воскресенье, 13 марта 2016
Колесов В.В. "Русская ментальность в языке и тексте"В русской истории есть несколько событий, которые, как кажется, и поддерживали в нашей ментальности ироническое отношение к «причине». Одно из таких событий связано с мифом о «еврейских погромах» в начале XX в. Еврейская диаспора не случайно при всех политических поворотах жизни возвращается к этой истории, стремясь риторически обосновать миф с пользой для себя. Но факты, в том числе и в изложении еврейских авторов, таковы [Кожинов; Меньшиков].
Общий подъем освободительного движения на рубеже веков создал условия для развития социальных и политических свобод, но — в границах и пределах российской государственности. Хорошо известно, что даже народническое движение было интернациональным, среди «народников» находились «дети разных народов». Это вписывалось в общую линию конфронтации между властью и обществом: и та и это были многонациональны, поскольку таков один из признаков «империи», точнее Империи. И только евреи создавали свои национальные партии, движения и штурмовые отряды, тем самым нарушая сложившиеся «правила политической игры».
Начались хорошо известные события на Юге России, в том числе и провокации евреев: глумление над государственными (не национально русскими) символами власти, что и в те времена, как сегодня, являлось даже не уголовным, а государственным преступлением.
читать дальшеСтруктурообразующая — русская — нация расценила эти проявления как оскорбление и ответила — взаимное возбуждение привело к насильственным действиям с обеих сторон, и еще неизвестно, с какой из них было больше жертв (сторонники и той и другой стороны сознательно преувеличивают, но есть официальная статистика)!
Можно понять евреев: власть ослабла — следует ее взять. Еврей считает, что живет в условиях «плена египетского», если не правит сам, а всего лишь свободен до степени, в какой пребывают все вокруг. Для него отсутствие власти и мощи — это рабство и плен.
Но вернемся к причинным связям.
Условия налицо — и они равны для всех. Но причины нет, потому что причина — вещь особенная, исключительная, всегда субъективно своя. Для евреев это русский погром, для русских — нарушение всех условий со стороны провокатора. Бесовство. Бесы тешатся, своим самоволием врываясь в цельный порядок дел, как повелось — в органическом прорастании жизни.
Это разное отношение к причине. Для еврея она абсолютна и связана с его правом творить бесправие (нарушение условий). Ведь он — творец. Для русского причина — относительная точка зрения и морального оправдания не имеет. Русского можно обмануть, ссылаясь на «правила игры», и он от них не откажется; еврей же тем временем лукаво их обойдет — и победителем выйдет, и всем возгласит о своих «причинах».
В этом отличие между номиналистом евреем и русским реалистом, который никак не может уразуметь, что, говоря о свободе, еврей добивается собственной воли всех прочих всякой свободы лишить.
Вопрос о правде — чисто русский вопрос: «Русская правда начала путаться тогда, когда в нее влилось слишком много чужеземного элемента. Так много, что даже потрясающая способность русского народа ассимилировать все, что стоит на пути, уже не смогла справиться с этим наплывом... и, что самое главное, именно этот период нерусского влияния (в XVII в. — В. К.) внес к нам западноевропейское крепостное право, то есть заменил чисто русский принцип общего служения государству западноевропейским "юридическим" принципом частной собственности на тех людей, которые строили и защищали империю» [Солоневич]. Правда сменилась правом.
Библиография:
Кожинов В. В. Россия: век ХХ-й (1901—1939). М., 1999. С. 67—138, 251—426;
Меньшиков М. О. Письма к русской нации. М., 2000. С. 64—68 и др.
Солоневич И. Л. Белая империя. М., 1997. С. 95
@темы:
язык говорит людьми
С каких пор публицист Всероссийского Национального союза нач.ХХ века и славянофил-филолог конца ХХ века стали еврейскими авторами?
И только евреи создавали свои национальные партии, движения и штурмовые отряды, тем самым нарушая сложившиеся «правила политической игры».
Свои боевые отряды имела армянская националистическая партия начала ХХ века "Дашнакцутюн", грузинская социал-демократическая партия, пять или шесть польских и польско-литовских партий националистического и социалистического толка, финские социалисты и социал-демократы... Да проще спросить, у кого из национальных меньшинств на западных окраинах Российской империи таких движений и боевых организаций не было.Все перечисленные партии/движения изначально видели себя вне политического поля империи и ориентировались на создание независимых национальных государств. Меньшиков это знал, но их игнорировал, т.к. ориентировался на русских националистов из ВНС (которые опять же демонстративно их игнорировали), Кожинов, читавший Меньшикова, но не читавший того, что читал Меньшиков, похоже, не знал вообще. И тот, и другой дают, скажем так, неполную картину.
И это как раз и связано с госстроительством. Служилых дворян сажали на прокорм.
Здорово, когда есть разбирающиеся люди в теме!
Сейчас кусок в тему вывешу.
Ingris, спасибо за поправку.