиловская «большая пауза» - когда, вернувшись от короля, Мольер без сил полулежит в кресле, и на лице живут одни глаза… Он выбирал себе жертву в зале и смотрел – насквозь – сколько человек мог выдержать. Тридцать-сорок секунд, порой до минуты. И в этом взгляде действия было больше, чем в иных театральных истериках. Вот, наверное, то, что называется «внутренний монолог» - действительно можно услышать голос. Если вглядеться».
«Мольер» получился романтическим и одновременно предельно напряженным спектаклем. Спектаклем о любви, душевной боли и актерской чести. По словам поклонников, шедший в то же время спектакль МХАТа не выдерживал никакого сравнения по энергетическому накалу. И все это во многом благодаря Мольеру, в котором смешное и несуразное булгаковского героя было сведено до минимума.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПОД ЗАНАВЕС
На мой взгляд, самый хороший актер тот, чья жизнь сама может послужить сюжетом для спектакля. Виктор Авилов полностью подходит под это определение. Только умный и духовно развитый артист, хоть немного думающий о высоких вопросах бытия способен сыграть, например, того же Воланда. Большинство актеров играют людей, как бы талантливо они это не делали. Поэтому в мистических фильмах и спектаклях чаще всего встречаются слабые работы. Авилов, на мой взгляд, всегда играл сверхъестественных существ (осознанно или спонтанно), даже если формально они принадлежали к роду человеческому.
Харизма – и актерская, и человеческая, и инфернальная, и героическая – вот за что мы всегда будем помнить выдающегося Артиста Виктора Авилова.
Автор Люси