Тот вид литературы, что обычно меня читать не тянет, но на случай "вдруг захочется" подборочка ждет своего часа: просто художественная проза о буднях обывателей, которой изобилует классика и потому ее засилье царит в программе школы, колледжа, вуза...
Сомерсет Моэм "Театр". Роман о жизни актрисы, Англия, первая треть 20 в.
читать дальшеСуховатый язык, спокойный взгляд наблюдателя на предмет исследования - это сойдет. А вот сама тема - скучноватая мне, но, наверное, для европейского читателя на момент написания - вовсе наоборот: чем живет звезда театра вне сцены, как она таковою стала, может ли женщина быть независимой от мужчин? Какая ж богема без пикантности - очень много в сюжете отведено любовным чувствам героини: страсть молодой Джулии к красавцу-актеру, становящемуся ее мужем, охлаждение со временем, благопристойная жизнь из-за сексуального отвращения, почти изнасилование 46-летней актрисы молодым бухгалтером и возникшая после этого болезненная влюбленность, неудачная попытка отдаться по дружбе, и, наконец, прошедшая через всю жизнь и вернувшая ей силы в момент кризиса возраста настоящая любовь - к театру, сублимация в актерской игре, которая и составляет смысл жизни этой женщины.
В вузе, когда мы мимокрокодили этот роман, упор почему-то делался на столкновение молодой актрисы и старой, с торжеством опыта над наглостью - но это такой мизер по отношению к объему и месту в сюжете - как и ряд других темочек, данных коротенько, на откуп фантазии читателя (привет лесбиянству).
Неплохо - за счет истории пути провинциалов "через тернии к звездам", духа места и времени, но т.к. пиздострадания не люблю - о "великолепно" и т.п. речи нет. Ах да, постановок по роману я посмотреть не удосужилась, может, они бы улучшили мнение о книге, добавили глубины.Торнтон Уайлдер "Теофил Норт". Север США, лето 1926 г., жители курортного города глазами молодого учителя.
читать дальше Тедди - не то средний класс, не то обслуга богачей, вхож и к слугам, и к хозяевам, со всеми на более-менее равных, не принимаем полностью как свой ни там, ни там. Он дает частные уроки и деликатно решает проблемы горожан (больше психологические) советом и взвешенным уместным действием. Он импонирует интересом к окружающему миру, отзывчивостью, зрелостью, незлобливой иронией, отстаиванием своей позиции. При том, что повествование идет от первого лица, эгоцентризма и в помине нет - любознательность и участие делают главными героями рассказов (из которых и состоит роман) множество других людей и сам город Ньюпорт. Достойно, интересно, хорошо.Фэнни Флэгг "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок"". Юг США, 1910-70-е гг., жизнь обитателей нищего поселка при железной дороге.
читать дальшеКомпозиция романа сложносоставная. Рамкой служит череда встреч старушки и домохозяйки средних лет в доме престарелых, причем у старушки жизнь полна воспоминаниями, а у более молодой подруги жизнь пуста и даже вспомнить не о чем, и потому она так увлеклась чужими живыми рассказами. Каждая встреча дает толчок к очередному эпизоду, который во времени может оказаться раньше или позже предыдущего, добавляя новые кусочки к мозаике об обитателях Полустанка, причем в нескольких вариантах подачи - воспоминания старушки, газетные заметки почтальонши, авторское повествование о мыслях, делах и переживаниях персонажей. Истории их закончены, если не смертью, так выходом на жизненную прямую, тайны также раскрыты - это радует. Ничего глобального - вся книга это бытописание, мелкие эпизоды, а даже если не мелкие, то раскрываются они постепенно, через ряд встреч, избегая крупного плана. Это биение жизни своей фотографичностью завораживает, как туриста в чужой стране, но глубины психологизма и объема мне то недостаточно (про Иджи и Руфь, чья кафешка была сердцем городка), то излишне много (про слушательницу-домохозяйку, в итоге ушедшую в сетевой маркетинг).
Оценка - между хорошо и неплохо. В трех книгах оказались в фокусе 1920-е годы, и так странно видеть через знание приводимого в реальность равенства в СССР - англосаксонских аборигенов с их расслоением общества, где людей за людей не считают. В Англии несколько сомневаются в возможности самостоятельности женщин от мужчин, в Новой Англии верят, что слуги ущербнее уродившихся господами, на юге США вообще пипец с их расизмом - руку подать "не тому" в Америке везде западло. И это норма. И это свои тонкости поведения, о которых и не подозреваешь. Это устройство быта, описание которого сохранилось в таких вот реалистичных романах...
Жиль Легардинье "Совсем того!" Франция, современность, жизнь в замке в глухой провинции.
читать дальшеГлавный герой - англичанин зрелых лет и владелец завода, - под гнетом одиночества решил сменить образ жизни: устроился инкогнито дворецким в тихое поместье во Франции. Как оказалось, именно его-то там и не хватало для наступления счастья всем обитателям в целом и каждому по отдельности, ну и себе кусочек счастья Блейк тоже заслужил. Хотя начиналось всё хмуро... Рассудительность, жизненный опыт, ирония, практические знания и умения, тактичность и неделикатность, уместно примененные, выдумка и бесшабашность, доброта и взаимопомощь - герои этим подкупают, их отношения интересно развиваются. Старость учит юность, юность омолаживает старость. История про хороших людей, бывших несчастными, слабыми и одинокими - и прошедших вместе путем деятельной доброты к противоположному состоянию.
Кабы не отзывы, прошла бы мимо этой вполне хорошей книжки - название ни о чем, обложка тоже...