Это мы удачно зашли в Корпус Бенуа - после ночи музеев на выставку картин Верещагина наконец-то не было очереди... то есть вообще!
Встречают посетителя дервиши - картиной и экспонатами, завершает галерею зацикленный докфильм о Василии Верещагине. Представлено всех тем понемногу, в т.ч. самые известные картины типа "Апофеоза войны" и "Скобелева под Шипкой". Батальных картин оказалось гораздо меньше, чем думалось, очень много - пейзажных, архитектурных, этнографических зарисовок. Всё оказалось интересно.
Картины пронизывает присутствие человека - и как живых объектов, и как "тут были люди", и как наблюдателя-художника по эту сторону объектива... Вот еще момент - картины смотрятся как фотографии, с таким же построением кадра, игрой света, красок и отражений, резкостью на главном и размытостью второстепенного. Изображение может быть сделано словно бы ради детали мозаики или рисунка двери, либо резко запечатлеть миг в движении, либо дать четкий статичный пейзаж и подразмытые движущиеся фигуры...
При сравнении с современниками рубежа 19-20 веков (этажом выше, на тот же билет), стиль Василия Верещагина кажется особенно... настоящим. Живым. Документальным. Иногда не без морали, но - без фальши и желания угодить заказчику. Разве что наполеоновские картины схожи с передвижниками, отдают искусственностью. Зато карандашные рисунки дают ощущение, что художник просто отложил блокнот, но он тут, скоро вернется и продолжит...
Выписала себе названия некоторых зацепивших картин - либо незнакомых ранее, либо совсем иначе воспринимаемых по репродукциям:
читать дальше"Ночь. Шакалы" - большое полотно с циклопическими развалинами древней цивилизации на фоне непривычно-скального пейзажа.
"Казбек" - огромное полотно с видом на гору вдали, и вид начинается с камушков ног смотрящего.
"Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде" - маленькая картина с поразительной детализацией архитектурной части.
"Киргизские кибитки на реке Чу" - ощутимо-вещественные кибитки, застывшие под солнцем среди степных трав, горы в дымке - и при этом полупризрачные фигуры людей словно на долгой выдержке.
"Мавзолей Тадж-Махал в Агре" - сочность цветов, детализация архитектуры, отражение в воде - просто хоть на туристический проспект ставь.
"Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели" - реально снимок, такие композиция, миг и точка зрения, а ведь холст да масло! И тоже на проспект просится.
"Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре" и "Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре" - одно место с противоположных точек, праздник солнечного света, синевы моря и неба, каменной узорчатой архитектуры.
"Близ Георгиевского монастыря. Крым" - суровый скальный берег в отблесках заката, но и тут смог показать игру света и отражений... и не забыл добавить красоте необходимое - того, кто ею любуется.
"Вход в храм в Никко" - снова постановка кадра как у туриста, не парадно, а с человеческого угла... подобное еще в итальянских картинах Брюллова бывало, но тут внимания к архитектурной детали побольше.
"Прогулка в лодке" - выбивается из ряда своей импрессионистичностью, но даже тут - детали, отражения, цвет и свет, и построение композиции словно сиюминутный кадр - из-за чужой спины.
Пара военных сценок: "После удачи" и "После неудачи" - азиаты с головой русского солдата; русские солдаты возле убитых азиатов. Судите как хотите, а вот она какая - туркестанская война, и вот каковы нравы обеих сторон.
Был на выставке и отдельные картины, изначально входившие в серии - "Письмо матери", "Пусть войдут"...
Картин было много, но мы бы не прочь, чтобы больше 
Возникло по итогам впечатление, что В.В. Верещагин - это настоящий мастер цветной фотографии... только без фотоаппарата, с кисточками да красками.