Телесериал "Изабелла" (первый сезон, Испания, 2012).
То, что Испания - результат объединения Кастилии и Арагона в лице Изабеллы Католички и Фердинанда, это общеизвестно. Но думалось, что путь к этому браку и к трону не был столь сложен, просто выдали наследную принцессу за молодого будущего короля, а потом пришло их время править. Ан фигфам. И этим сериал мне весьма интересен - в просветительских целях.
читать дальшеТем более что он патриотичен в том смысле, что нежно относится к истории Испании, любовно вводит в узкий круг действующих лиц реальных персон, тяготеет к историческому сходству, никого не очерняет, но пытается раскрыть сложность характеров, развитие отношений, причины перехода из лагеря в лагерь - все очень детально, может, и излишне для кино... Возможно, даже слишком превозносит героев, да еще эта благовоспитанность... так что иногда всё затянуто и уже напоминает латиноамериканщину. Стратности "Борджиа" тут нету.
Первый сезон - про молодые годы Изабеллы Католички, 1461-1474, от отрочества до восхождения на трон Кастилии (до начала войны за кастильское наследство). Это долгий период, в который идет борьба за то, чтобы Кастилией правили короли, а не их советники (короли - потому что были периоды, когда таковыми объявлялись одновременно Энрике и Альфонсо, Энрике и Изабелла).Она - дочь предыдущего короля от второго брака, правит уже много лет ее старший брат (от первого брака отца), Энрике Бессильный. Фильм показывает его как миролюбивого человека, который готов поступиться своей королевской честью, честью подданных, близкими ради благополучия Кастилии, ради жизни подданных, предпочитает договоры войне - чего не могут понять аристократы и потому считают Энрико слабым: "мягкий болезненный меланхолик"... не без этого, да тут еще его импотенция... Королева Хуана как-то родила королю дочь - родную или от фаворита, гадают до сих пор, в истории за ней осталось прозвище Бельтраниха. Наследниками короля числятся брат и сестра, Альфонсо и Изабелла, с детства забранные ко двору от родной матери (что способствовало развитию ее сумасшествия, видимо, передававшемуся потом в роду). Аристократия интригует, восстанавливая королевскую семью друг на друга, главный интриган, играющий в делателя королей - Пачеко, то и дело одновременно играет сразу за обе стороны, преследуя исключительно свои интересы. Изабелла демонстрирует поведение и волю, достойные королевы, ее то и дело хотят выдать замуж из чужих интересов, она отстаивает право на выбор супруга. Выйдя наконец замуж по своему выбору, она продолжает отстаивать свое главенство, свою волю даже по отношению к мужу, к тому же ревнуя по малейшей причине - и тут натыкается на волю и гордость не меньшую. Фердинанд из любви и уважения способен себя смирять и поступать так, как желает жена, но отнюдь не всегда, т.к. она подчас унижает его как короля (Сицилийского и наследника Арагона), как политика (без совета с ним), как мужчину (требуя быть христианнее папы), как супруга, который вообще-то на то время всегда господин жены, а тут чуть ли не слуга должен быть.
Пачеко движут две вещи - "честь и выгода, что в конечном счете одно и то же". Его дядя, архиепископ Толедский Каррильо (хз, но почему-то самый симпатичный мне тут персонаж, лучше всех я его тут понимаю...) - прямой, воинствующий священник, фанфарон, однако верный слову (пока его самого не предадут, измен он не прощает). С племянником его роднит невозможность смириться с проигрышем (всегда найдут новый вариант), чрезвычайная гордость и амбициозность (мы указываем королям и даже приказываем им, что делать, мы - игроки, а королевские особы - лишь наши игрушки). Но так как за ними войска, связи, деньги, то они нужны и Изабелле, и Энрико в противостоянии... которое во многом случилось из-за интриг Пачеко, а там и Каррильо, да еще в их взаимодействии и противостоянии. И оба они измучили королей своим диктатом (да еще с требованием уважения к ним), и от них в конце-концов тихонько избавились в пользу тех, кто не покушался на власть и не пытался покровительствовать - они были отринуты как прошлое, заменены людьми будущего. И тут, кстати, поучаствовал папский легат Родриго Борджиа ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Красивы виды замков, скромные и аутентичные интерьеры, замечательные костюмы. Думается, бюджет был не велик - скромные придворные празднества на десяток-другой человек, невеликая свита, ограниченный круг действующих лиц. Трастамара - Энрике IV, его жена и дочь Хуана; Изабелла, ее мать и брат Альфонсо. Акунья - хитроумный Пачеко, его тупой и воинственный брат Педро, их дядя архиепископ Каррилья. Чакон - тихий наставник инфанты, его жена и племянник на побегушках у принцессы. Гонсало - оруженосец инфанта, доверенное лицо инфанты (будущий "великий капитан"). Двор короля без претензий руководить королем - верный фаворит Бельтран, меценат Мендоса, мажордом Кабрера, чьей женой стала подруга Изабеллы. Ближе к концу появляется наконец принц Фернандо и его отец, король Арагона. Ну и еще кое-кто мелькает.
Боевка никакая - и по масштабу, и по качеству, видимо, фехтование не ставили, стыдоба даже на считанных малых стычках. Сражения - или где-то в стороне невидимо проходят, что только шум у шатров и немножко суеты, или земля, усеянная телами людей и лошадей. С красивыми людьми жиденько, они полны достоинства, но не более чем симпатичны, на общем фоне даже Фердинанд чуть ли не красавчик (актер Санчо играл в "Министерстве времени" в те же годы и вроде как именно из-за роли в "Изабелле" оттуда ушел). И почему-то картинка по цветам на удивление блеклая...
![](http://static.diary.ru/userdir/5/3/1/7/531789/thumb/86780302.jpg)
@темы:
кино,
возлеисторическое,
зарубежье