Наконец удалось посмотреть
Наконец добралась дописать свои впечатления

Довольна. На душу легло больше, чем "Аватар"... впрочем, как и предполагала. И это несмотря на экранку из сети. Расположился где-то рядом со "Святыми из трущоб"...

Приквелл о том, как Соломон Кейн стал пуританином-паладином из рассказов Говарда, удался. Перековка сильного человеческого характера на противоположный знак - шикарна.
Что еще сказать?
... Атмосферно - по сюжету и отдельным моментам фильм ближе всего к "Луне черепов", в остальном вполне в духе европейских похождений Кейна. Ага - вечная грязь, снег и дождь, убогий быт, мистика, демоны, слабые люди, близость смерти, обыденный лес, мрачные жилища - и общее ощущение эпичности. Местами жестко. Местами трогательно. Иногда и то, и другое сразу.
... Красота внешняя - главным образом, бои: скоротечные и эффективные, когда один быстрый мастерский удар - и всё. Это тоже зрелищно, но в ином ключе, нежели долгое мечемашество. Не знаю, а меня восхищают точность, скорость, находчивость и логичность в бою
Враг заблокировал дверь - прыгай в окно, может, выживешь (привет Шеридану). Врагов двое, ты один - стреляй с двух рук, если способен (привет линеалам). Врагов много, ты один - расправляйся с ними по одному, бежать или сдаваться всё равно нет смысла (привет партизанам). Некто командует превосходящими силами противника - уничтожь этого некто, нечего драться с управляемой им тупой мощью... (привет диверсантам) Еще красивы к месту замедленные моменты движения - подчеркивающие значимость происходящего. "По-голливудски" красивых лиц, костюмов, интерьеров нет, максимум симпатичные, чаще - обыденные и даже уродливые. Любителям зрелищности-красивости тут ловить нечего.
... Красота внутренняя - в характерах положительных персонажей (а то всё больше в кино злодеи прорабатываются, надоело). Это не супергерои, а просто люди, творящие добро, имеющие веру и благую цель - семья пуритан-переселенцев, потом горстка мужчин, осмелившихся выступить против войска колдуна. И, конечно, сам Соломон Кейн.
... Что уже непривычно: нет стремления понять представителей сил зла или выставить их в смешном свете. Зло показано мощным, почти неодолимым, бесчеловечным и не вызывает сочувствия. Нет акцента на том, зачем ему нужна душа Кейн, да еще так срочно, что объявлена масштабная охота. С ходу можно выдвинуть минимум три обоснуя (лишний наследник на замок для колдуна; ушел от дьявола и теперь получить душу - вопрос престижа; силы зла увидели угрозу от него в будущем и хотят сцапать, пока не перековался). Но понять врага - сделать шаг ему навстречу, а там и до ренегатства недалеко: "понять, простить, принять..." - так что причины остались за кадром. Некоторым это не нравится - "а вот в "Ван Хельсинге" злодеи были такие обаятельные, Дракула - душка, вампирши - отпад"... Товарищи, СК - не ВХ, даже при некоторых общих корнях (пуританстве и демоноборстве).
... Пунктик про религию. В наличии - католики, пуритане, слуги дьявола, знахари. Приятно, что подача именно в том ключе, что и в рассказах.
Католические священники - официально признанные знатоки божьего слова и божьей воли, в большинстве своем лицемеры и моральные уроды, чьи благостные слова противоречат нелицеприятным делам. Кейн отдал им все деньги за убежище от дьявольских сил, но его выгоняют, ибо так в монастыре спокойнее жить будет; превратившаяся в монстров паства нуждается в пище отнюдь не духовной - и священник скармливает ей доверчивых путников. Кстати, то, что они ставят себя над прочими людьми, избегают мирской жизни, роднит их со слугами дьявола; тогда как семейные ценности, помощь ближним роднит пуритан с язычниками.
Противоположность им - пуритане, гонимые властями, но достойные уважения люди, благожелательные, здравомыслящие, активные, стойкие, искренне верующие (подробнее про пуритан см. тут). Соломон Кейн идеально вписался в эту веру, переломив в себе атеистические и католические установки.
Те, кто служат дьяволу, уже не люди, а монстры без своей воли и души. Зато они сильны и их все вчерашние соседи боятся.
Знахари - язычники, стоят особняком: они и не христиане, потому их вроде бы следует избегать, но и не приспешники врага человеческого; они готовы помогать людям в нужде, за что и уважаемы простым народом.
В целом же весь фильм - утверждение простых христианских истин. Может быть, здесь позволительно слово "христианских" заменить на "человеческих", но оставлю так. Есть человек, есть Бог в его сердце, есть демоны вокруг, есть выбор жизненного пути.
... Итак, про главное - становление мировоззрения героя, от безбожника - к божьему воину. Происходит оно через испытание, через отчаяние и надежду, снова и снова: "И в этой пытке многократной рождается клинок булатный". Эмоциональная буря налетает шквал за шквалом, ярко и емко отражается на его лице, в словах и поступках, всё логично и достоверно. 
Кто Соломон Кейн в начале? Преступник, изгнанник, авантюрист, вожак, "...считал себя отважным богоборцем и смеялся над теми дураками, что во что-то тупенько верят, а я вот отважный и независимый, не верю ни во что и никому не кланяюсь." ("РДР-гауграф".)
И тут вдруг нате - дьявол есть, значит, есть и душа, и загробные муки, и вообще церковь, получается, была права. Это ломка первая.
Герой впадает в другую крайность, становится истово верующим, жертвует всё нажитое католической церкви, заходит в попытке защитить душу от когтей дьявола так далеко, что монахам не по себе - нельзя же быть святее папы римского?! И отправляют они его в пешее путешествие куда глаза глядят. Соломон повозмущался, но пошел.
Пошел по пути миролюбия и непролития крови, боясь убийством погубить свою душу окончательно, нарвался на разбойников и подставил под удар по известному завету вторую щеку и прочие части организма... (Да, я не разделяю идею непротивления злу.) Хорошо, встретились добрые люди и выходили, фактически стали его семьей, чуть ли не впервые в его жизни порождая ответное чувство благодарности. Но дьяволу нужна душа Кейна, и вот эта семья стала жертвой и приманкой. Вторая ломка: так ли права католическая вера? Стоять в сторонке и глядеть, как близких убивают, вроде бы бессмертную душу спасая (а телу при такой позиции жить очень недолго) - или вступить в бой с врагом, убийством врага убить себя. Не выдержал, плюнул на себя и пошел спасать товарищей - "положил жизнь за други своя" (что явно более христианская позиция, чем трусливо "самоспасаться", только вот внушают противоположное...).
Враг повержен, подступает безнадега, но тут дарят надежду: спасешь невинную девушку - спасешь и свою душу. Цель дана, смысл жизни есть, сразу полон энергии - и в бой. Прорядил ряды противника, прошел через предательство "святым отцом" - и опрокинут в отчаяние известием, что опоздал и не спас. Смысла и сил жить нет, спасения не будет и всё теперь безразлично. Хотите распять - да пожалуйста, побыть напоследок в роли мученика в почетной позе Христа... Тут-то и становится ясно, почему отчаяние - смертный грех. Отчаялся, сдался, дезертировал из войны с врагом человеческого рода - и подвел, погубил, предал тех, кто тебе верил и на тебя надеялся.
Враг обманул - девушка жива, борьба не кончена. Это тоже была ломка - сломалась сама возможность отчаяться, что может быть объяснением, почему потом (в рассказах) СК не складывал лапки в самых безнадежных ситуациях.
И снова его откачали - теперь, правда, не бескорыстно, а для дела: возглавить слабенькие силы добра для самоубийственного сражения со взявшим власть над провинцией Злом. Еще один шок для СК - узнать, что рассадник зла - родовой замок, а нынешняя ситуация - последствие его действий в юности, что военачальник - его брат, а колдун - тот, кому отец отдал власть в округе за излечение сына (от нанесенных Соломоном травм) - есть, есть за что гореть в аду. Ну да делать нечего, надо исправлять кривое. Подготовка, отвага, расчет - и диверсионный рейд удался. Командиры убиты, воинство рассеяно, душа и девушка (выступающая как символ души, а не постельный объект!) спасены. Соломон Кейн осознал свою веру (ага, пуританскую
), принял служение и отправился в ожидающий его бесконечный путь.
