"Эскадрилья "Лафайет"" (Flyboys) (2006) и
"Красный барон" (Der Rote Baron) (2008) - кино на основе реальных событий и биографий. Близнецы-братья, два европейских фильма с голливудским отливом. Первая мировая война, первые военные летчики, самолеты-этажерки, не показывается война наземная и разведфункция авиации. Компьютерные спецэффекты придают воздушным боям нереальную живость (крррасивость!), финты (как у истребителей этак Второй мировой), бомбометание (опять же от 2МВ). Сюжет между боями состоит из штампов, предсказуемости, смазливых незапоминающихся лиц, лавстори главного героя.
читать дальше
Два фильма показывают две воюющие стороны - французская эскадрилья "Лафайет" из добровольцев-американцев (включая негра), германская эскадрилья "Воздушный цирк" из немцев (включая еврея). ГГ в первой эскадрилье - некий ковбой Роулингз, прямой и своевольный. ГГ второй, ессно, Красный барон, Манфред фон Рихтгофен, почему-то весьма меланхоличный. И этот момент, когда на францускую эскадрилью выходит красный самолет... а затем эскадрилья красных самолетов... но главвраг там не Красный барон, его там вообще нет.
В обоих фильмах есть рыцарственные моменты, взятые из истории - летчики разных стран как единый класс: дань уважения противнику, возврат из плена, не добивать безоружного...
Девушки главгероев, судя по их поведению, вообще от своих поклонников слегка офигевают. У Рихтгофена это скорее старшая сестра, умудренная жизнью пацифистка, хотя постельные отношения есть (привет, Серсея) - но роман обрывается смертью барона. У Роулингза - француженка, которой любопытны и иногда полезны эти иностранцы, но вот своих координат, фамилии, места встречи при переезде она не называет, и разыскать ее не удается.
В каждом фильме есть лицо, выделяющееся на общем гладеньком фоне своей резкостью, личностностью. В первом случае - Жан Рено, тут капитан-инструктор эскадрильи. Во втором - Тиль Швайгер, тут один из летчиков. Очень жаль, что как раз им экранного времени досталось мало.
"Эскадрилья "Лафайет"" показалась чуть приятнее из-за большего количества реалистичных моментов (языковой барьер забавно показан) и большей цельности, законченности боев. "Красный барон" чуть менее штампован персонажами-летчиками, но обрыв боев (а это лучшее в обоих фильмах!) на середине здорово досаждает."Лоуренс Аравийский" (1962) - биографический фильм о британском офицере Томасе Эдварде Лоуренсе, задворки Первой мировой, Великое Арабское восстание. Никаких лавстори, только война, политика и трансформация личности в горне испытаний.
читать дальшеХорошо, но сдается мне, реальный Лоуренс был железнее и интереснее изображенного в фильме. В начале истории (если отбросить первый эпизод со смертью) показан не нюхавший пороха энтузиаст, умный и самоуверенный до крайности, для которого переход по гиблой пустыне ерунда, всего два локтя по карте. Самоуверенностью, вежливым перениманием обычаев, еще больше - удачливостью реализации своих дерзких планов британец покоряет арабов, они идут за ним и за обещанной добычей, а Лоуренс начинает верить в свою неуязвимость и всемогущество - эта часть просто таки эпос. А потом он рушится с пьедестала - ибо зарвался, решив в одиночку поднять город на восстание, решив, что он известен всем, - а его не узнает в лицо даже командир турецких блюстителей порядка, подвергает унижению и избиению как смазливого бродягу. Воля сломлена, человек изменился, уйти от дела, где он - знамя, не дает командование, и дальнейшее идет без порыва вдохновения и божественной удачи, на расчете, выгоде и внутренней отстраненности от происходящего. Европеец завис в состоянии между родной и арабской культурой, чужой там и тут, легенда и опустошенность.
Мне больше по душе визирь Али (Омар Шариф), который учится сдерживать откровенность и экспрессивность, растет из кочевника в "цивилизованного" политика, не теряя себя, притом отличается верностью и умом. Он поставил цель и идет к ней - победа над турками, восприятие его как не-варвара европейцами, независимость и единство для арабов. Последнее не сбылось - Сирию за спиной восставших против турок бедуинов разделили Англия и Франция. Еще один важный персонаж истории - Ауда абу Тайи, шейх одного из племен бедуинов, союзников Лоуренса - и не пытается играть с европейцами по их правилам, у него свои правила и никакой веры чужакам. И тут он оказался очень даже прав...
Привычных спецэффектов в фильме нет, зато нет и выхолощенных современных однотипных голливудских лиц. Каждый персонаж, даже минутный - характер, живой человек, со своими тараканами и неправильностью. Это непередаваемое ощущение настоящести после глянца двух предыдущих фильмов. Бесконечная пустыня, ближний бой, диверсии, быт кочевников и европейских гарнизонов - не так уж красочны, но вовлекают, дают эффект присутствия без всякого 3D...
Короче, смотреть стоит, не взирая на длительность в 4 часа.![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/79924092.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/79924097.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/79924094.jpg)
@темы:
кино,
возлеисторическое,
зарубежье
Боевой конь спилберговский - норм. война показана, и без лавстори (с конём не в счёт.))