суббота, 12 сентября 2009
Рутгер Хауэр (Rutger Oelsen Hauer)
Лирическое отступление.
читать дальше Кажется, это был первый актер, имя которого я постаралась запомнить, настолько впечатлилась фильмом "Леди-ястреб". Это значит, лет 8-9 (диагностирую по откопанным детским рисункам
). Довольно скоро забыла, по какому поводу у меня завелся столь странный боевой клич, сообразила только лет через 10, снова увидев фильмы с его участием и получив пошире доступ к информации. "Слепая ярость" тогда придала мне смелости взяться за меч, несмотря на -10. А въевшийся клич "Хауэр!" до сих пор накручивает ярость, чтобы прорываться сквозь нескольких противников... Что он для меня? Идея сочетания противоположностей, разных сущностей, та грань, на которой сходятся реальное и невозможное, прорыв в иное измерение... Лента Мёбиуса.
Итак, лучшая роль Рутгера Хауэра в моем рейтинге - рыцарь Наварро, по ночам силой проклятья превращающийся в волка ("Леди-ястреб").

__

Затем - слепой боец Ник Паркер ("Слепая ярость") и человечный репликант Рой Батти ("Бегущий по лезвию").

В других запомнившихся фильмах либо роль крупная, да фильм третьесортный, либо фильм хорош, но роль мелкая. Это босс мафии в "Достучаться до небес", приключенец Эй-Ти в "Перекрестке миров", беглец Фрэнк из "Ошейника". "Попутчика" целиком пока посмотреть не удалось, так что не в счет. Как-то упустила я все те фильмы, где он играет негодяев, поэтому образ получился вполне себе положительным

Кое-что намечено к просмотру. И всё-таки больно, что Рутгеру уже 65, что всё больше ролей, которые ему уже не сыграть никогда...

___
Фильмография читать дальшеАктер
1. Полицейский и деньги (2010)
Smoke and Ochre ... Abraham Jonker
2. Пятая казнь (2009)
... мистер Хант
3. Oogverblindend (2009)
4. Precious (2009)
... Francois Hertzog
5. Mill and the Cross, The (2009)
... Peter Bruegel
6. Глубина (2009)
... Фридрих Урман
7. Барбаросса (2009)
Barbarossa ... Federico Barbarossa
8. Ускользающее счастье (2009)
Happiness Runs ... Insley
9. Сегодня в полдень (2009)
Tonight at Noon ... Diego
10. Рапсодия (2008)
Rhapsody, The
11. Король Мотор Сити (2008)
Prince of Motor City, The
12. Побег невесты (2008)
Bride Flight ... Old Frank
13. Magic Flute Diaries (2008)
... Dr. Richard Nagel
14. Spoon (2008)
... Victor Spoon
15. Начало конца (2007)
Starting Over ... Peter Rossen
16. Гол 2: Жизнь как мечта (2007)
Goal II: Living the Dream ... Rudi van der Merwe
17. Убить за 75 секунд (2007)
7eventy 5ive ... Detective John Criton
18. Бегущий МакАллистер (2007)
Moving McAllister ... Maxwell McAllister
19. Pauw & Witteman (2006-2009)
... играет самого себя
20. Starfish Tango (2006)
... играет самого себя
21. Blond, Blue Eyes (2006)
... играет самого себя
22. Миссия спасения 2: Точка удара (2006)
Hunt for Eagle One: Crash Point, The ... Gen. Frank Lewis
23. Миссия спасения (2006)
The Hunt for Eagle One ... Gen. Frank Lewis
24. Ментор (2006)
Mentor ... Sanford Pollard
25. Минотавр (2006)
Minotaur ... Cyrnan
26. Приключения Посейдона (2005)
The Poseidon Adventure ... Bishop August Schmidt
27. Город грехов (2005)
Sin City ... Cardinal Roark
28. Зеркальные войны: Отражение первое (2005)
... представитель заказчика
29. Бэтмен: Начало (2005)
Batman Begins ... Earle
30. Дракула 3: Наследие (2005)
Dracula III: Legacy ... Dracula III
31. Участь Салема (2004)
'Salem's Lot ... Kurt Barlow
32. Floris (2004)
... Floris van Rozemond, хроника, в титрах не указан
33. Наставник (2004)
Camera ascunsa ... Sebastian
34. Темпеста: Порочная страсть (2004)
Tempesta ... Van Beuningen
35. В тени кобры (2004)
In the Shadow of the Cobra ... Gallo
36. Шоу Грехэма Нортона (2002-2003)
V Graham Norton ... играет самого себя
37. Воины (2002)
Warrior Angels ... Grekkor
38. Банкиры Бога (2002)
I banchieri di Dio ... Cardinale Marcinkus
39. Обжигающий день (2002)
Scorcher ... President Nelson
40. Признания опасного человека (2002)
Confessions of a Dangerous Mind ... Keeler
41. Шпионка (2001)
Alias
42. Тайны Смолвиля (2001)
Smallville ... Morgan Edge
43. Последние слова Датча Шульца (2001)
Last Words of Dutch Schultz, The ... Arthur "Dutch Schultz" Flegenheimer, озвучка
44. Комната (2001)
Room, The ... Harry
45. Турбулентность 3: Тяжёлый металл (2001)
Turbulence 3: Heavy Metal ... Copilot MacIntosh
46. Сок джунглей (2001)
Jungle Juice ... Jean-Luc
47. Летающий вирус (2001)
Flying Virus ... Ezekial
48. Десятое королевство (2000)
The 10th Kingdom ... Huntsman
49. Напарники (2000)
Partners in Crime ... Gene Reardon
50. Кома (2000)
Lying in Wait ... Keith Miller
51. Дорога в Санденс (2000)
Road to Sundance ... играет самого себя
52. Бешеная (2000)
Wilder ... Dr. Sam Dennis Charney
53. Новый мировой беспорядок (1999)
New World Disorder ... David Marx
54. Саймон Магус (1999)
Simon Magus ... Count Albrecht, the Squire
55. Великий Мерлин (1998)
Merlin ... King Vortigern
56. Собиратель костей (1998)
Bone Daddy ... William H. Palmer
57. Тактическое нападение (1998)
Tactical Assault ... Capt. John 'Doc' Holiday
58. Кольцо с рубином (1997)
Ruby Ring, The ... Patrick Collins
59. Лексс: Темная зона (1997)
Lexx: The Dark Zone ... Bog
60. Враждебные воды (1997)
Hostile Waters ... Capt. Britanov
61. Зов предков (1997)
The Call of the Wild: Dog of the Yukon ... John Thornton
62. Лексс (1997)
Lexx
63. Гемоглобин (1997)
Bleeders ... Dr. Marlowe
64. Красный след (1997)
Deathline ... John Anderson Wade
65. Достучаться до небес (1997)
Knockin' On Heaven's Door ... Curtiz
66. Взрыв (1997)
Blast ... Leo
67. Солдат апокалипсиса (1996)
Omega Doom ... Omega Doom
68. Перекресток миров (1996)
Crossworlds ... A.T.
69. Драгоценная находка (1996)
Precious Find ... Armond Crille
70. Мариетт в восторге (1996)
Mariette in Ecstasy ... Chaplain
71. Мистер Ститч (1995)
Mr. Stitch ... Doctor Rue Wakeman
72. Амелия Эрхарт: Последний бой (1994)
Amelia Earhart: The Final Flight ... Fred Noonan
73. Фатерлянд (1994)
Fatherland ... SS-Sturmbannführer Xavier March
74. Египетские бобы (1994)
Beans of Egypt, Maine, The ... Reuben Bean
75. Игра на выживание (1994)
Surviving the Game ... Thomas Burns
76. Нострадамус (1994)
Nostradamus ... The Mystic Monk
77. Прощения нет (1994)
Blood of the Innocent ... Dr. Lem
78. Путешествие (1993)
Voyage ... Morgan Norvell
79. Revenge of the Dead Indians, The (1993)
... играет самого себя
80. Вслепую (1993)
Blind Side ... Jake Shell
81. Ледяное безмолвие (1993)
Arctic Blue ... Ben Corbett
82. Untitled 'Buffy the Vampire Slayer' Featurette (1992)
... играет самого себя, в титрах не указан
83. Правосудие бессильно (1992)
Beyond Justice ... Tom Burton
84. Считанные секунды (1992)
Split Second ... Harley Stone
85. Баффи - истребительница вампиров (1992)
Buffy the Vampire Slayer ... Lothos
86. Ошейник (Смертельные узы) (1991)
Wedlock ... Frank Warren
87. После полуночи (1991)
Past Midnight ... Ben Jordan
88. Принц пустыни (1989)
Principe del deserto, Il ... Tom Burton
89. На краю (1989)
Edge, The ... Emil
90. Слепая ярость (1989)
Blind Fury ... Nick Parker
91. В лунную ночь (1989)
In una notte di chiaro di luna ... John Knott
92. Ищейки с Бродвея (1989)
Bloodhounds of Broadway ... The Brain
93. Приветствие Джаггера (1989)
The Blood of Heroes ... Sallow
94. Легенда о святом пропойце (1988)
La leggenda del santo bevitore ... Andreas Kartak
95. Побег из Собибора (1987)
Escape from Sobibor ... Alexander 'Sasha' Pechersky
96. Взять живым или мертвым (1987)
Wanted: Dead or Alive ... Nick Randall
97. Попутчик (1986)
The Hitcher ... John Ryder
98. Леди-ястреб (1985)
Ladyhawke ... Captain Etienne Navarre
99. Плоть и кровь (1985)
Flesh+Blood ... Martin
100. Редкая порода (1984)
A Breed Apart ... Jim Malden
101. Трагедия у алтаря (1984)
Terror in the Aisles ... Wulfgar, хроника
102. Уик-энд Остермана (1983)
The Osterman Weekend ... John Tanner
103. Эврика (1983)
Eureka ... Claude Maillot Van Horn
104. Воган (1982-1992)
Wogan
105. Внутри Третьего Рейха (1982)
Inside the Third Reich ... Albert Speer
106. Бегущий по лезвию (1982)
Blade Runner ... Roy Batty
107. Одинокая Коко Шанель (1981)
Chanel Solitaire ... Etienne de Balsan
108. Ночные ястребы (1981)
Nighthawks ... Reinhardt Heymar Wulfgar
109. Дуэль на глубине (1979)
Duel in de diepte ... John van der Velde
110. Наставник (1979)
Es begann bei Tiffany ... Ryder
111. Доносчица (1979)
La donneuse
112. Женщина между собакой и волком (1979)
Een vrouw tussen hond en wolf ... Adriaan
113. Фатальная ошибка (1979)
Grijpstra & De Gier ... Rinus de Gier
114. Заводные (1979)
Spetters ... Gerrit Witkamp
115. Пастораль 1943 (1978)
Pastorale 1943 ... August Schultz
116. Тайны (1978)
Mysteries ... Johan Nagel
117. Солдаты королевы (1977)
Soldaat van Oranje ... Erik Lanshof
118. Макс Хавелар (1976)
Max Havelaar of de koffieveilingen der Nederlandsche handelsmaatschappij ... Duclari
119. Сирано де Бержерак (1975)
Cyrano de Bergerac ... De Valvert
120. Флорис фон Роземунд (1975)
Floris von Rosemund ... Floris
121. Год рака (1975)
Het jaar van de kreeft ... Pierre
122. Хладнокровный (1975)
Das Amulett des Todes ... Cris
123. Китти - вертихвостка (1975)
Keetje Tippel ... Hugo
124. Заговор Уилби (1975)
Wilby Conspiracy, The ... Blane Van Niekirk
125. Одуванчик (1974)
Pusteblume ... Rick
126. Репельштельтье (1973)
Repelsteeltje
127. Турецкие наслаждения (1973)
Turks fruit ... Eric Vonk, the sculptor
128. Землепроходцы (1972)
Pathfinders, The ... Pieter Van Pearsen
129. Флорис (1969)
Floris ... Floris
130. Господин Гаварден (1969)
Monsieur Hawarden
Режиссер
1. Starfish Tango (2006)
2. Комната (2001)
Room, The
Сценарист
1. В лунную ночь (1989)
In una notte di chiaro di lunaБиография с Википедии.читать дальше
(Дата рождения: 23 января 1944 г. Место рождения: Брёкелен, провинция Утрехт, Нидерланды. Рост: 1.85 м. Голландский и американский актёр)
Родился 23 января 1944 года в актёрской семье в небольшом голландском городке Брёкелен, в нескольких милях к югу от Амстердама. Его отец, Ааренд, преподавал актёрское мастерство в местном театральном колледже, мать, Тёнке, там же вела занятия по курсу драматургии. В раннем детстве Рутгер и три его сестры воспитывались няней в Амстердаме, так как родители в силу своей профессии постоянно разъезжали по стране с гастролями. Уже в пять лет Рутгер появляется на театральной сцене, а первый дебют в театре состоялся 8 июня 1955 года в трагедии Софокла «Аякс». Рутгера назвали в честь наставника его отца на театральной сцене.
Рутгер был непослушным ребёнком (как-то раз играя со спичками, поджёг копну сена). В 15 лет сбегает из дома, нанимается на торговое судно своего деда и почти на год уходит в плавание. Это дало ему возможность посмотреть мир, побывать в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе, познакомиться с нравами и бытом разных народов. Тогда же он обнаружил в себе способность к изучению языков. Он владеет английским, немецким и французским языками кроме своих родных — голландского и фризского.
Поскольку дальтонизм унаследованный от прадеда помешал Хауэру продолжить карьеру моряка, он возвращается домой и начинает посещать вечернюю школу, а днём работает (декоратор сцены, автомобильный мойщик, плотник, и т. д.). Его страсть к автомобилям и мотоциклам, возникшая в это время, и навыки, которые он получил, позже разрешит ему делать наиболее опасные автомобильные трюки в «Попутчике» (Hitcher, 1986) без дублёра.
Театр
В 1962 году поступает в театральный институт в Базеле (Швейцария). Спустя два года Хауэр нанялся солдатом в армию. Два года были отданы десантным войскам, но вскоре он прибегнул к помощи приятеля-врача, симулируя психическую неуравновешенность, чтобы избежать дальнейшей службы. Пробыв некоторое время в больнице для душевнобольных, Хауэр, убедив врачей в своей непригодности к военной службе, возвращается в институт. Затем была актёрская школа в Амстердаме, после чего он получает место в Королевском театре. В Базеле Хауэр женился, и от этого брака у него появилась дочь Айша, в 1988 году родившая сына Лео. С 1967 года Рутгер начал играть в театре «Noorder Compagnie», где в 1973 году сам поставил две пьесы, а в 1968 году дебютировал в кино. Тогда же он встретился со своей нынешней спутницей — Инеке, художницей и скульптором, с которой они поженились в 1985 году.
Кинокарьера
Его первое появление перед телекамерой состоялось ещё 12 декабря 1956 года, когда проводились съёмки спектакля «Асмодей» (Asmodee). Затем была эпизодическая роль в картине «Господин Хаварден» (Monsieur Hawarden, 1968), но в смонтированную версию кадры с участием Хауэра не вошли. Первая популярность пришла к молодому актёру уже через год, после участия в телесериале «Флорис» (Floris, 1969).
Так началось его многолетнее сотрудничество с голландским режиссёром Полом Верховеном, которое продолжалось более десяти лет и которое принесло Рутгеру Хауэру мировое признание. Этот режиссёр смог угадать и воплотить на экране двойственность облика и сути Хауэра, который может быть и «падшим ангелом», и «дьявольским отродьем», сочетать загадочную внешность и внутреннее смятение, таить в себе борение разнонаправленных сил. Первый их фильм назывался «Турецкие сладости» (1973) — драма по роману голландского автора Яна Волкерса (Jan Wolkers), номинировавшаяся в 1974 году на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм».
Сняв этого актёра в пяти известных фильмах разных жанров («Турецкие сладости», 1973, «Кити-вертихвостка», 1975, «Оранжевый солдат», 1977, «Лихачи», 1980, «Плоть и кровь», 1985), Верховен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Йерона Краббе, выражает «светлую сторону естества». Режиссёр также намеревался снимать Хауэра и в своём американском дебюте — фантастическом боевике «Робот-полицейский» (1987), но вскоре поссорился с актёром из-за творческих разногласий.
Его первое появление в Голливуде состоялось в картине «Ночные ястребы» (1981) с Сильвестром Сталлоне в главной роли, в котором он сыграл убийцу Вульфгара. Рутгер увидел для себя новые возможности самовыражения. Он нанимает известного репетитора, у которого берёт уроки американского варианта английского языка, чтобы американские зрители в будущем не слышали его европейский акцент. После нескольких удачных картин, Хауэр становится известным в США актёром, чьё имя начали ставить первым на киноафишах и плакатах. Фильм «Бегущий по лезвию бритвы» стал классикой научной фантастики, и первая версия была добавлена к Национальному архиву фильмов (National Film Archives), поддерживаемым библиотекой Конгресса США. К этому времени он покупает на Калифорнийском побережье дом и собственоручно строит огромный трейлер, который часто использует во время съёмок на выезде.
В конце 1980-х годов Рутгер Хауэр классифицировался среди пятидесяти наиболее «пригодных к учёту» актёров в мире в списке, сделанном элитным изданием «Hollywood Reporter».
В 1990-х годах актёр всё чаще стал сотрудничать с небольшими независимыми киностудиями, пытаясь уйти от навязанного ему Голливудом образа, что уменьшило его популярность в США. Но у себя на родине, в Голландии, Рутгер Хауэр остается очень популярным, о чём свидетельствует шумное празднование его 50-летия в 1994 году. Была показана ретроспектива его самых знаменитых картин, которая предварялась документальным фильмом «Актёр в оранжевом» (Acteur van Oranje). Спустя год, к 100-летию мирового кинематографа, почтовая служба Голландии выпустила юбилейный набор марок, одна из которых изображала Хауэра в роли из картины «Турецкие сладости».
Вторая половина 1990-х годов и начало нового тысячелетия для актёра, заключившего контракт со своим новым агентом Джоан Хайлер (Joan Hyler), начались довольно удачно. В этот период он снимается в фильмах киностудии «Hallmark» — «Зов предков» (The Call of the Wild, 1996) по роману Джека Лондона и «Мерлин» (Merlin, 1998) — на телеканале «NBC» в фэнтезийной сказке «Десятое королевство» (англ. The 10th Kingdom, 1999), где сыграл роль злого Охотника. Кинокартина «Симон-волхв » (Simon Magus, 1998), где Хауэр сыграл мягкого и доброго чтеца поэзии Альбрехта (Count Albrecht), была представлена на нескольких международных кинофестивалях.
В апреле 1999 года Хауэр получает в Нидерландах звание «Лучший актёр столетия», празднование которого на голландском телевидении вылилось в ретроспективу его фильмов, проведенную без остановок в течение целого дня. В 2000 году попробовал себя в режиссуре, в результате чего на экраны вышел короткометражный фильм «Комната» (The Room) по книге голландского писателя Харри Мулиша, получивший в следующем году Приз зрительских симпатий на Парижском кинофестивале (Paris Film Festival) как «лучший короткометражный фильм».
По его собственному признанию, Рутгер никогда не хотел быть актером, потому что он застенчив по природе, однако, ему очень нравится снимать независимое кино на своей студии.Рутгер Хауэр. Голландский фрукт в вакуумной упаковке (1997 г.).читать дальше
www.chelpress.ru/newspapers/bum-bum/cinema/star...
У него хитрый прищур и двусмысленная улыбка, словно он хочет сказать зрителю, перегнувшись в темный зал: "Это все барахло, я понимаю: все эти взорванные бассейны, ошейники с дистанционным управлением, грудастые суперагентши, "морские котики", террористы, прибабахнутые летчики, ракеты, пистолеты, окровавленные морды... Но потерпи еще чуток, я тебя удивлю по-настоящему".
И каждый раз обещания оказываются пустыми. Голландский киноделикатес, завезенный когда-то в Америку в одной партии с Полом Верхувеном и Джероеном Краббе, давно выдохся и превратился в стандартное голливудское изделие.
Когда Хауэр только появился в Голливуде, моложавый, длинноволосый, с лукавой рожицей фавна, с облегающих розовых джинсах и с меховой горжеткой на плечах, продюсеры одобрительно хмыкнули. Еще бы: этот тип мастурбировал перед камерой в "Турецком фрукте", бегал голым, щеголял в женском белье и вообще очень шокировал публику. А "Солдат в оранжевом" и "Женщина между собакой и волком" добавили к его скандальной славе еще и солидный классический блеск. Как раз такого аристократа-отщепенца не хватало на американском экране. Мастурбировать мы ему, конечно, не позволим, сказали продюсеры, но приперчить голливудский поп-корн можно. У этого голландца такие прозрачные глаза! Замечательный негодяй получится!
И Рутгеру Хауэру дали сыграть безжалостного международного террориста в фильме Брюса Малмута "Ночные ястребы". Рядом с самим Сильвестром Сталлоне! Это было в 1981 году, за пять лет до того, как Верхувен, забыв о психологических сложностях Старого Света, начнет клепать "Робокопа", а блестящий драматический актер Джероен Краббе проплывет ботинками вперед мимо Вупи Голдберг в крошечном эпизоде "Джека-попрыгунчика".Их богемную амстердамскую юность как ножом отрезало.
До своего появления в Голливуде Хауэр успел много сделать для европейской культуры 70-х и стать крупной фигурой в эстетских кругах.
В кино он пришел довольно зрелым человеком - в 28 лет (родился Хауэр 23 января 1944 года). Его родители были актерами амстердамского театра и готовили сына к театральному поприщу, поэтому пятнадцатилетний "рассерженный" (в начале 50-х это был модный молодежный стиль) сбежал из дому. Он мечтал стать моряком, просоленым морским волком, как его дед. Но хватило года, чтобы понять: флот не тот, что раньше, море тоже не то, а у Рутгера слабое зрение и дальше корабельной кухни ему не продвинуться. К тому же поэтический зуд, вдруг одолевший юношу, мало вязался с камбузом и матросской руганью. Он вернулся в Амстердам и все пошло, как должно быть: колледж, театр, артистические кафе, поэтические застолья ночь напролет, Школа драматических искусств, экспериментальная молодежная труппа, дружба с такими же молодыми, но уже знаменитыми актерами и режиссерами...
Рутгер не избежал призыва в армию, но постарался отделаться от военной службы как можно скорее. "Это было совсем, как в фильме "Кто-то пролетел над гнездом кукушки". Я чуть было не свихнулся", - вспоминает он. Помог друг-военврач: он устроил психиатрическую эскпертизу, и Рутгер разыграл действительно свихнувшегося не хуже, чем Джек Николсон. Через полтора месяца "психушки" он был комиссован.
В 1972 году Рутгер познакомился с Паулем Верхувеном (это потом, в Голливуде режиссер сменит свое голландское имя на "Пол"). Они сразу же спелись. Оба были молоды, дерзки, не признавали никаких табу, обожали шокировать буржуазную публику, оба принадлежали к художественной элите Амстердама. Первый совместный фильм "Турецкий фрукт" был их исповедью, в которой они признавались в своих грехах и ошибках, в легкомысленной жестокости к близким, в эгоизме, но и в жизнелюбии тоже, и в свободе чувств. Хауэр не был здесь таким уж лицедеем. Он сыграл, считай, самого себя, разве что в отличие от героя был актером. И подружку свою до смерти не довел, а ограничился разрывом отношений. Он даже не узнал, что шесть месяцев спустя у него родилась дочь.
То ли искренность авторов тому причиной, то ли их талант, но "Турецкий фрукт" оказался так хорош, что получил несколько европейских наград и номинировался на "Оскар". Успешными оказались и следующие фильмы Верхувена с Хауэром: "Кэтти Типпель", "Солдат в оранжевом", "Спеттеры". Последний фильм, снятый в 1980 году, уже, правда, имел налет американщины, хотя бы потому, что действие его происходило в среде амстердамских рокеров. Рутгер играл как раз такого сросшегося с мотоциклом парня с черной коже, крутого, шикарного. Отсюда до "Ночных ястребов" было рукой подать.
Куда важнее для европейской биографии Хауэра оказался фильм "Солдат в оранжевом" (1979), поставленный по повести Эрика Хазельхоффа. Рутгер сыграл аристократа, попытавшегося в годы второй мировой войны остаться "над схваткой", но роковым стечением обстоятельств ставшего участником голландского Сопротивления. В эти последние перед Голливудом годы Рутгеру одна за другой идут серьез
ные драматические роли, и каждый его фильм становится событием европейского кино. Он снимается в Голландии, Франции, Германии, Бельгии. Фильм бельгийского режиссера Андре Дельво "Женщина между собакой и волком" был таким же фаворитом европейских кинофестивалей, как "Солдат в оранжевом". Хауэр вновь играл человека, оказавшегося перед выбором. Его герой, бельгийский немец, женатый на француженке, считает своим священным долгом вступить с началом второй мировой войны в немецкую армию. Острый приступ патриотизма, гибель иллюзий, возвращение на руины прежней жизни, попытка воссоединить, восстановить разрушенное, - вот что пришлось сыграть Хауэру, и это потребовало от него куда больше сил, чем беготня по крышам и пожарным лестницам в "Ночных ястребах". У него были совершенно магические сцены в "Женщине...", как, например, свадебный вальс, когда влюбленный и сосредоточенный только на своем чувстве Хауэр кружит Мари- Кристину Барро по цветущему саду, не замечая, что и дом, и праздничные столы под деревьями, и гости давно остались позади, а перед ними луг, река и далекие холмы. Прямая цитата из классической "Аталанты" Жана Виго.
Но в Голливуде актерские достижения Хауэра не стоили ни цента. В "Ночных ястребах" ему пришлось учиться совсем другому у Сильвестра Сталлоне: группироваться перед эффектным падением, виснуть на руках на водостоке небоскреба, имитировать отдачу при стрельбе и работать локтями, чтобы тебя не затерли такие же искатели славы. "Этот малый, похоже, станет звездой", - одобрил Сталлоне его старания. За "Ночных ястребов" Хауэр получил 800 000 долларов и тут же купил виллу в окрестностях Лос- Анджелеса. Великая американская мечта начинала сбываться.
Главной проблемой Рутгера в это время стала борьба с амплуа хладнокровного мерзавца, которое определили ему продюсеры. И поначалу ему это удавалось. Он сыграл романтического героя-любовника в "Разлученных" рядом с Кэтлин Тернер, еще одного любовника в "Леди-ястреб", от третьего отказался сам - в фильме "Девять с половиной недель" его заменил Микки Рурк. Он снялся в первом американском фильме Пауля Верхувена "Плоть"кровь", средневековой саге о любви и коварстве. От второй работы с Паулем отказался - в "Робокопе" его заменил Питер Уэллер. Куда бы ни сворачивал Рутгер в поисках разнообразия, пути неизбежно приводили его в коммерческий тупик, к бессмысленному повторению одних и тех же полюбившихся зрителю штампов. И он остался при злодейских ролях. "Ну что же, - сказал он сам себе, - зло гораздо интереснее добра". Своих злодеев Хауэр варьировал, как мог. Фантазии хватало. Сумасшедший андроид в "Бегущем по лезвию бритвы" - клинический тип с прозрачными нечеловеческими глазами. Маньяк-убийца в "Попутчике". Могучий гладиатор- сексапил в "Крови героев". Обаятельный мерзавец в "Ошейнике". Психопат в "Тактическом нападении". Вот только вампира еще не сыграл. А предлагали. Роль Лестата в "Интервью с вампиром" была предназначена для него, но Рутгер охотно уступил ее Тому Крузу.
С годами он привык к дурному характеру своих персонажей и обращал больше внимания на детали. Cказалась врожденная склонность Хауэра ко всему экстравагантному. То он наплетет косичек из своих редеющих соломенных волос, то нарядится в длиннющий белый тренч-кот и прикинется Хэмфри Богартом, то улыбнется андроидной улыбкой так, что у зрителя мороз по коже.
Слава Богу, Европа не забыла Рутгера. В 1988 году итальянский классик Эрмано Ольми пригласил его на главную роль в своей ленте "Легенда о Святом Пьянице". Хауэр сыграл поразительно светлую роль задушевного бродяги, обитающего под мостом, вечно пьяного, пребывающего в мире воспоминаний и видений, сквозь которые смутно проступает реальный мир. На европейских кинофестивалях порадовались возвращению голландца в большое кино. В Америке ленту не заметили.
Там же в Италии, чтобы не ездить дважды, дорвавшийся до искусства Хауэр сыграл у еще одного классика европейского кино Лины Вертмюллер в фильме "Ночью в свете луны". Но в Голливуд возвращаться пришлось все равно. Бельгийские, французские, голландские друзья прежних лет твердили ему, что в этом нет нужды, что лучшие его американские роли позади, что вернуться ему было нужно сразу после "Бегущего по лезвию бритвы". Он сам догадывался об этом, но... Как раз в последний приезд он приглядел в голландской провинции Фрайзанд загородный дом ХVIII века. Собственно, это ферма, но какой стиль, какая основательность! Хауэр мечтал, как он заведет здесь конюшню и молочное хозяйство и будет отдыхать душой от Голливуда. И еще ему очень хотелось иметь яхту, раз уж не пришлось в свое время стать морским волком. Словом, он вернулся в Америку зарабатывать деньги в боевиках.
Его первой крупной ролью после европейских каникул стал убийца в триллере Филиппа Нойса "Слепая ярость". Затем еще один убийца - в "Крови героев". Медвежатник в "Ошейнике". Пьяница и вероятный садист-убийца в триллере "После полуночи" (подозрения, павшие на героя Хауэра к финалу снимались, но актер всласть попугал зрителя, уверенного, что именно он - а кому еще! - убивал беременных женщин). Забавно, что параллельно с негодяями Рутгер изображал веселого жизнелюба в телерекламе пива "Гиннес". "Я полон веселья и пузырьков!" - говорил он, вздымая тяжелый бокал, оплывающий пеной, подмигивал и пригубливал... Как раз в это время Хауэр и потерял форму.
Последние годы не принесли Хауэру ни одной крупной интересной роли. Вновь приглашенный в Европу на съемки ленты "Нострадамус", он сыграл всего лишь эпизодическую роль призрака: появился в причудливой шляпе, нагруженной горящими свечами, улыбнулся своей особенной улыбкой, поднял предостерегающе палец - и растворился. В Америке же Хауэр стал заметно уходить на второй план, уступая первый молодым героям. Если он и огорчен, внешне это никак не сказывается. Хауэру 54, и он говорит иногда, что хочет основательно состариться прежде чем вернуться в Европу и сыграть короля Лира и Ричарда III. В Америке он все равно не прижился. В свое время ему предлагали роль Джеймса Бонда (вслед за Тимоти Далтоном), но Хауэр не захотел становиться еще одним в череде персонажей комикса. Не захотел он и обязательной светской жизни: тусовок, коктейлей, приемов, полезных знакомств. Попав как-то на церемонию вручения "Оскара", он пришел в ужас: "Мне казалось, что я окружен живыми мертвецами!" - и больше там не появлялся. Единственная, с кем Рутгер сошелся по душам, - это Вупи Голдберг. Ее экстравагантность, едкий юмор и независимость он высоко ценит. Вместе с Вупи он намерен основать собственную продюсерскую контору, когда с актерством будет совсем покончено.
Куда больше Рутгера занимают сейчас домашние дела. Большую часть года он проводит в Лос-Анджелесе вместе с женой Инек, тоже уроженкой Амстердама. Она художница, занимается росписью по шелку и гравюрой. Сам Рутгер тоже не чужд изящному: он играет по вечерам на виолончели. Так красиво они и проводят свободное время. Есть еще одна радость - внук Леонардо, белоголовый и синеглазый, как дедушка. У Рутгера и Инек детей нет, но к счастью, дочь Хауэра от первого скоропалительного брака отыскала отца и поселилась с ним в Лос-Анджелесе. Айша собиралась стать актрисой, и Рутгер ей в этом помогал: пока дочка бегала на прослушивания, он менял маленькому Леонардо памперсы. Что может быть лучше этих маленьких забот! Сейчас внуку уже двенадцатый год. Лето он проводит с дедом на трехмачтовой яхте или на голландской ферме среди лошадей и телят. А осенью они возвращаются в Лос-Анджелес. Внук - в колледж, дед - на студию, играть негодяев. РУТГЕР ХАУЭР"Хочешь умереть - умирай, но делай это быстро и с улыбкой: у всех свои дела, а мне так вообще еще за сигаретами идти..." - Рой Бэтти, персонаж Рутгера Хауэра в фильме "Бегущий по лезвию бритвы", 1982 год.
читать дальше
bestdivx.nm.ru/hauer.htm
На роль самого главного злодея в фильм "Бегущий по лезвию бритвы" Рутгер Хауэр попал без кинопроб: режиссер Ридли Скотт, оказывается, видел несколько голландских картин с участием "белокурой бестии". Получив сценарий "Бегущего", Скотт решил исполнить давнюю мечту и пригласил Хауэра на собеседование. На следующий день в его кабинете выросла долговязая фигура (в Хауэре почти метр девяносто) в ленноновских очках, ярко-розовых штанах и белом свитере, на котором гримасничала фривольная лисица. Обладатель всего этого великолепия говорил по-английски с чудовищным акцентом, не выпуская изо рта дешевую мексиканскую сигару, - обалдевший Скотт решил было, что секретарь по ошибке пропустил к нему в офис местного сумасшедшего, но тут экзотический посетитель снял очки... "Эти фантастические голубые глаза! - до сих пор вспоминает Ридли Скотт. - Первой мыслью было: я стану снимать его, чего бы мне это ни стоило, пусть даже полбюджета картины уйдет на уроки английского языка для этого неуча! Вторая мысль имела более прагматические очертания: ни в коем случае нельзя знакомить его с женой и дочерью!"
А на пресс-конференции, посвященной выходу "Бегущего по лезвию бритвы" на экраны, исполнитель главной героической роли Харрисон Форд заметил: "Мою роль Рутгер сыграл бы без труда, а вот я его... Сомневаюсь." Примерно тогда же Роберт Де Ниро обронил: "Будь я режиссером, все мафиозные негодяи были бы его", на что Хауэр парировал из-за океана: "Будь вы режиссером, мистер Де Ниро, вы не пригласили бы меня даже на роль падающего дерева: у вас в Америке такие решения принимают продюсеры - к счастью, вам им не быть никогда".
ЭТО ИНТЕРЕСНО
1. Рутгер Хауэр - дальтоник.
2. Во время прыжка с парашютом Рутгер Хауэр получил серьезную травму колена, операции на котором с тех пор стали для него ежегодной рутиной.
3. Рутгер Хауэр и Жерар Депардье уверенно держат в Европе первое и второе места по съемкам в обнаженном виде.
4. Рутгер Хауэр - призер Голландии по мотокроссу 1972 года.
5. Рутгер Хауэр снялся в 82 кинофильмах и 69 телевизионных фильмах.
6. Рутгер Хауэр дважды становился полным банкротом, в 1985 и 1992 годах, - тогда актер был вынужден заложить даже свои европейские награды, но после, правда, сумел выкупить.
7. Ближайшие друзья Рутгера Хауэра - Аль Пачино, Шер - в смысле, подруга, Джин Хэкмен и Ник Нолт. По словам Нолта, когда он, Нолт, лечился от алкоголизма, именно Рутгер Хауэр "помог мне обрести веру в себя".
8. Однажды Рутгер Хауэр и Мики Рурк на спор выпили огромное количество спиртного - некоторые оставшиеся в здравом уме свидетели припомнили, что победил, кажется, Хауэр. Хотя они в этом не уверены.
9. Рутгер Хауэр очень недоволен тем обстоятельством, что во всех фильмах главные герои "наводят на зрителей скуку до финальных титров" - он намерен исправить это досадное недоразумение, и сейчас в Интернете можно прочитать сценарий мистера Хауэра, по которому шесть (!) главных героев погибают в первые десять минут, а потом начинается "нормальное кино".
10. Когда Энн Райс писала свои "Вампирские Хроники" (по этому произведению был снят "Интервью с вампиром"), по ее собственным словам, "создавая образ вампира Лестата, я видела перед собой лицо Рутгера Хауэра
Рутгер Ольсен Хауэр родился 23 января 1944 года в маленьком голландском городе Брюкелен - его отец, Ольсон Кнет Хауэр, преподавал актерское мастерство в местном театральном колледже, мать, Магда Лебиус-Хауэр, там же вела занятия по курсу драматургии. В пятнадцать лет Хауэр-младший сбежал из дома и полгода плавал на торговом судне матросом, в шестнадцать лет он поступил в театральный институт в Базеле, откуда через пару лет ушел в армию. Отдав два года десантным войскам, Хауэр вернулся в институт, и после его окончания получил место в Королевском театре в Амстердаме. Говорят, самый первый фильм с его участием датирован 1969 годом, но следов этой, вероятно, гениальной ленты отыскать так и не удалось. Зато доподлинно известно, что прорыв Хауэра на широкий экран состоялся в 1973 году в фильме великого голландского режиссера Пола Верховена "Восточные сладости" (в нашем прокате - "Турецкие сладости"), - эта картина была главным претендентом на "Оскара" в категории "Лучший зарубежный фильм", но осталась без приза. Хотя американские критики в один голос заявили: будь этот малый местным, иметь бы ему "Оскара" как лучшему актеру страны ".
На съемках "Восточных сладостей" у него начался бурный роман с исполнительницей главной роли - жених актрисы вначале угрожал убить Рутгера, потом меня, потом нас обоих и невесту, потом пригрозил прыгнуть с ратуши, и действительно полез на крышу. Хауэр сунул в карман бутылку виски и полез за ним - уж не знаю, о чем они там говорили, но через пару часов к ним отправилась главная героиня. Она там пробыла недолго, спустилась вниз бледная, а потом снова ринулась на крышу - с еще одной бутылкой виски... Короче, вечером мы вызвали пожарных, но Рутгер сам вынес мертвецки пьяных жениха и невесту. Ночью он позвонил мне и попросил перенести съемки на один день - я осведомился, надо ли нам искать новую актрису на главную роль, но он только икал и смеялся. Через день мы продолжили съемки как ни в чем не бывало - оказалось, он подарил жениху свой гоночный мотоцикл и пообещал познакомить с "очаровательными сестрами"! Самое интересное, что позже наш жених на одной из этих мифических сестер действительно женился!" - из интервью Пола Верховена телекомпании CNN, 1997 год.
Поклонники Рутгера Хауэра готовы смотреть любой фильм с его участием, однако мало кто из них, положа руку на сердце, станет оспаривать тот факт, что лучшие картины Хауэра - европейские. Нет спору, "Бегущий по лезвию бритвы" и "Попутчик" - очень крепкие работы, но вот франко-итальянский "Легенда о святом пропойце" 1988 года - шедевр без всякого преувеличения. В подтверждение чего был отмечен "Золотым львом" на Венецианском фестивале, а на международном кинофестивале в Сиэтле за свою гениальную игру в этой ленте мистер Хауэр получил приз как "Лучший актер". Просто лучший актер - не актер года, не лучший иностранный актер, а просто лучший, и все тут. Кстати, о призах и наградах: за роль в еще одном фильме Верховена, "Оранжисты", 1977 год, Рутгер Хауэр был выдвинут на "Оскара", но, как и следовало ожидать, остался с пустыми руками. Европа была более объективна к Хауэру - за роль в картине "Побег из Собибора", 1987 год, он удостоился "Золотого глобуса" и номинировался на эту премию в 1995 году за роль в фильме "Фатерланд".
Прорыв Хауэра на американский - и, следовательно, на советский, а потом уже и российский - кинорынок состоялся не в "Бегущем", а чуть раньше, в 1981 году, когда был снят фильм "Ночные ястребы" с Сильвестром Сталлоне в главной положительной роли. Здесь уместно вспомнить совет, который великий Керк Дуглас дал в свое время только вползавшему на кинематографический Олимп сыну Майклу: "Если хочешь, чтобы публика тебя запомнила, а потом стала узнавать, прекрати играть героев - играй злодеев и негодяев! Но играй так, чтобы зрители плевали в ярости на твоих персонажей!" Таких мерзких, таких очаровательных и гадких злодеев, каких сыграл Рутгер Хауэр, не сыграл во второй половине XX века, пожалуй, ни один большой актер. А его Вульфгар из "Ночных ястребов" - апогей отрицательной роли (некоторым больше нравится Джон Райдер из "Попутчика", но это уже дело вкуса). Еще одно соображение: во всех картинах, где Хауэр рисовал злодеев, его герои выглядели гораздо более убедительными чем светлые вестники добра, и Харрисон Форд очень точно подметил эту особенность игры актера. И конечно же не деревянному мужчине Сталлоне было тягаться с тончайшим мастером Хауэром, чей террорист Вульфгар, если бы не сценарий, не оставил бы туповатому полицейскому ни шанса. Кстати, на съемках "Ночных Ястребов" выяснилось, что Сталлоне и Хауэр терпеть друг друга не могут, и лишь благодаря дипломатическим способностям режиссера Брюса Малмута картина была закончена без осложнений. По словам самого Хауэра, "сценарий был просто ужасным, удивительно, что мы что-то смогли из него сделать". По его же словам, после съемок Сталлоне отвел его в сторону и сказал: "Парень, ты великий актер, я понимаю, но дай и мне шанс".
Более чем сомнительный "Собиратель костей" 1998 год, где Хауэр как всегда убедительно сыграл не очень убедительного доктора Уильяма Палмера, вполне можно расценивать как очередную попытку снять продолжение "Молчания ягнят" - любимое занятие американских кинематографистов последние десять лет, к которому, к сожалению, довольно часто привлекают и мистера Хауэра.
Кстати, англичане, которые на все достижения американского кино отвечают простым предложением: "Джон Гилгуд - англичанин", решили, что Хауэр, сыгравший роль лорда Вортигерна в фильме "Мерлин" 1998 год, "раскрыл наконец загадочный английский характер" и, подобно грекам, которые за роль грека Зорбы пожаловали своим гражданством великого американского актера Энтони Куина, сделали Хауэра англичанином. Если это и не венец карьеры, то как минимум признание факта, что эта карьера поразила целую атомную державу...
"Время растворяет все события - так слезы теряются в дожде. Так не все ли равно, как и где настигнет нас смерть..." (Рой Бэтти, персонаж Рутгера Хауэра в фильме "Бегущий по лезвию бритвы")
@музыка:
Йовин. Роланд
@настроение:
И сжимая в ладонях клинок, ты смеялся легко и беспечно, Уходя за последний порог, в безоглядную дальнюю вечность...
@темы:
кино,
платоническое